Отчет по психолого-педогогической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 15:32, отчет по практике

Описание

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.
Передо мной стояли задачи:
- создание целостного представления о педагогической деятельности;
- развитие педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др.) как основы становление педагогического мастерства;
- углубление и закрепление знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках;
- овладение современными технологиями обучения и воспитания.
- развитие опыта практической деятельности школьного психолога;
- реализация на практике полученных специальных предметных знаний теоретического курса дисциплин из вековой, педагогической психологии;
- приобретение опыта получения и обработки исследовательского материала в процессе психодиагностической работы с учениками разного школьного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 164.26 Кб (Скачать документ)

     Методика: «Рисунок семьи».

Цель: исследование межличностных отношений ребенка в семье.

Испытуемый  Луиза.

Результаты  обследования: изображены все члены семьи, кроме себя.

Анализ  и интерпретация  результатов: Степень развития изобразительной культуры достаточно высока: рисунок четки, понятный красивый. Линии рисунка правильные, дрожания нет.

   Во  время рисования никаких эмоционально-ярких  проявлений не было, ребенок не экономил на фломастерах и не торопился, изображение  рисовалось медленно и вдумчиво. Ребенок  пытался произвести впечатление  без проблем, но тем не менее когда  дело коснулась рисования тучи, Луиза  стала более серьезной и о  чем то задумалась.

   Согласно  данному рисунку у девочки  более близкие отношения с  бабушкой, чем с мамой. Мама же не доверяет никому. И судя по положению бровей обеспокоена только собой, смотрит вдаль (а не на мать или дочь). Интересна туча, она наделена человеческим лицом и взгляд её довольно суров.

   На  рисунке изображен неопределенный мужчина (лица нет). Данное обстоятельство указывает на неудовлетворенность  существующей ситуацией. Девочка хотела бы иметь в семье отца, но не как  отчима (подсознательно выводиться нехватка мужского внимания, общения и просто друга).

     Семье явно необходим серьезный разговор и более чуткое и внимательное отношение матери к дочери. Необходима перемена ряда ролевых моментов. В  целом возможно формирование позитивных тенденций в дальнейшем развитии ребенка.

      Испытуемый  Антон. При беседе выяснилось, что семья неблагополучная, ребенок живет с отчимом . На основании изображения рисунка можно определить следующее: Наиболее авторитетна в семье мама, потом папа, выражает желание видеть вместе обоих родителей несмотря на то, что не живут вместе. Отчима отрицает -несуществует для него (несмотря на то, что воспитывает отчим). Руки за спиной -нет контакта в общении, есть уши -то есть прислушиваются друг к другу. Ближе ребенок к папе нежели к маме. В глазах присутствует страх или тревога. Длинная шея -доля любопытства, особенно у ребенка. Нет стабильности в жизни, опоры, так как ног на рисунке не видно. Правая нога опора за пределами семьи (у ребенка).  
 
 
 
 
 
 

      МЕТОДИКА: «ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА»

     Цель. Методика позволяет выявить уровень самооценки личности старшеклассника.

Испытуемые : ученик  9-Б класса Молоший Вова и Поляруш Катя. По данным методики выяснилось, что оба подростка  имеют низкий уовень самооценки.

     При низким уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Такие подростки зависимы, нерешительны, необъективны. Часто действуют под  влиянием инфантильных чувств, не способны к прямым честным отношениям с  людьми и подменяют их деструктивными психологическими играми. Ища оправдания собственным неудачам, они видят  в других исключительно плохие качества.

     Заниженная  самооценка может пройти ближе к  юношескому возрасту, она может связана  с просто с подростковым возрастом  т.к. изменяются физеологические особенности, приобретается новый круг общения.  Иногда в неуверенности ребенка виноват строгий, жесткий учитель.  Еще одна из Основных причин  низкой самооценки  многих  детей  не  в  том, что  они  сознательно  не  хотят  видеть  и  признавать  свои  недостатки, а  в  том, что  они  не  в  состоянии  их  увидеть  даже  под  влиянием  посторонних  людей.  Иной  вариант  -  конформизм – стремление  стать  похожим  на  всех  или  на  большинство  (приспособленчество,  отсутствие  собственной  позиции, следование  общении  мнениям   авторитетам.)

       Оба испытуемых достаточно открыты  и общительны, на первый взгляд  и нельзя было определить, что  у них низкая самооценка. Так  же и Катя и Вова с благополучных  семей. Поэтому правильное, снисходительное  и поощряющее поведение родителей  и учителей в дальнейшем приведет  к адекватной самооценке подростков.

МЕТОДИКА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ        (адаптация А.Белова)

  Цель. Методика предназначена для исследования темперамента старших школьников.

  Качества  сангвиника выражены средне, а  остальные типы темперамента  выражены в малой степени.

«Чистых»  темпераментов не существует, поэтому  у Вовы сангвинический- флегматический тип, а у Кати флегматический- сангвинический. Но тем не менее опишу доминирующий тип каждого испытуемого.

      Сангвиник - человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления; однако его радость, горе, симпатии и другие чувства ярки, но неустойчивы и легко сменяются противоположными чувствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно откликается на желание общаться со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Быстро устанавливают социальный контакт. Они совершенно не способны долго предаваться мрачным мыслям и страху из-за дурных предзнаменований. Цветы и сияние солнца, весенние грезы и радужные надежды - вот содержание их воображения. Поэтому они почти всегда инициаторы в общении. Когда надо установить тесные неформальные контакты с новыми людьми, сангвиник делает это с интересом и удовольствием, легко включается в компании и способен даже занять в них лидерскую позицию. В то же время вынужденный к изоляции, лишенный широкого круга контактов да еще обреченный на безделье, способен на бурную аффективную реакцию.

     Это человек быстрый, легко приспосабливающийся  к изменчивым условиям жизни. Его  характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он в высшей степени  подвижный, общительный человек, легко  сходится с новыми людьми, и поэтому  у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в  общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым.

     Второй  испытуемый – Катя.

     Все типы выражены средне, но самый высокий  процент из них у флегматического, значит можно сказать, о том , что  у испытуемый флегматик.

     Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий. 
 
 
 

         ОПРОСНИК  ШМИШЕКА 

     Инструкция: Данный опросник направлен на исследование акцентуаций характера у подростка.

Испытуемым  предостовлялся бланк ответов, на котором  он должен был написать свое имя, фамилию, класс, возраст, пол. После чего читалась инструкция и непосредственно сами вопросы.

     Этим  ответам можно доверять и можно  считать, что испытуемый достаточно объективно оценивает себя.

   По  выраженности акцентуаций характера  у испытуемого можно сказать, что наиболее выражены две акцентуации - это эмотивность(18) и экзольтированность(18), наименее выраженных акцентуаций тоже несколько: дистимический (9), тревожный (9), возбудимый (9).

   Итак, эмотивный тип акцентуаций: характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, 
боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта   —   гуманность,   сопереживание   другим   людям   или   животным, отзывчивость, мягкосердечность, испытуемый радуются чужим  успехам.   Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в 
конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

   Также этот тип тесно связан с экзольтированным типом, и у испытуемого они одинаково выражены: Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Свойственна высокая контактность,   словоохотливость,   влюбчивость.   Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как   активной,   так   и   пассивной   стороной. Привязаны   к   друзьям   и   близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

   Наименее  выражены противоположные типы акцентуаций: возбудимый, дистимичный, тревожный, для  которых характерны сниженный фон  настроения, импульсивность, повышенная серьезность.

   Второй  испытуемый – Катя: наиболее выраженных акцентуаций также 2.

   Результаты  достоверны.

   Циклотимический тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

   Эмотивный тип. У подростков с таким типом преувеличено проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. Ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость. Хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит ухудшение отношений с близкими людьми.

   Противоположный тип акцентуации- возбудимый. У испытуемой отсутствуют импульсивные действия, агрессивность, грубость т.е. то что  присуще возбудимому типу.

   Тест  « Дом. Дерево. Человек»

Тест  проводился на двух испытуемых - учениках 9 класса. При выполнении теста не возникало никаких трудностей.

     Итак, первый испытуемый  Вова. Первым он нарисовал дом, значит на первом месте  у него безопасность, успех. На вопрос кто нарисован, что за человек? Испытуемый ответил, что это просто веселый  человечек, а это его дом, и  он в нем живет, а сейчас он ждет гостей. Это говорит о том, что  Вова, жизнерадостный, общительный, гостеприимный  человек. Интерпретация признаков  в тесте:

Дом. Дом вблизи – открытость, доступность и чувство теплоты и гостеприимства.

Стена. Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Двери. Двери закрыты, среднего размера, это говорит о том, что испытуемый коммуникабелен, но знает, где четко провести грань и ни всех пускает в свой внутренний мир, а только свой определенный круг общения.                   Окно. Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Готовность к контактам, а отсутствие занавесок– отсутствие стремления скрывать свои чувства.                            

Информация о работе Отчет по психолого-педогогической практике