Отчет по психолого-педогогической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 15:32, отчет по практике

Описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Передо мной стояли задачи:
- создание целостного представления о педагогической деятельности;
- развитие педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства;
- углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;
- овладение современными технологиями обучения и воспитания.
- развитие опыта практической деятельности школьного психолога;
- реализация на практике полученных специальных предметных знаний теоретического курса дисциплин из вековой, педагогической психологии;
- приобретение опыта получения и обработки исследовательского материала в процессе психодиагностической работы с учениками разного школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 164.26 Кб (Скачать документ)
 
 

Исследование  проводилось на двух испытуемых. Учеников 4 класса. У первого испытуемого  Антона воспроизведено правильно 27 слов – это высокий уровень, у второго  испытуемого тоже высокий уровень, но правильно воспроизведено 21 слово.

У двоих  испытуемых высокий уровень гибкости мышления.

 

     Цветовой  тест отношений (цто)

     Цель: Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к себе и близким.

     Ход методики: В контакте с испытуемым был составлен список лиц, находящихся в непосредственном окружении испытуемого, а также понятий, имеющих для него существенное значение. Конкретная форма списка зависит от личности и жизненного пути испытуемого.

Перед испытуемыми на белом фоне раскладывались в случайном порядке цвета. Затем  следовала инструкция: подобрать  к каждому из людей и понятий, которые последовательно ему  зачитываются, подходящие цвета, а также  выбрать наиболее приятный цвет и  так по убывающей.

Черный: молчаливость, эгоистичность, враждебность, отвергаемость. Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный. Синий: добросовестный, спокойный, несколько  холодный. Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный. Желтый: очень  активный, открытый, общительный, веселый. Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный. 
   Луиза проранжировала по привлекательности таким образом: фиолетовый, серый, черный, коричневый, синий, зеленый, желтый, красный.
 

Антон выбрал по привлекательности следующие  цвета: серый, черный, коричневый, синий, красный, фиолетовый, зеленый, желтый. 
 

ИССЛЕДОВАНИЕ  ТИПОВ ПАМЯТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     Цель  исследования: определение типов памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

      Материал  и оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках. 

I II III IV
 
ДИРИЖАБЛЬ

ЛАМПА

ЯБЛОКО

КАРАНДАШ

ГРОЗА

УТКА

ОБРУЧ

МЕЛЬНИЦА

ПОПУГАЙ

ЛИСТОК

 
САМОЛЕТ

ЧАЙНИК

БАБОЧКА

НОГИ

БРЕВНО

СВЕЧА

ТАЧКА

ЖУРНАЛ

МАШИНА

СТОЛБ

 
ПАРОХОД

СОБАКА

ПАРТА

САПОГИ

СКОВОРОДА

КАЛАЧ

РОЩА

ГРИБ

ШУТКА

СЕНО

 
ВОЛК

БОЧКА

КОНЬКИ

САМОВАР

ПИЛА

ВЕСЛО

ЗАГАДКА

ПРОГУЛКА

КНИГА

ТРАКТОР

 

      Процедура исследования

      Задание может выполняться как индивидуально, так и в группе.

      Испытуемым  предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания на слух, при  зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном  восприятии.

      У испытуемой Луизы в первом ряде более  правильно написаны, а это значит, что у нее слуховое запоминание  лучше.  Луиза и Антон показали следующие результаты: у двоих испытуемых высокий уровень запоминания – 96% и 84%. 
 
 
 
 
 

МЕТОДИКА  ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ

      Цель: Данная методика направлена на  определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания.

     Ход исследования: Испытуемому поочередно предлагалось пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Затем испытуемый отыскивал и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторялась с пятью разными таблицами. Стимульный материал:

     С помощью этого теста также  вычисляются  показатели:

эффективность работы (ЭР),

степень врабатываемости (ВР),

психическая устойчивость (ПУ).

     Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где

Тi –  время работы с i-той таблицей.

     Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому  требуется подготовка к основной работе.

     Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется  по формуле:

ПУ= Т4 / ЭР

Показатель  результата меньше 1,0 говорит о хорошей  психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем  хуже психическая устойчивость испытуемого  к выполнению заданий.

     У Луизы показатели по данной методики были следующие: (В минутах)

Т1 = 1,3

Т2 = 1,2

Т3 = 1,4

Т4 = 1,7

Т5 = 1,9

ЭР = 1,5; ВР = 0,9; ПУ = 1,1.

У Антона показатели немного ниже. ЭР = 1,7; ВР = 1,1; ПУ = 1,1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Методика: «Рисунок семьи».

Цель: исследование межличностных отношений ребенка в семье.

Материал: лист белой бумаги, карандаши цветные.

Инструкция: «Нарисуйте свою семью». При этом не рекомендуется

объяснять, что означает слово «семья», а  если возникают вопросы, следует  еще

раз повторить  инструкцию.

Ход обследования: выданы инструменты, зачитана инструкция.

Испытуемый  Луиза.

Общий размер рисунка.

Рисунок занимает всю площадь листа формата  А4.

Количество  членов семьи.

Три (как  и есть на самом деле), но на расстоянии изображен человек без лица в  мужской одежде.

Размеры членов семьи.

Равно пропорциональные (все одинакового  размера).

Расстояния  между членами  семьи.

Ребенок находиться ближе к бабушке и  дальше от матери.

Размер  и характер линий.

Четкие, тонкие, ровные. Изображение реалистическое, эстетическое и не вызывает отторжения присутствует множество мелких деталей.

Дополнительные  элементы.

Черная  туча и серый фон.

Испытуемый  Антон  10 лет. На рисунке изобразил маму, папу и себя, хотя живет с отчимом. При контакте с ребенком были заданы следующие вопросы:   

    1. Скажи, кто тут нарисован?   
    2. Кто это придумал?   
    3. Кто первым был нарисован?   
    4. Им весело или скучно?

В ходе разговора была получена следующая  информация:  

    1. Первой Антон  нарисовал маму, затем папу, потом себя. А младшего брата не нарисовал вообще.   
    2. Все довольны, он видит всех счастливыми и с улыбкой на лице.   
    3. Рисунок он придумал сам, он ему очень нравится.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДИКА: «ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА» 

      Цель. Методика позволяет выявить уровень самооценки личности старшеклассника.

      Ход исследования: Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

  • очень часто - 4 балла,
  • часто - 3 балла,
  • иногда - 2 балла,
  • редко - 1 балл,
  • никогда - 0 баллов.

    Первый испытуемый Вова (14 лет) по данным исследования набрал 74 балла. Вторая испытуемая Катя (14,5 лет) набрала 66 балов Это говорит о  том, что у испытуемых низкий уровень  самооценки.

      Обработка результатов: подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:

Баллы Уровень самооценки
0-25 высокий
26-45 средний
46-128 низкий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДИКА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ        (адаптация А.Белова)

  Цель. Методика предназначена для исследования темперамента старших школьников.

Формула темперамента:

Фт = [X • Ах/А • 100%] + [С • Ас/А • 100%] +

+ [Ф  • Аф/А • 100%] + [М  • Ам/А • 100%],

Стимульный  материал:   вопросы. 

     Итак, первый испытуемый Вова. По каждому  типу темперамента положительные ответы: холерик- 14, сангвиник- 16, флегматик- 15, меланхолик- 5. Можно сказать, что  сангвинический тип у испытуемого  наиболее ярко выражен. По данной формуле вычесляется в процентном соотношении тип темперамента. У данного испытуемого следующие значения: холерик-28%, сангвиник-32%  флегматик-30%  меланхолик-10%

     Второй  испытуемый – Катя. И по каждому типу темперамента имеет такие положительные ответы: холерический тип – 9, сангвинический- 10, флегматический- 11, меланхолический- 4.

     В процентном соотношении: холерик- 26%, сангвиник- 29%, флегматик-32%, меланхолик- 12%. Все  типы выражены средне, но самый высокий  процент из них у флегматического. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         ОПРОСНИК  ШМИШЕКА 

     Цель: Данный опросник направлен на исследование акцентуаций характера у подростка.

     Инструкция: Испытуемым предостовлялся бланк ответов, на котором он должен был написать свое имя, фамилию, класс, возраст, пол. После чего читалась инструкция и непосредственно сами вопросы.

    Стимульный  материал: ряд вопросов. Количество 88

Итак, первый испытуемый Вова. Сначала проверялась  достоверность результатов: у данного  подростка шкала достоверности  равняется 4.

   По  выраженности акцентуаций характера  у испытуемого можно сказать, что наиболее выражены две акцентуации - это эмотивность(18) и экзольтированность(18), наименее выраженных акцентуаций тоже несколько: дистимический (9), тревожный (9), возбудимый (9).

   Второй  испытуемый – Катя: наиболее выраженных акцентуаций также 2.

Это циклотимность (15) и эмотивность (15). Наименее выраженные тип- возбудимый (3). Шкала лжи 4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕСТ  СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЕКТА  Р. АМТХАУЭРА.

      Цель  использования методики: диагностика различных аспектов умственной деятельности человека.

Стимульный  материал

Субтест 1 - дополнение предложений  Инструкция.

Каждое  из заданий представляет собой незаконченное  предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для  завершения предложения, чтобы оно  приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в  листе ответов поставить рядом  с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово  среди других вариантов ответа.  
 

Информация о работе Отчет по психолого-педогогической практике