Подготовка преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:22, реферат

Описание

Изучение и анализ профессиональных образовательных программ. Составление календарно-тематического плана. Изучение методической литературы и учебно- методической документации. Оптимизация учебного процесса. План учебного занятия .

Работа состоит из  1 файл

2 Подготовка преподавателя к учебным занятиям.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

Гуманитаризация образования – акцент на гуманитарные науки в учебном процессе. Особенно характерно это для европейской системы образования, что привело к негативным последствиям: снизилась роль и значение практического интеллекта и практической деятельности, упал интерес к естественным и техническим наукам и, соответственно, уровень подготовки по данным предметам.

Гуманитарное  образование – одна из составляющих общего образования, охватывающая комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о социальной природе человека, а также основы художественной культуры и ее языка. Целью гуманитарного образования является нравственно-этическая и художественно-эстетическое развитие человека.

Дидактическая система – определенное сочетание педагогов, учащихся и средств обучения, позволяющее управлять познавательной деятельностью учащихся с целью достижения определенного качества их знаний.

Дидактические средства – средства, с помощью которых реализуются цели обучения; подразделяются на материальные (см. Дидактический материал) и средства нематериального характера (методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности).

Дидактический материал, учебный материал – разновидность наглядных учебных пособий (карты, таблицы, реактивы, растения и так далее), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома или демонстрируемые педагогом; дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений.

Дистанционное образование (от лат distantia – расстояние) – международный термин, иногда трактуемый как «образование на расстоянии». Обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в удалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом. Практикуется в двух, обычно комбинируемых в разных сочетаниях формах: а) через переписку, в ходе которой педагог корректирует и контролирует освоение образовательной программы; б) через средства массовой коммуникации – лекции и инструкции, аудиовизуальные материалы, индивидуальные консультации по телефону. Дистанционные технологии используются как в формальном, так и в неформальном образовании.

Дистанционное обучение, обучение на расстоянии – процесс обучения, протекающий без постоянного прямого контакта между педагогом и субъектом учебной деятельности. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством специально подготовленных инструктивных материалов, а также в ходе периодических прямых контактов обучающих и обучаемых. Ход обучения определяется и корректируется на основе письменных контрольных работ, которые после проверки отсылаются исполнителю с комментариями, замечаниями и советами педагога. Подразделяется на традиционное заочное обучение, при котором подлежащие освоению знания черпаются в основном из учебников и других печатных источников, и разного рода учебные программы, рассчитанные на трансляцию знаний через средства массовой информации – радио, телевидение, массовую печать. Обычно эти виды комбинируются в различных сочетаниях.

Дисциплина (от лат. disciplina – учение, наука) – 1) исходный метод организации коллектива – обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; обеспечивает формирование культуры взаимоотношений членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения; 2) учебных предмет; отрасль науки или нескольких наук.

Игра – форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию. Характерной особенностью игры является ее двуплановость: с одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью  и многочисленными сопутствующими обстоятельствами. Функция игры в учебном процессе состоит в обеспечении эмоционально приподнятой обстановки, облегчающей усвоение материала, оказывающей внушающее воздействие.

Игровая модель обучения – включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждения игрового действия, анализ игровой ситуации как моделирующей ее соотношение с реальностью. Полноценное развертывание учебного процесса на основе дидактической игры предполагает значительный личностно-профессиональный потенциал учителя, который в ходе обучения выступает в разных ролях и обеспечивает баланс между вовлечением учащихся в игровое действие и специальной фиксацией учебно-познавательного результата игры.

Игровое обучение – технология обучения, ставящая своей целью обеспечение личностного-деятельного характера усвоения знаний, приобретения умений и навыков; активизирует самостоятельную познавательную деятельность, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации с помощью игровых методов вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

Игровые методы – методы психологической подготовки управленческого персонала, включающие деловые игры.

Изобразительный плакат – плакат, содержащий рисунок, фотографию, монтаж или какое-нибудь специальное изображение с небольшим  пояснительным текстом или без текста.

Инновационная деятельность преподавателя – включение преподавателя в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в образовательном учреждении определенной среды. Современной профессиональной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной преподавательской деятельности.

Инновационные процессы в системе образования – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогическим с обществом  педагогических новшеств, рассматриваемых в единстве.

Инновационные технологии в профессиональном образовании – технологии, ориентированные на формирование системного творческого мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач.

Инновационный урок – занятие, имеющее нестандартную, нетрадиционную, гибкую, вариативную структуру и ориентированное на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности. По форме проведения можно выделить уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, турниры, деловые игры и др.); уроки – публичные формы общения (пресс-конференции, аукционы, бенефисы и др.); уроки – имитации деятельности учреждений (суд, ученый совет, редакционный совет и др.).

