Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:53, реферат
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной
педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и
приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода
к развитию личности.
Введение....................................................................
.........................3
1.Технология индивидуального обучения и Педагогика
сотрудничества..............................................................
....................4
2. Идея вальдорфской
школы.........................................................8
3. Идея школы
Френе.....................................................................15
4. Идея свободы и
сотрудничества…...........................................22
Выводы......................................................................
........................36
Литература
сообщность. Нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение
собственной и коллективной безопасности. Слишком уж фантастично описано
будничное школьное утро? Слишком, прямо как в романах Жюля Верна? Но именно
потому мы и называем Селестена Френе революционером (либо великим
экспериментатором): он превратил утопию в реальность. “После страшного
опыта фашизма, – писал Френе, – система подавления не должна иметь
защитников со стороны. А если снизить исторический пафос, то получится, что
Френе просто предложил детям невероятно увлекательную игру в школу, где
каждый волен сам устанавливать себе правила. (В этом он, впрочем, близок и
Штайнеру, и Монтессори.) Пожалуй, лишь одно условие игры следует соблюсти
всем: доверие к своему Профу, учителю. И это условие, к сведению учителей,
– игра не в одни ворота. Она рассчитана на полную взаимность. При этом в
ребенке поощряется уверенность, “что никто сегодня – ни учитель, ни
директор, ни академик – не знают всего, а то, что знают, – это не истина в
последней инстанции”.
Таким образом, школа Френе – школа, общедоступная для детей, но
элитная для учителей. Поэтому ее вполне можно назвать современной, но никак
не назовешь модной.
Педагогика сотрудничества
относятся к взрослым – в школе и в семье. Для этого нужны не единые
требования, как принято говорить, а дружелюбные, товарищеские отношения с
детьми в семье.
Самая свободная типография
Общеизвестно, что, поскольку способности детей различны, не стоит
упорствовать в своих заблуждениях, считая, что можно искусственно
форсировать развитие способностей ребенка, достигая при этом больших
успехов, чем сама создавшая их природа. Согласно теории Селестена Френе,
следует проявить мудрость и поощрить в ребенке одиночку. С его собственными
желаниями! Ключом к одиночке, по мнению Френе, становятся мастерские.
Не ошибемся, если скажем, что именно мастерские помогают ребенку
осознать самого себя. Но будем еще точнее, заявив, что именно благодаря
работе в мастерских ребенок, покинув школьный приют, никогда не сделает
ошибочного шага в сторону немилой профессии. В этом тезисе – прозорливость
и практичность Френе-философа.
Система мастерских Селестена Френе изменяется на протяжении многих
лет, подстраиваясь под каждое новое поколение школьников. Тем не менее к
середине девяностых годов школьные ателье во многом сохранили первозданную
френевскую классичность. Среди них по-прежнему главные – мастерские
столярного дела, домоводства и кулинарии, танца и музыки, механики и
печатного дела. При школах, строго соблюдающих традиции истинных
френетистов, обязательно существует учебная типография, где ученики
самостоятельно предаются сочинениям первых полиграфических опусов.
Типография в школе Селестена
семилетке-несмышленышу о том, что именно труд превратил жителя зоосада в
человека разумного. Говоря о типографии и мастерских, френетисты просят
помнить, что этот краеугольный камень свободолюбивой философии Селестена
Френе напрямую связан с революционными идеями, по которым именно рабочий
класс становился гегемоном движения. Труд воспевался. Для его воспевания
требовался свободный печатный орган. Для печатного органа необходим был
печатный станок. Впрочем, в современной школе Селестена Френе примерно так
и обстоят дела на сегодняшний день. Как бы ни менялись времена, но слов о
том, что труд – это хорошо, а безделье – плохо, никто не отменял. И
поговорок о том, что без труда и рыбки из пруда не выловишь, никто не
переписывал. Ни либералы, ни консерваторы. Поэтому дети трудятся в
мастерских, поэтому они пишут про свой труд в так называемых свободных
текстах, которые потом публикуют в свободных журналах, которые печатают в
школьной типографии, которую построил Селестен Френе!
Поскольку способности детей различны, не стоит упорствовать в своих
заблуждениях, считая, что можно искусственно форсировать развитие ребенка,
достигая при этом больших успехов, чем сама создавшая их природа. Следует
проявить мудрость и поощрить в ребенке одиночку.
Новая жизнь начинается у нас на глазах
Мастерская “Новая жизнь” – примета времени. Нашего времени, про
которое не всегда удается сказать доброе слово. Времени, в сравнении с
которым и бурная эпоха современников Френе иногда выглядит армией
пластмассовых солдатиков. 30 процентов из балующихся наркотиками – нынче
подростки от 14 лет (Украина, к слову сказать, здесь впереди – у нас от
12). В семь лет ребенок вполне в курсе, что такое ЛСД, а что такое кокаин.
Все они смотрят ТВ!
С самого утра в “Новой жизни” 20 головок корпят над записью в
тетрадях. “Героин – самый сильный наркотик, – пишет Элиза. – Я видела по
телевизору, как показывали студента, которому специально не давали
наркотик. Мне показалось, что у него руки и ноги, как на веревочках. Они
все время дергаются”.
Рано им объяснять про ломку, резонно заявят взрослые. Рано – и у нас
от всего этого – мороз по коже. И имеем ли мы право забивать мозги этим
самым семилетним всей своей взрослой ересью? Спросим у них самих.
“Мы все время говорим о свободе, – рассуждает Поль, – а раз так, то
разве можно какому-то герои... героину свободу отнимать”.
Развести руками? Поставить многоточие? Оставить без комментариев?
Выбор за нами, взрослыми.
Свобода, свобода, свобода – семилетки из лионской школы постоянно,
каждый день, каждый урок под тем или иным соусом слышат это слово, постигая
и нащупывая малейшие его оттенки, смыслы, нюансы.
Только свободный человек, и это им предстоит зарубить на носу, может
идти вперед. Не ново. Но сколько нас, знающих про это назубок, топчется на
месте? А все почему? Не потому ли, что предмет “свобода” тоже нуждается в
практических занятиях? Мастерская “Новая жизнь” – это свобода не на словах.
В воскресные дни девочек из
мастерской “Новая жизнь”
клинику “Клиши” смотреть на не родившихся еще детей. Их на цыпочках
запускают в кабинет ультразвуковой диагностики. Разговоры строго запрещены,
никто не имеет права беспокоить существо, которое прямо на глазах
набирается жизни. Монитор ультразвука направлен на оробевших девчонок,
которые не так давно сами пребывали в этой загадочной стихии околоплодных
вод. За ширмой от их широко раскрытых глаз скрыта будущая мать, тайна
внутреннего мира которой благодаря стараниям научно-технического прогресса
становится достоянием мира внешнего.
Сначала девочкам ничего не
видно. Какая-то серая,
в капле нечистой дождевой воды. Потом, когда глаза привыкают к ней,
становится очевидно, что там происходит некое движение – то есть собственно
жизнь. И вдруг появляется пятипалая ладошка, потом локоток. “А вот плечо, а
вот нога. Второе плечо”, – неторопливо рассказывает врач. Как это так
выходит: из серого небытия, из неказистого рассвета, из ничего, постепенно
обретая знакомые собственные контуры, возникает живое существо. Такое же, в
сущности, как и ты, но более волшебное.
“Я думаю, – пишет Вик в своем свободном тексте, – жаль, что так поздно
изобрели ультразвук. Иначе не было бы так много абортов. И моя мама
оставила бы своего первого ребенка”.
Лелеять детские фантазии – один из неоговоренных, но обязательных
смыслов, вкладываемых в заповедь-призыв Селестена Френе: “Дайте им
свободу”.
То есть не мешайте им понять, что они терпеть не могут на самом деле.
Мастерская, где главный материал – фантазия
Восьмилетний Жан из маленькой лионской школы никогда не возьмет в руки
молоток. Он напишет в школьном журнале: “Я терпеть не могу это чудище: это
железная голова на деревянной палке. От него пахнет смертью”. Допустим он
утрирует: и его одноклассник Поль пожимает плечами – они вместе пришли в
ремонтную мастерскую. Обоим невероятно нравился запах и вид стружки, обоим
слепили глаза новенькие, никелированные гаечки. А когда месье Леон сказал
им, что они через год смогут делать стулья для класса, то есть столярничать
напропалую, Жан и Поль просто-таки потеряли дар речи. Через месяц Жан сник.
Шум столярной мастерской начал вселять в него суеверный ужас, по ночам
ребенку снились чудища с железной головой.
– Ничего страшного, –
мадемуазель Лена, – просто слишком впечатлительный ребенок. Слишком
фантазер. Молотком многие умеют махать, а вот что касается фантазий...
Их следует лелеять.
Лелеять детские фантазии – один из неоговоренных, но обязательных
смыслов, вкладываемых в заповедь-призыв Селестена Френе: “Дайте им
свободу”. То есть не мешайте им понять, что они терпеть не могут на самом
деле.
И помогите им понять, чего бы они хотели. Во всем остальном можете
ограничивать их свободу. Меньше ее уже не станет.
Жан, распрощавшись с молотком, ушел в школьные редакторы. И оказалось,
что это занятие как раз для него. Во-первых, он грамотнее, чем сверстники.
Во-вторых, умеет править, то есть точнее формулировать чужую мысль,
придавая ей законченность, но при этом не меняя смысла. Ценное качество для
будущего газетчика, не правда ли? Его, впрочем, пока не привлекает