Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:53, реферат
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной
педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и
приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода
к развитию личности.
Введение....................................................................
.........................3
1.Технология индивидуального обучения и Педагогика
сотрудничества..............................................................
....................4
2. Идея вальдорфской
школы.........................................................8
3. Идея школы
Френе.....................................................................15
4. Идея свободы и
сотрудничества…...........................................22
Выводы......................................................................
........................36
Литература
шумной волне дискуссий о свободном обществе, свободе слова, свободном
предпринимательстве – и осторожным, внимательным присматриванием к образу
внутренней свободы. Той свободы, которую нельзя учредить или дозволить, а
которая откуда-то
в человеке вырастает.
“Педагогика для всех” начинает разговор о свободе с прозаичных и
злободневных рассуждений о самостоятельности. А вскоре выходит на
высвечивание главных
средоточий внутреннего мира человека.
От этих парадоксальных перемен сегодняшней целесообразности и извечной
необходимости разворачивается фейерверк опровержений даже не предлагаемых
кем-то ответов – а вопросов, самой постановки привычных вопросов о
воспитании.
Облегчать ли жизнь детям
вопрос. Свобода не облегчает, а усложняет жизнь, ставит человека перед
необходимым трудом нравственного выбора. Принимая выбор на себя, мы опасно
облегчаем жизнь детей.
Стремиться ли к
себя? И то и другое мало кому удается. Но каждый способен менять свое
отношение к ребенку.
Характер воспитывается в
отгораживать детей от них? Ни да ни нет: в вопросе упущено главное. К опыту
по-настоящему серьезных нравственных испытаний человек приуготовляется
именно за счет неозабоченности мелочными запретами, отсутствием привычки
использовать свободу как разменную монету.
Наконец, самое болезненное, самое суровое для школы утверждение:
культура недостаточна для воспитания. Из освоения культурных форм не
следуют преобразования души. Встреча с ними способна стать лишь поводом, а
не эликсиром нравственного роста. Культурный и нравственный ряд отнюдь не
сочетаются между собой гармонически; тому или иному приходится отдавать
предпочтение.
В разговоре про образование накрепко соединились слова “свобода” и
“сотрудничество”. У нас как-то сам собой стал общепринятым этот суровый
поворот мысли: движение к гуманизму без движения к сотрудничеству чаще
всего никуда не приводит.
И опять-таки утверждение
самую возвышенную сторону, и самую практическую; самую естественную
педагогическую ситуацию, с которой сталкивается каждый, кто вдохновился
мыслями о свободе в воспитании.
Одна из замечательнейших
каком ужасе были ее коллеги в детском саду, когда решились-таки больше не
строить детей и нависать над ними, когда предоставили малышам свободу
поведения. Их кошмар продолжался до тех пор, пока они не догадались занять
руки и мысли ребят делами. А вокруг общих дел (в том числе и очень сложных,
раньше казавшихся немыслимыми для пяти-, шестилеток) их жизнь с детьми
начала преображаться как по волшебству.
А в то же время за этой связкой, за этим лейтмотивом созвучных понятий
– сотрудничество, учебная деятельность, творческое дело – скрыты какие-то
извечные смысловые пласты обусловливания свободы: “Если предоставить детям
полную свободу, но не создавать при этом отношения сотрудничества, то
выпадет главное в воспитании внутренне свободного человека – обострение
совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре
усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной
требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе,
обязанностям”.
Обратим внимание не только на главную мысль этих двух предложений,
поразимся внезапной
характеристике: в тонкой игре усилий
каждого...
Поставим рядом иную цитату: “Я помню, как было неприятно мне это слово,
когда впервые пришло на ум: оно поразило неуклюжестью и тяжестью: со-трудни-
че-ство. Старомодное, неудобопроизносимое слово”.
Сотрудничество производит это парадоксальное и спасительное сближение:
оно умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жесткое и
пластичное; общение намеками, улыбками, полусловами – и грубо приближенные
определения; неуклюжее, застенчивое проламывание через неурядицы – и
блистательные легкие росчерки мастерства. Подобным образом уже много лет
движется и сама общенациональная борьба за педагогику сотрудничества,
развернутая Матвеевым и Соловейчиком: трудно, огрубленно, напористо – и
трепетно-утонченно, возвышенно, осторожно-уточняюще... Старомодно.
Неудобопроизносимо. Беззащитно. В тонкой игре усилий каждого.
Многие верят, будто есть какое-то средство для воспитания
самостоятельности, и другое средство – для воспитания мужества, и третье –
для воспитания честности. Мы все думаем, что недостатки ребенка – вроде
набора болезней и на каждую болезнь есть своя пилюля. Да нет же, это не
отвечает действительности.
Как научить самостоятельности?
такой внутренний мир, наделить его такой душой, таким духом, чтобы он не
бежал от свободы, а стремился к ней и умел управлять собой на свободе.
Первая цель воспитания, явная и бесспорная, заключается в
самостоятельности. Ребенка мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы
он был достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на
людях и не зависел от них.
Но образование оказывается почти бесполезным и не ведет к
самостоятельности, если не вырабатывается у человека внутренняя
самостоятельность, не укрепляется тот жизненный характер, от которого
зависят все другие качества.
Когда-то образ воспитания
требовали послушания, но ведь ему и давали больше, а не меньше, чем теперь.
Ему давали дом, или наследство, или приданое для обзаведения хозяйством,
давали профессию, давали готовый образ жизни.
Теперь, как и прежде, говорят:
“Слушайся, слушайся!”, а
сам строй свою жизнь,
будь активным и самостоятельным человеком.
Теперь, как и прежде, смотрят за девушкой: ни-ни! Не ходи на танцульки,
рано тебе о любви думать, сиди дома и делай уроки. Но жениха ей искать не
станут, а еще и упрекнут с возрастом: “Другие-то все уже замужем, а ты?”
Образ воспитания расходится с образом жизни. Вырастает молодой
человек, которому предстоит выбирать профессию, выбирать жену, выбирать
образ жизни, – а воспитывали его методами, выработанными тысячу лет
назад...
Ускользающий от нас секрет слова “самостоятельность” заключается в
том, что самостоятельный – значит, свободный.
Несвободного за ложный выбор наказывает кто-то (родители, сверстники,
закон), свободного за неудачный шаг наказывает жизнь. Свобода человека
определяется источником наказания за ошибки; совершенно свободен человек,
если источник наказаний в нем самом, и нигде больше. Его наказывает его же
собственная совесть, и только она. Чем шире, чем значительнее выбор пути и
путей, тем меньше свободы у человека от серьезной внутренней
ответственности.
Получается, что общий объем свободы – это какая-то постоянная величина.
Насколько увеличивается внешняя свобода, настолько же уменьшается свобода
от необходимости делать выбор, нести ответственность за свою судьбу,
свобода от совести. А полная свобода поведения – это полная внутренняя
несвобода, крайне напряженная нравственная и духовная жизнь. Напряженная,
трудная, опасная! Для неразвитых людей она буквально невыносима – как
трудна, например, для некоторых молодых парней жизнь “на гражданке” по
сравнению с армейской.
Но отчего одни дети и
распущенны?
Разница в том, как пришла к ним свобода. К ответственности ведет не та
свобода, что дана или подарена, а та, что добыта собственным усилием.
Ребенка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное
действие по добыванию свободы, самоосвобождение.
Когда ребенку приходится
борется за свободу в семье, то скандалы кухонного типа не дают толчка для
развития. Подросток добывает внешнюю независимость – чтобы сменить ее на
зависимость от сверстников. Для него свобода лишь разменная монета: здесь
добыл, там продал. Самоосвобождения не происходит.
Таким образом, ценность самоосвобождения зависит от значительности
противника. Одно дело – освобождаться от мелочных родительских запретов,
другое – от темноты, от трусости, от социальной несправедливости, от
засилья дурных людей.
Если в семье мир, если
и знает вкус самостоятельности, то его порыв к самоосвобождению растет, он
стремится стать лучше, сильнее, старается освободиться от собственной
слабости, неумелости, стремится к мастерству в любимой работе – лишь мастер
действительно независим и свободен. Самоосвобождение – это, по сути, то же,
что и самовоспитание, но первое из двух слов точнее описывает процесс.
Освобождаться увлекательней, чем воспитываться.
Порыв к самоосвобождению, поддержанный старшими, и дает
самостоятельного, свободного, раскованного – воспитанного человека.
Для духовно развитого свобода
Поскорее сбросить с себя, взвалить на плечи другого! Когда мы наказываем