Инструкция  – официальное издание, содержащее правила по регулированию производственной и общественной деятельности или пользованию зделиями и (или) услугами.

Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлений о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество современного образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность, такими как: содержание, включающее лучшие достижения духовной культуры и опыта в той или иной сфере деятельности; высокая компетентность педагогических работников; новейшие педагогические технологии и соответствующая им материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность; полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.

Качество профессионального  образования – степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества, то есть насколько оно удовлетворяет запросы отдельной личности и общества в целом, государства и сложившихся областей продуктивной деятельности человека (включая производство, сферу обслуживания, торговлю, финансы, искусство, науку, образование и др.).

Квалификационная  характеристика – нормативный документ, содержащий социально-экономическую, производственно-техническую, социально-психологическую и психофизиологическую характеристику трудовой деятельности по специальности и требования к подготовке кадров; служит информационной основой при разработке содержания образования; используется при профориентационной работе.

Квалификационная  характеристика специалиста – государственный нормативный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основные требования к его общественно-политическим, мировоззренческим и профессиональным качествам, к знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей в условиях современного производства.

Квалификационный  разряд – показатель, определяющий степень квалификации рабочего; устанавливается с учетом сложности, ответственности, условий работы на основании тарифно-квалификационного справочника.

КИМ – контрольно-измерительные материалы, материалы контроля учебной работы студентов; средства контроля и оценки знаний, умений и навыков, сформированных способов деятельности (компетенций) студентов.

Комплексная программа – система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы; в комплексной программе представлены цели, пути и средства решения программной проблемы.

Комплексное методическое обеспечение – планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации средств обучения, необходимых для эффективной организации обучения учащихся в рамках времени содержания, определяемых учебным планом и программой.

Комплексное обучение, активное обучение – технология обучения, ставящая своей целью организацию активности обучаемых. В процессе обучения моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности обучаемых с помощью активных методов обучения (диспуты, семинары, деловые игры и др.).

Комплексный подход – исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики; важное требование комплексного подхода – учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.

Контроль качества обучения – определение достигнутого уровня знаний или выявление границы между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы. Для контроля качества обучения используются два основных способа: текущие наблюдения за учебной деятельностью учащихся и проверка их знаний и умений.

Контроль качества профессионального образования – обеспечение соответствия результатов профессионального обучения стандарту профессионального образования. Контрольная процедура предусматривает три этапа: входной контроль (собеседование, тестирование, вступительные экзамены и др.); промежуточный контроль (экзамены, тестирование, поэтапная профессиональная аттестация, защита курсовых работ и проектов и др.); выходной контроль (выпускные государственные экзамены, выпускные квалификационные работы, защита дипломных проектов и др.). На всей территории РФ действуют единые требования по порядку проведения контрольной процедуры. Контрольные задания разрабатываются в соответствии с общими (стандартными) требованиями.

Критерии образованности – показатели, включающие: ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек; определенность и конкретность мышления; умение обнаруживать нерешенные проблемы, ставить вопросы и выдвигать гипотезы; осознание связи между предметами и явлениями, действительных тенденций в развитии процессов; способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа наличных тенденций; количество и качество процесса и продуктов труда.

Критерии передового педагогического опыта – показатели, на основании которых осуществляется экспертная оценка педагогического опыта, включающие: повышение эффективности и качества педагогического процесса; новизну, новаторство; соответствие тенденциям общественного развития, передовым идеям науки; расширение сферы педагогической деятельности; создание целостной системы всестороннего развития личности.

Критерии эффективности педагогического процесса – это оценка знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых учащимся убеждений, черт характера, свойств личности. Четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение учащихся, их практические дела, поступки, отношение к труду, учебе, обществу, друг к другу.

Критерии эффективности  профессионального обучения – объективные, сравнимые показатели профессионального мастерства, обладающие устойчивостью на определенном отрезке времени. К основным критериям эффективности относятся: самостоятельность в профессиональной деятельности; выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов; производительность труда; профессионально-ориентировочное мышление; культура труда; творческое отношение к труду; ответственность за выполнение профессиональных знаний.

Курс лекций (авторский) - учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, излагаемый определенным преподавателем. Курс лекций – жанр учебного пособия, содержащее краткое, обобщенное и систематизированное изложение материала. Может в большей или меньшей степени заменить, углубить или дополнить основной учебник.

Метод (от греч. methodos – путь исследования) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету; при этом универсального метода не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода.

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям