Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:53, реферат
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной
педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и
приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода
к развитию личности.
Введение....................................................................
.........................3
1.Технология индивидуального обучения и Педагогика
сотрудничества..............................................................
....................4
2. Идея вальдорфской
школы.........................................................8
3. Идея школы
Френе.....................................................................15
4. Идея свободы и
сотрудничества…...........................................22
Выводы......................................................................
........................36
Литература
созданному предмету – результату труда, вальдорфцы стремятся преодолеть
широко распространенный в наше время отрыв “теоретического мышления” от
воли и материальной деятельности – проблема, особенно актуальная для нашего
общества. Другой ученик подготовил сольное выступление – концерт для
фортепиано с оркестром Вивальди. Оркестр состоял из учеников выпускного
класса и из учеников смежных классов. Эти же ученики сдавали при этом и
общепринятый государственный выпускной экзамен реальной школы или абитур –
экзамен, дающий право на учебу в университете.
Педагогика заглядывает в
Мастерство и свобода – две стороны одной медали, которые
взаимообусловлены. Свобода учителя без мастерства и умения, без
педагогического понимания разрушительна. С другой стороны, без передачи
значительной доли ответственности из рук управленцев в руки самих
участников образовательного процесса не может быть здоровой педагогики,
полноценного образования. Отсюда та роль, которую вальдорфцы придают
подготовке учителя. Именно в этом – решающий фактор любой плодотворной
школьной реформы. Так понятая педагогика становится искусством воспитания,
основанным на понимании растущего человека, а идея классного учителя,
несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности
педагогического процесса, – краеугольным камнем вальдорфской педагогики.
Таким образом, целостность здесь зиждется не на принципах, а на живом
человеке.
Ориентация на потребности в развитии ребенка в каждый конкретный
момент становится как бы антитезой требованиям, предъявляемым к школе
извне, со стороны взрослого сообщества (общества). Но ориентация на будущее
фатальна для педагогики, так как с необходимостью влечет за собой мысль о
том, что время, проводимое ребенком в школе, и – шире – весь период детства
и юности – лишь только подготовка к жизни, но сама еще не есть полноценная
жизнь. То, что волнует ребенка здесь и сейчас, не важно. Важно, чтобы он
был приспособлен к жизни в обществе – в таком обществе, каким мы его себе
представляем в данный момент времени; при этом наша точка зрения может быть
весьма ограниченной
или даже совсем ошибочной.
Установка на будущее влечет за собой не только обеднение жизни
детей, но и обеднение жизни взрослого сообщества – ведь родители являются
членами того самого общества, для жизни в котором мы готовим наших детей в
школе. Вместо того чтобы жить с детьми полноценной и интересной жизнью – у
кого есть дети, те знают, как может обогатиться благодаря детям жизнь, –
взрослые ведут с детьми постоянную войну за то, чтобы те соответствовали
требованиям, выдвигаемым школой и ориентирующимся на будущую жизнь. Таким
образом, возникает порочный круг, в котором все – и взрослые, и дети –
готовятся к будущей жизни, которая, во всяком случае в этом
предполагающемся виде, никогда не наступит.
Школа, сориентированная на
идущая от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить
полной жизнью, выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных
“полноценных людей” (Штайнер) и тем самым выполнит свое подлинное
общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития
общества и культуры.
Классная коллегия + школьная конференция + родители.
Ребенок открыт будущему, он – существо, находящееся в становлении и
развитии. Вот почему Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики
подарил миру школу, ориентированную на “законы развития человека, которые у
всех людей одинаковы”. “Школа для всех”, в которой важна не только детская
голова, но и руки, и сердце, стала центральной идеей вальдорфской
педагогики.
Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном
развитии может осуществляться только в непосредственной встрече педагогов-
учителей, родителей и детей. Эта встреча носит всегда индивидуальный,
неповторимый характер и связана с необходимостью принимать творческие
решения. Штайнер отмечал, что деловая и практичная школьная жизнь может
осуществляться только тогда, когда “опыт, полученный в конкретном
преподавании, будет
вливаться также и в
Таким образом, принцип автономии и вытекающая из него идея
самоуправления становится внутрипедагогическим, а не политическим
требованием, связанным с необходимостью вводить в школу демократию в
условиях переходного периода или по каким-нибудь другим внепедагогическим
мотивам.
Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в
управлении и жизни школы – еще одна отличительная черта вальдорфских школ.
Ключевым системообразующим
школой вальдорфского типа, является не демократия, а именно самоуправление.
Ведь далеко не все вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах
решающим является профессиональная компетенция. Не является
системообразующим и принцип свободы. Ведь классный учитель работает не
один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоделия,
иностранного языка и врач, который не только лечит, но и преподает. Все
вместе они составляют классную коллегию. Все они видят ребенка по-разному,
и на учительской конференции каждый рассказывает о нем, что с ним в данное
время происходит, какие у него способности, какие трудности. Это называется
феноменологическим обсуждением, из которого складывается образ ребенка.
Учитель старается изменить подходы, выстроить отношения с учеником в
соответствии с этим образом, полученным в результате такого обсуждения.
Содержание классной конференции распространяется и на родительские вечера.
Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из
родителей и учителей.
Кроме классной конференции, существует конференция всех школьных
учителей –
органа учительского самоуправления.
Конференция подразделяется на три части. Первая часть касается
сугубо педагогических вопросов: вся школьная коллегия стремится углублять
свои профессиональные знания, совершенствовать способности. В обсуждение
включаются общие,
фундаментальные вопросы
психологии, антропологии развития, а также вопросы, касающиеся конкретной
педагогической работы в конкретном классе или проблемы с определенным
ребенком.
Вторая часть конференции не касается содержания. На ней решаются
организационные вопросы. Например, приближаются праздник, школьная ярмарка
или концерт. Важно хорошо организовать эти мероприятия. Принимаются
решения, кто за что в этом деле будет отвечать, намечаются сроки. Также и
здесь решения принимаются, как правило, не демократическим путем –
голосованием на основе решения большинства, а на основе свободной
инициативы и ответственности: кто-то проявляет инициативу взять на себя
ответственность
за какое-либо конкретное дело.
И, наконец, третья часть конференции. В ней участвуют только постоянные
сотрудники школы. На третьей части конференции обсуждаются и принимаются
решения по поводу стратегии развития, финансовые и кадровые вопросы.
Идеалом является достижение согласия всех, что иногда требует долгих и
трудных обсуждений. В особо спорных случаях прибегают к голосованию.
Исполнительный или финансовый директор школы принимает участие во
внутренней конференции и принятии решений. Однако в педагогических вопросах
он не имеет
решающего голоса.
Решения, принятые на
и утверждаются в правлении школы. Оно состоит из представителей учительской
коллегии и родительского сообщества.
Важная функция правления –
формирование бюджета школы.
исполнительный директор школы является членом конференции и правления.
Функция директора такая же, как и у любого другого сотрудника школы, –
отвечать за свой участок работы. Таким образом, структура самоуправления –
это не пирамидальная, иерархическая конституция, а горизонтальная система
взаимосвязей и
сфер ответственности.
Существуют другие органы самоуправления. Это учительские,
родительские или учительско-родительские инициативные группы, собирающиеся
по обстоятельствам. Например, близится ремонт. Образуется учительский
–родительский орган, ответственный за ремонт. Учреждается фонд. Родители,
которые не могут заплатить, сами ремонтируют школьные помещения. Не
деньгами, так своим
трудом помогают школе.
В некоторых школах есть круг доверия. Родители, которые недовольны
работой того или иного учителя, могут прийти на круг доверия и высказать
свое отношение, свои претензии: чем они недовольны, что, по их мнению,
следует улучшить.
Все это способствует тому, что школа становится крепкой педагогической
общиной. Многочисленные друзья школы способны поддержать ее даже в самые
тяжелые времена. И в условиях нашей трудной действительности многие
вальдорфские школы оказались весьма устойчивыми и жизнеспособными
общностями. Им удалось заинтересовать родителей и привлечь их к активному
участию в жизни школы.
Мастерство и доверие сильнее предписаний.