Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:53, реферат
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной
педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и
приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода
к развитию личности.
Введение....................................................................
.........................3
1.Технология индивидуального обучения и Педагогика
сотрудничества..............................................................
....................4
2. Идея вальдорфской
школы.........................................................8
3. Идея школы
Френе.....................................................................15
4. Идея свободы и
сотрудничества…...........................................22
Выводы......................................................................
........................36
Литература
“Мы не должны формулировать
никаких абстрактных
программ. Нужно просто описать природу ребенка, и из существа становящегося
человека как бы сами собой возникнут точки зрения, необходимые для
воспитания”.
Рудольф Штайнер
По-настоящему плодотворной
когда учителя будут исходить в своей работе из потребностей в развитии
конкретных детей в каждый конкретный момент развития. Для этого необходимо,
во-первых, дать учителю ключ к пониманию природы ребенка, детства, научить
его мастерству индивидуального педагогического действия. Для этих целей
Штайнер разработал педагогическую антропологию развития. Во-вторых,
необходимо дать учителю возможность творчески реализовать это свое
мастерство, приобретать индивидуальный опыт, что неизбежно влечет за собой
предоставление учителю значительной степени автономии и свободы в его
работе.
Принцип творческой автономии учителя – важнейший принцип вальдорфской
педагогики. Учитель, постоянно оглядывающийся на предписания извне,
дрожащий перед очередной комиссией или контрольной, не в состоянии
выполнять своих прямых обязанностей – осуществлять полноценный
образовательный процесс, понимаемый в нашей стране как обучение плюс
воспитание. Учитель, поставленный в жесткие рамки, вынужден работать,
ориентируясь на формальные достижения. В результате в качестве его работы
не могут не возникнуть проблемы. Тогда мы начинаем искать выход из
сложившегося положения тем, что передаем “воспитание” в руки еще одного
“специалиста” – воспитателя. Однако настоящий учитель не может не быть и
воспитателем.
Воспитывающая функция присуща всем предметам в той или иной степени.
Было бы роковой ошибкой дробить единый образовательный процесс по разным
ведомствам. Выход – вальдорфская идея классного учителя, педагога-мастера,
обладающего значительной степенью автономии и свободы в своей работе. Нужно
сделать все, чтобы учитель мог стать мастером в своей профессии, и затем
строить отношения с ним на основе доверия, что, конечно, не отрицает
разумных форм контроля и самоконтроля учителем своей работы.
Утренние круги детской
В группу вальдорфского
Они живут все вместе и, как говорят взрослые, вбирают жизненные впечатления
из своего окружения. Вальдорфцы называют это “вдохом” и “выдохом”. День в
детском саду делится на две главные части: свободную игру (выдох) и занятия
с детской садовницей (вдох). Ребятишки включаются в общую жизнь группы
естественно, без
дополнительных просьб.
Дети приходят в группу – садовница принимает каждого особо, и все
идут в ту часть комнаты, где находится игровой материал. Обычно это шишки,
желуди, сложенные в корзинки, кора, распиленные на кружочки березовые
стволы, цветная ткань. Все из естественных материалов. Игрушка должна
только обозначать, намекать на форму предмета и занятий с ним. Тогда у
детей лучше развивается фантазия. Если у куклы черты лица только намечены,
то она может и радоваться и плакать, и спать и веселиться, и болеть и
становиться врачом. Голубой платок может быть покрывалом Девы Марии и
лесным озером.
Завершилась свободная игра. Детская садовница собирает всех на
утренний круг. Все приветствуют солнышко, поют общую песенку, слушают какой-
нибудь рассказ или сказку. После этого завтрак. Перед едой все читают
благодарственный псалом Давида, стихотворение или поют песенку “Всякий плод
в земле растет”. Вальдорфцы считают, что так воспитывается чувство
благодарности –
основа нравственной жизни.
После завтрака – опять “выдох”: прогулка, игра в песочнице или качели,
снежная баба или работа в саду. После прогулки детей ждет сказка, которую
воспитательница обязательно рассказывает наизусть. Вальдорфской садовнице
приходится быть настоящей сказительницей. В это время дня – в соответствии
с днем недели – может быть кукольный театр или занятие каким-либо видом
искусства, а также празднование дня рождения. Празднование различных
событий в вальдорфском детском саду, как и работа с природными материалами,
ритмические игры, – все это направления работы, которые каждая детская
садовница постоянно
совершенствует, обмениваясь опытом
со своими коллегами.
На седьмом году жизни с ребенком происходят важные изменения в
физиологическом и психологическом плане. Меняются и содержание деятельности
ребенка, и подход
к нему со стороны взрослых.
Дети приходят в вальдорфскую школу. Жизнь становится и похожей, и непохожей
на прежнюю.
Перед уроком учитель
ритмическая часть. Дети читают стихи, поют, в некоторых школах играют на
флейте. Чтение стихов сопровождается жестами, выражающими образную и
ритмическую ткань стихотворения. Стихотворение может быть связано с
временем года
или содержанием
которая продолжается в младших классах до получаса, могут найти выражение
многообразные формы творческой активности детей, связанной со словом и
движением. Опытный вальдорфский учитель может поднять ритмическую часть на
уровень настоящего
искусства.
Затем следует основной урок. Р.Штайнер делил все предметы на имеющие в себе
логическую связь и требующие постоянных упражнений. Поэтому в вальдорфской
школе общеобразовательные предметы преподаются в течение периодов от 3 до 5
недель. Это называется “главный урок”. Завершается он свободным рассказом
учителя, материалом для которого служат народные сказки, басни и легенды
(жития святых), библейские сюжеты и мотивы мифов народов мира. Остальные
уроки ритмически меняются в течение недели. Это два иностранных языка,
рукоделие и музыка, занятия искусством и закрепление всего того, что
требует дополнительных
упражнений.
Праздники, фестивали, выставки, разнообразные кафе и театральные
постановки – неотъемлемая часть школьной жизни. Им посвящается вторая
половина дня.
Есть еще нечто важное, на что обращал внимание Р.Штайнер. Он выделял
предметы и культурные области, которые глубоко связаны с существом человека
и мира, и другие, которые являются сугубо человеческими договоренностями.
Например, речь и пение связаны с существом человека, в то время как
знаковое выражение речи – письмо, чтение – является лишь поздним продуктом
культуры.
Все формальное, искусственное чуждо душе ребенка, и взрослые в вальдорфской
школе стремятся оживлять неживое. Для этого они нашли много конкретных
форм, главная из которых – принцип художественной образности. Так, из
истории и картинки-образа возникает буква или цифра. Перекидывается мостик
от того, что идет изнутри ребенка, к тому, что требует от него жизнь.
В младшем школьном возрасте, как считают вальдорфские педагоги,
ребенок по-человечески привязывается к своему учителю. Между ними
устанавливается естественная внутренняя связь. Дети во многом следуют за
любимым и авторитетным взрослым. Эта потребность сохраняется вплоть до
12–14 лет. Поэтому важно, чтобы у ребенка был взрослый помощник и друг.
Таким другом может
стать классный учитель.
Вальдорфцы считают, что только с наступлением подросткового периода у детей
проявляется импульс
к самостоятельности при
Вальдорфская школа идет навстречу этим внутренним потребностям подростков и
молодых людей. В школьном расписании появляются новые предметы. В этот
период школа пытается помочь своим ученикам активно, сознательно и
ответственно относиться
к собственной жизни.
3. Идея школы Френе
Все склонны называть Френе революционером. Некоторые скромнее в оценке
его заслуг. Он не так тонок, как Мария Монтессори. Не столь философичен,
как Штайнер. Селестен Френе всего лишь ответил на вопрос, как нам
организовать начальную школу в стенах одной-единственной сельской
однокомплектной школы на заре смутного ХХ века. Как им, то есть семилеткам,
нежнейшему человеческому материалу, начинать с нуля. И как нам, то есть
педагогам, с ним работать.
Авторитаризм бонапартизма, поддерживавший устои государства на
протяжении эпохи, в начале нынешнего столетия начал казаться скучным. Новые
идеи – пленительно пестрые, гордо называемые то либеральными, то
коммунистическими, связанные ключевым словом свобода, – витали в воздухе.
Свобода в живописи. В литературе. В педагогике. В любви – в самом
целомудренном, почти христианском значении: любовь вместо всего остального.
Вместо понукания, жестокости, неравенства. Новая модель общества,
пронизанного любовью. В нем – все с нуля. В том числе и школа для
семилеток. И она тоже называется свободной. Центральный тезис концепции
свободной школы Селестена Френе оказался простым на словах: для воплощения
в жизнь прогрессивной педагогики недостаточно изменить организационные
формы учебного процесса. Необходимо создать новые материальные средства
обучения и воспитания.
Сельский педагог Селестен
разделенные на кафедру мэтра и пенечки для несмышленых воспитанников. Нет
идеального класса Френе. Вообще нет класса, а есть детско-взрослая