Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:22, реферат
Изучение и анализ профессиональных образовательных программ. Составление календарно-тематического плана. Изучение методической литературы и учебно- методической документации. Оптимизация учебного процесса. План учебного занятия .
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
СОДЕРЖАНИЕ
1 Содержание УМК учебной дисциплины
2 Подготовка преподавателя к учебным занятиям
3 Алгоритм разработки плана урока
4 Эффективные способы целеполагания
5 Типология уроков
6 Методы обучения уроков различных типов
7 Дидактическая цель и структура уроков различных типов
8 Отдельные виды учебных занятий
9 Диагностика учебных занятий
10 Некоторые образовательные термины
1 Содержание УМК учебной дисциплины
УМК – учебно-методический комплекс по учебной дисциплине; система учебно-программных, учебных и учебно-методических материалов, методик, средств обучения и контроля, необходимых для эффективного освоения студентами учебного материала. Состав УМК определяется содержанием основной профессиональной образовательной программы по соответствующей специальности.
УМК создаются по всем дисциплинам учебного плана специальностей колледжа. При разработке УМК следует учитывать, что входящие в него компоненты должны быть предназначены как для преподавателей, так и для студентов. УМК по каждой дисциплине состоит из инвариантной и вариативной части. Совокупность всех учебных и методических материалов, входящих в УМК по соответствующей дисциплине, составляет материалы УМК учебной дисциплины.
Таблица 1
Перечень материалов УМК по дисциплине | ||
Инвариантная часть УМК |
Требования ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по учебной дисциплине | |
Выписка из учебного плана по изучению дисциплины для данной специальности | ||
Примерная программа учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины | ||
Календарно-тематический план | ||
Учебно-теоретические материалы (учебные пособия, лекции по учебной дисциплине, конспекты, поурочные планы и др.) | ||
Учебно-практические материалы (рекомендации, указания по выполнению лабораторных/практических работ, рабочие тетради и др.) | ||
Методические рекомендации и задания для самостоятельной работы студентов (СРС) | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников, в том числе СДО | ||
КИМ |
Комплекты заданий по текущему контролю | |
Перечни вопросов, заданий и комплекты билетов для промежуточной аттестации | ||
Перечни вопросов, заданий и комплекты билетов для итоговой государственной аттестации | ||
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта) | ||
Методические рекомендации по выполнению дипломной работы (проекта) | ||
Электронные учебные материалы (для СДО) | ||
Комплект заданий по самообследованию | ||
Вариативная часть УМК |
Методические (учебно-методические) пособия по дисциплине | |
Рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины | ||
Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины | ||
Методические рекомендации по преподаванию курса учебной дисциплины | ||
Методические пособия и разработки, расширяющие основной курс | ||
Методические разработки открытых уроков | ||
Рабочие тетради по отдельным разделам (темам) программы | ||
Указания по подготовке к промежуточной (итоговой государ. аттестации) | ||
Сборники упражнений, задач | ||
Опорные конспекты по дисциплинам | ||
Практические руководства по освоению разделов (тем) | ||
Дидактические материалы: памятки, инструкции, карточки, опорные сигналы, структурно-логические схемы и др. раздаточный и наглядный материал и др. |
2 ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ
2.1 ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
Подготовка
преподавателя к работе
Прежде всего, на основе анализа учебного плана устанавливают место учебной дисциплины в системе подготовки специалистов, ее объем, сроки изучения, смежные учебные дисциплины, на которые можно либо опираться, либо рассчитывать на то, что в процессе их изучения будут закрепляться знания и умения, полученные на данном учебном предмете.
Учебный план
дает общее представление об
организации изучения
важный этап подготовки – изучение и анализ учебной программы по предмету. Прежде всего надо ознакомиться со структурой, логикой учебного материала, осмыслить дидактические задачи учебного предмета, требования к знаниям и умениям. В программе преподаватель отмечает условными обозначениями уровень усвоения учебного элемента: какой материал является существенным, значимым, обязательным для запоминания и неоднократного воспроизведения, а какой дается для общего ознакомления как вспомогательный, справочный.
