Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 15:32, отчет по практике
Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Передо мной стояли задачи:
- создание целостного представления о педагогической деятельности;
- развитие педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства;
- углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;
- овладение современными технологиями обучения и воспитания.
- развитие опыта практической деятельности школьного психолога;
- реализация на практике полученных специальных предметных знаний теоретического курса дисциплин из вековой, педагогической психологии;
- приобретение опыта получения и обработки исследовательского материала в процессе психодиагностической работы с учениками разного школьного возраста.
Методика: «Рисунок семьи».
Цель: исследование межличностных отношений ребенка в семье.
Испытуемый Луиза.
Результаты обследования: изображены все члены семьи, кроме себя.
Анализ и интерпретация результатов: Степень развития изобразительной культуры достаточно высока: рисунок четки, понятный красивый. Линии рисунка правильные, дрожания нет.
Во
время рисования никаких
Согласно данному рисунку у девочки более близкие отношения с бабушкой, чем с мамой. Мама же не доверяет никому. И судя по положению бровей обеспокоена только собой, смотрит вдаль (а не на мать или дочь). Интересна туча, она наделена человеческим лицом и взгляд её довольно суров.
На
рисунке изображен
Семье явно необходим серьезный разговор и более чуткое и внимательное отношение матери к дочери. Необходима перемена ряда ролевых моментов. В целом возможно формирование позитивных тенденций в дальнейшем развитии ребенка.
Испытуемый
Антон. При
беседе выяснилось, что семья неблагополучная,
ребенок живет с отчимом . На основании
изображения рисунка можно определить
следующее: Наиболее авторитетна в семье
мама, потом папа, выражает желание видеть
вместе обоих родителей несмотря на то,
что не живут вместе. Отчима отрицает -несуществует
для него (несмотря на то, что воспитывает
отчим). Руки за спиной -нет контакта в
общении, есть уши -то есть прислушиваются
друг к другу. Ближе ребенок к папе нежели
к маме. В глазах присутствует страх или
тревога. Длинная шея -доля любопытства,
особенно у ребенка. Нет стабильности
в жизни, опоры, так как ног на рисунке
не видно. Правая нога опора за пределами
семьи (у ребенка).
МЕТОДИКА: «ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА»
Цель. Методика позволяет выявить уровень самооценки личности старшеклассника.
Испытуемые : ученик 9-Б класса Молоший Вова и Поляруш Катя. По данным методики выяснилось, что оба подростка имеют низкий уовень самооценки.
При низким уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».
Такие подростки зависимы, нерешительны, необъективны. Часто действуют под влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым честным отношениям с людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят в других исключительно плохие качества.
Заниженная самооценка может пройти ближе к юношескому возрасту, она может связана с просто с подростковым возрастом т.к. изменяются физеологические особенности, приобретается новый круг общения. Иногда в неуверенности ребенка виноват строгий, жесткий учитель. Еще одна из Основных причин низкой самооценки многих детей не в том, что они сознательно не хотят видеть и признавать свои недостатки, а в том, что они не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Иной вариант - конформизм – стремление стать похожим на всех или на большинство (приспособленчество, отсутствие собственной позиции, следование общении мнениям авторитетам.)
Оба испытуемых достаточно
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ (адаптация А.Белова)
Цель. Методика предназначена для исследования темперамента старших школьников.
Качества сангвиника выражены средне, а остальные типы темперамента выражены в малой степени.
«Чистых» темпераментов не существует, поэтому у Вовы сангвинический- флегматический тип, а у Кати флегматический- сангвинический. Но тем не менее опишу доминирующий тип каждого испытуемого.
Сангвиник - человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Быстро устанавливают социальный контакт. Они совершенно не способны долго предаваться мрачным мыслям и страху из-за дурных предзнаменований. Цветы и сияние солнца, весенние грезы и радужные надежды - вот содержание их воображения. Поэтому они почти всегда инициаторы в общении. Когда надо установить тесные неформальные контакты с новыми людьми, сангвиник делает это с интересом и удовольствием, легко включается в компании и способен даже занять в них лидерскую позицию. В то же время вынужденный к изоляции, лишенный широкого круга контактов да еще обреченный на безделье, способен на бурную аффективную реакцию.
Это
человек быстрый, легко приспосабливающийся
к изменчивым условиям жизни. Его
характеризует высокая
Второй испытуемый – Катя.
Все типы выражены средне, но самый высокий процент из них у флегматического, значит можно сказать, о том , что у испытуемый флегматик.
Флегматик
- человек медлительный, уравновешенный
и спокойный, которого нелегко эмоционально
задеть и невозможно вывести из себя; чувства
его почти никак не проявляются вовне.
В отношениях с другими людьми они спокойны,
устойчивы в своих эмоциях. Социальные
контакты флегматик устанавливает медленно,
свои чувства проявляет мало и долго не
замечает, что кто-то ищет повод вступить
с ним в знакомство. Зато он устойчив и
постоянен в своем отношении к человеку.
Он любит находиться в узком кругу старых
знакомых, в привычной обстановке. Характеризуется
сравнительно низким уровнем активности
поведения, новые формы которого вырабатываются
медленно, но являются стойкими. Обладает
медлительностью и спокойствием в действиях,
мимике и речи, ровностью, постоянством,
глубиной чувств и настроений. Настойчивый
и упорный, он редко выходит из себя, не
склонен к аффектам, рассчитав свои силы,
доводит дело до конца, ровен в отношениях,
в меру общителен, не любит попусту болтать.
Экономит силы, попусту их не тратит. В
зависимости от условий в одних случаях
флегматик может характеризоваться "положительными"
чертами - выдержкой, глубиной мыслей,
постоянством, основательностью, в других
- вялостью, безучастностью к окружающему,
ленью и безволием, бедностью и слабостью
эмоций, склонностью к выполнению одних
лишь привычных действий.
ОПРОСНИК ШМИШЕКА
Инструкция: Данный опросник направлен на исследование акцентуаций характера у подростка.
Испытуемым предостовлялся бланк ответов, на котором он должен был написать свое имя, фамилию, класс, возраст, пол. После чего читалась инструкция и непосредственно сами вопросы.
Этим ответам можно доверять и можно считать, что испытуемый достаточно объективно оценивает себя.
По выраженности акцентуаций характера у испытуемого можно сказать, что наиболее выражены две акцентуации - это эмотивность(18) и экзольтированность(18), наименее выраженных акцентуаций тоже несколько: дистимический (9), тревожный (9), возбудимый (9).
Итак,
эмотивный тип акцентуаций: характерны
эмоциональность, чувствительность, тревожность,
болтливость,
боязливость, глубокие реакции в области
тонких чувств. Наиболее сильно выраженная
черта — гуманность,
сопереживание другим людям
или животным, отзывчивость, мягкосердечность,
испытуемый радуются чужим успехам.
Впечатлительны, слезливы, любые жизненные
события воспринимают серьезнее, чем другие
люди. Подростки остро реагируют на сцены
из фильмов, где кому-либо угрожает опасность,
сцена насилия может вызвать сильное потрясение,
которое долго не забудется и может нарушить
сон. Редко вступают в
конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая
их наружу. Свойственно обостренное чувство
долга, исполнительность. Бережно относятся
к природе, любят выращивать растения,
ухаживать за животными.
Также этот тип тесно связан с экзольтированным типом, и у испытуемого они одинаково выражены: Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
Наименее выражены противоположные типы акцентуаций: возбудимый, дистимичный, тревожный, для которых характерны сниженный фон настроения, импульсивность, повышенная серьезность.
Второй испытуемый – Катя: наиболее выраженных акцентуаций также 2.
Результаты достоверны.
Циклотимический тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
Эмотивный тип. У подростков с таким типом преувеличено проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. Ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость. Хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит ухудшение отношений с близкими людьми.
Противоположный тип акцентуации- возбудимый. У испытуемой отсутствуют импульсивные действия, агрессивность, грубость т.е. то что присуще возбудимому типу.
Тест « Дом. Дерево. Человек»
Тест проводился на двух испытуемых - учениках 9 класса. При выполнении теста не возникало никаких трудностей.
Итак, первый испытуемый Вова. Первым он нарисовал дом, значит на первом месте у него безопасность, успех. На вопрос кто нарисован, что за человек? Испытуемый ответил, что это просто веселый человечек, а это его дом, и он в нем живет, а сейчас он ждет гостей. Это говорит о том, что Вова, жизнерадостный, общительный, гостеприимный человек. Интерпретация признаков в тесте:
Дом. Дом вблизи – открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства.
Стена. Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Двери.
Двери закрыты, среднего размера, это говорит
о том, что испытуемый коммуникабелен,
но знает, где четко провести грань и ни
всех пускает в свой внутренний мир, а
только свой определенный круг общения.
Окно. Окна сильно открытые – субъект
ведет себя несколько развязно и прямолинейно.
Готовность к контактам, а отсутствие
занавесок– отсутствие стремления скрывать
свои чувства.
Информация о работе Отчет по психолого-педогогической практике