Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:53, реферат
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной
педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и
приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода
к развитию личности.
Введение....................................................................
.........................3
1.Технология индивидуального обучения и Педагогика
сотрудничества..............................................................
....................4
2. Идея вальдорфской
школы.........................................................8
3. Идея школы
Френе.....................................................................15
4. Идея свободы и
сотрудничества…...........................................22
Выводы......................................................................
........................36
Литература
журналистика. Вот если бы существовала такая профессия, как игра образами,
когда можно было бы придумывать, на что похожи люди и предметы, он бы
преуспел. Мадемуазель Лена задумалась: а почему бы нет, в конце концов. И
на уроке словесности спросила несколько и для себя смело: на кого я похожа?
И попросила развернутого письменного ответа.
Они слегка ошалели. Робко, неслаженно пискнули: “На мадемуазель Лену”.
И только Жан не постеснялся: “На белку в колесе”. Ну а что? Рыжие волосы
заколоты в хвост, носишься с детьми весь день...
Впрочем, через неделю
был очень недоволен портретными сравнениями. Ничего, ничего, свобода на то
и свобода, чтобы ее можно было иногда урезать. Френе и это учел.
Столяра из Поля не выйдет. Он ошибся, ну и ладно. Оценки за ошибки в
школе Френе выставлять не принято: мэтр порицал эту порочную практику. С
цифрой ребенка ведь не отождествишь!
А теперь – подставляйте
Семилетний ребенок – существо
в высшей степени
мадемуазель Лена в первую встречу предложила своим семилеткам заполнить
маленькую звуковую анкету про самих себя, в графе “Завидуете ли вы кому-
нибудь?” все дружно поставили прочерк.
Впрочем, умиляться не следует.
интереса семилеток к школе как к явлению совершенно новому, настанет
очередь инертности и скуки. Когда инфантилизм в самом соку, их волнует по-
настоящему лишь то, что происходит в них самих. И поэтому до
каллиграфических успехов Антуана Шарлю с его буквами-уродцами нет никакого
дела. Он равнодушен к славе Антуана. Бедняжка Шарль так сильно нажимает на
перо, что рука быстро устает и буквы наезжают друг на друга. Слова выходят
дырявыми и страшными. Он никак не возьмет в толк, почему для мадемуазель
Лены так важно разобрать, что он накалякал. Главное, он сам знает, про что.
“Я потом постараюсь!” – сказал он мадемуазель Лене. Подумаешь, у Антуана и
Валерии выходит лучше. Какая разница-то?
Мадемуазель Лена с огорчением констатировала: может быть, самолюбие у
этого ребенка и есть, но запрятано оно слишком глубоко!
На следующее утро на двери классной комнаты появился странный плакат:
на нем – левая рука с растопыренными пальцами и надпись: “Значит, так: мы
все – классные ребята. Мы все делаем классно! Мы – лучше всех!”
Потрясенные школьники застыли перед дверью.
Этот плакат не про них. Они чуяли ошибку в каждом из коротких
страстных призывов.
Мадемуазель Лена утешила.
них. А про тех, какими они станут через месяц. Оказывается, такая странная
кривая ладошка с растопыренной пятерней – это воплощение наших идеалов. И
отныне каждый день мы будем отвоевывать у ладошки по одному пальчику – по
одному идеалу! Делается это совсем просто: берешь лист бумаги, кладешь на
него ладошку и вспоминаешь: а что я сделал сегодня такого классного?
Ничего? Тогда откладываешь листок в сторону и продолжаешь жить обычной
жизнью. Потому что обвести свой собственный палец ты достоин только в одном
случае – если можешь сказать: я так классно сегодня написал буквы! Таким
прямым и красивым почерком! Он уже ничем не хуже почерка Валерии. Ну,
точнее, почти ничем не хуже. Я осуществил свой идеал.
Сделал дело – переходи к другому пальчику.
Каждый обведенный палец требует проверки. Обвел палец – покажи
тетрадь.
Шарль четыре пальца обвел без труда. Ведь он отлично считает. У него
очень хорошая память. Он прекрасно рисует. Он выше всех прыгает на
физкультуре. Но вот почерк! Сидя дома все выходные и выводя букву за
буквой, Шарль видел, что с Денизиными стройными буквами, конечно, не
сравнится, но зато как далеки оказались эти – от его собственных – недавно
еще таких кривых и неровных! И пятый палец присоединился к четверке
братцев. Растопыренная ладошка – знак виктории. Вольно праздновать победу.
Но отчего-то у одноклассников Шарля и у него самого – лица кислые, вялые и
вновь заспанные. Смысл жизни закончился вместе с последним обведенным
ноготком. Вновь можно писать косо, быть банальным на уроке рисования и
чувствовать, как невероятно ноет зуб при виде красочной таблицы умножения
на пять. “Хотим идеалов”, – заявила Фреда от лица всех. “Хотим пятерню”, –
щебетнула Николь. Семилетки почувствовали себя обделенными, обманутыми. И в
этом кислом настроении чудилось нечто вселенски привычное и совершенно
взрослое. Жизнь оказалась бессмысленной. Веселая гонка закончилась. Леон
даже заболел от расстройства.
“Подумаешь!” – отмахнулась мадемуазель Лена, и на следующий день дверь
украсила новая
растопыренная ладошка –
классную комнату – табун ворвался в класс, сбив с ног розово-голубой глобус
и покалечив чучело вороны Шарлотты.
“Да, – сказала мадемуазель Лена, расставляя предметы по местам. –
Борьба за идеалы,
безусловно, сопровождается разрушениями!”
Через час они, сопя, выводили контуры потерпевшей Шарлотты – первый в их
жизни урок рисования с натуры. Сама драная ворона вроде бы никому не нужна,
однако изобразить ее непохоже, но так, чтобы каждый из своих понял – это
она, значит, заслужить поощрения и обвести первый палец.
Жак первым предложил обводить пальцы лишь тогда, когда действительно
происходит что-то важное: например, он решил сложную задачку. Один палец,
следовательно, уже пропал. Если обвести второй из-за драной Шарлотты,
останется только три пальца. Стоит ли их так нерачительно использовать?
Дети не восклицают: свобода – это независимость от социума. Свобода –
это вседозволенность. Это самодостаточная личность. Они не мыслят
абстрактными категориями. Поэтому вот она, долгожданная, все время
норовящая улизнуть от нас свобода. Почти осязаемая, мягкая и податливая.
Они могут ее пощупать и потрогать.
“Надо дарить подарки и в обычные дни...”
“Я думаю, куда бы пристроить
зеленую собачку, которую
на уроке керамики. Поль говорит, что совершенно не важно, куда. Главное –
вылепила. А я думаю, что если бы просто вылепила, тогда и лепить не стоило.
Надо кому-то”.
Вик, 8 лет
“Я решил, что подарю
очень, конечно, будет удобно на ней сидеть, но, может, тогда она поставит
на нее сумку. Или положит зонт”.
Эжен, 8 лет
“Я решила написать в журнал про то, как мы всем классом ходили
смотреть на ультразвук. То есть на малыша. Он еще даже не малыш. Он только
готовится им стать. Он пока плавает в водах. Я знаю, что, когда женщина
посмотрит на такое, она никогда не сделает аборт. Потому что это хуже, чем
убить взрослого. Тот ведь хотя бы может защищаться. А этот нет, потому что,
повторяю, он еще даже не малыш. А потом, как можно убить своего ребенка?”
Элен, 9 лет
“Я испекла пирог для
пироги нужно дарить только по праздникам. Но это несправедливо: надо дарить
в обычный день, чтобы он стал похожим на праздник”.
Николь, 7 лет
Плоды собственного труда надлежит куда-то пристроить, кому-то
подарить. Грубо говоря, и они это пока сформулировать не могут, результат
их творчества должен кому-то принадлежать. Полагаю, что сам Селестен Френе
мог бы быть доволен таким выводом, каким бы наивным он ни казался нам,
ученикам. Человек работающий – идеальная формулировка и для самого
совершенного общества.
“Когда я рисую, то вдруг становится совершенно ясно, что все
происходящее вокруг меня правильно. Что все понятно. И я все, все понимаю.
Когда рисую, я совсем свободен”.
Этьен, 9 лет
Они не восклицают: свобода – это независимость от социума. Они не
мыслят абстрактными категориями. Поэтому вот она, долгожданная, все время
норовящая улизнуть от нас свобода. Почти осязаемая, мягкая и податливая.
Они могут ее пощупать и потрогать. Что-то еще такое знал великий Селестен
Френе, что только
они, эти необразованные семилетки,
и знают!
4. Идея свободы и сотрудничества
Мы воспитываем вовсе не
собеседничеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами
сотрудничества с частью человечества, называемой словом “дети”. Педагогика
– наука об искусстве сотрудничества.
"Почти все педагоги смотрели на класс с кафедры, искали способы, с
помощью которых учителю удобнее учить. Он впервые взглянул на класс с
другой стороны – с парты. Он искал способы преподавать так, чтобы ученику
было удобно учиться.
Главным мерилом хорошего или дурного обучения он считал одно:
возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их
глаза – хорошая школа; скучно им, тягостно, «тусклые без цвета глаза» –
школа дурная. Свобода учеников была показателем качества обучения. Всякое
принуждение указывает на недостатки метода преподавания. Свободная школа не
та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики
чувствуют себя свободными.
Так в “Часе ученичества” ведется рассказ о Толстом. Через полтора
столетия после уроков Толстого разговоры о свободе вошли в школу двояко: на