Круг формируемых
профессиональных умений и
Анализ
учебных программ предполагает
выявление в содержании учебног
2. 2 СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
Календарно-тематический план помогает преподавателю увидеть перспективу своей работы в более детальном виде. Назначение его состоит в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее спланировать лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры и учебные конференции; определить объемы домашних заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материалы).
Календарно-тематический
план разрабатывается после
Лекция, урок,
семинар, практическое занятие,
При разработке календарно-тематического плана особое внимание следует уделить содержанию, объему и характеру домашних заданий.
Разрабатывая
календарно-тематический план, необходимо
рассматривать задания для
В календарно-тематическом
плане предусматривается
2.3 ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И УЧЕБНО-
Важным
элементом подготовки к
2.4 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Выбор оптимального варианта процесса обучения предполагает следующие этапы деятельности преподавателя:
а) определение задач обучения, воспитания и развития (цели учебного задания);
б) отбор
и конкретизацию содержания
в) выбор наиболее целесообразных форм, методов и средств обучения;
г) внесение коррективов в спроектированный учебный процесс с учетом особенностей состава студентов, учебно-материальной базы и т.п.;
д) оформление плана учебного занятия.
Оптимизация учебного процесса осуществляется, прежде всего на этапе его проектирования – при планировании учебного занятия, однако проходит и через всю педагогическую деятельность преподавателя. Та или иная конкретная ситуация заставляет преподавателя отклониться от намеченного плана, выбирать оптимальные решения, исходя из поставленной цели и имеющихся педагогических возможностей – средств и методов воздействия и учитывая индивидуальные особенности самих студентов. В учебно-воспитательной работе со студентами нет, и не может быть жестких алгоритмов, так как слишком большое количество составляющих определяет ее эффективность. Выбор решения в незапланированных ситуациях – это всегда поиск оптимального варианта. Предположим, студенты пришли не подготовленными к занятиям. Что должен сделать преподаватель: поставить всем студентам неудовлетворительные оценки или одному-двум «для острастки» остальных; отказаться от проверки знаний и умений и перейти к изучению нового материала; предложить студентам на уроке подготовить домашнее задание и все-таки провести опрос, а на дом дать задание самостоятельно изучить новый материал; оставить студентов после занятий для выполнения задания; отказаться вообще проводить занятие и доложить об инциденте директору или его заместителю? Это далеко не все возможные варианты решения; выбор определяется не каким-то установленным алгоритмом, а на основе учета и анализа всех условий. В данном конкретном случае необходимо установить, насколько важно домашнее задание для изучения последующего материала; каковы взаимоотношения преподавателя и студентов; каковы особенности состава студентов, на каком этапе произошел инцидент (на младшем или старшем курсе, в начале или конце учебного года и изучения темы); каковы причины неподготовленности студентов; насколько сложным и большим по объему было задание. Условия, которые должны быть учтены, можно продолжить. Выбор оптимального варианта решения должен быть сделан быстро.
Таким образом, оптимизация учебного процесса – это постоянная непрерывная деятельность педагога. Однако она особенно важна на этапе разработки плана учебного занятия. Преподаватель планирует не абстрактное, а конкретное учебное задание, предполагающее работу с конкретными студентами. Проектируя учебный процесс, преподаватель должен предвидеть возможные трудности в овладении учебным материалом.
2.5 ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
План
учебного занятия (поурочный
План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы в совокупности (по всему курсу) характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрирует развитие профессионального мастерства.
План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы, как цель, ход занятия, оснащения учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия.
План занятия должен быть
В заголовке плана называют
тему изучаемого учебного
Примерная структура поурочного плана преподавателя
План учебного
занятия №1
Тема: ______________________________
Дидактические цели (задачи)
учебного занятия
______________________________
Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям