Подготовка преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:22, реферат

Описание

Изучение и анализ профессиональных образовательных программ. Составление календарно-тематического плана. Изучение методической литературы и учебно- методической документации. Оптимизация учебного процесса. План учебного занятия .

Работа состоит из  1 файл

2 Подготовка преподавателя к учебным занятиям.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

Метод групповой  дискуссии – 1) применяемый в практике руководства коллективами способ организации совместной деятельности, имеющей целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) прием, позволяющий с помощью системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения. Существуют различные формы организации метода групповой дискуссии –от простых производственных совещаний до специально подготовленных форм типа «мозговой атаки» (см. Метод «Дельфин»); сфера применения метода – любые формы совместной деятельности, требующие согласованных групповых решений.

Метод «Дельфи», метод мозгового штурма, метод  мозговой атаки – 1) эк. метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», проводимой группой специалистов, отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок; используется для экспертного прогнозирования путем организации системы сбора и математической обработки экспертных оценок; 2) пед. метод группового обучения и стимулирования познавательной активности, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем; участников побуждают к свободному выдвижению идей с их последующим критическим анализом.

Метод моделирования – создание идеальной с точки зрения научных данных модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо его части. Моделирование возможно в процессе изучения и экспериментирования отдельных частных педагогических форм, методов работы, их взаимосвязи между собой; в организации крупномасштабных исследований. Метод моделирования применяется при разработке учебного плана, организации учебного или производственного труда, программы воспитания и режима.

Метод тестовых ситуаций – метод, с помощью которого педагог создает специальные условия, в которых каждый компонент учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо; один из методов мониторинга.

Методика (греч. methodike) – 1) совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету.

Методика воспитания – отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания; может быть общей, если имеются в виду общие методы, присущие всем направлениям воспитания (умственному, физическому и прочим), или частной, если речь идет о методах, применяемых в каком-либо определенном аспекте воспитания.

Методика учебного предмета – теория обучения определенному учебному предмету; разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий, которые находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету; реализуется в методах, средствах и организационных формах обучения.

Методический  прием – элемент, деталь метода обучения, его составная часть или отдельный шаг в той учебной работе, которая происходит при применении данного метода. В процессе обучения, как методы, так и методические приемы переплетаются, взаимодействуют.

Методология – (от греч. methodos – путь исследования и logos – понятие, учение) – 1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; 2) учение о принципах построения, формах и способах научного познания, а также совокупности методов, применяемых в какой-либо науке. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической; она носит всеобщий характер, но конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В современных условиях для которых характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту приобретает вопрос о так называемых общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Область методологии включает обширный комплекс конкретных научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и других, которые в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур – методах получения научных данных.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике сложились такие методы традиционного воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др. Методы воспитания составляют целостное единство, они взаимосвязаны, взаимодополняемы и помогают создать условия для развития личности.

Методы исследования (в педагогике) – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности; должны обеспечить выбор оптимальной системы способов решения педагогической проблемы, создать фундамент для дальнейшего познания путем наблюдений, бесед, экспериментов и т. п. Подразделяются на теоретические и эмпирические. К теоретическим методам исследования относятся анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование. Эмпирические методы исследования подразделяются на частные и общие. К частным методам эмпирического исследования относятся наблюдения, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование). К общим методам эмпирического исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент.

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на их воспитание развитие в процессе обучения. Преподаватель выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированными в опыте человечества, и сознанием учащегося, который не имеет этих знаний; предлагает путь познания, по которому должен идти учащийся; организует определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала. Применение методов обучения организует познавательную деятельность учащегося, позволяет представить картину мира, обеспечивает направление и содержание умственной деятельности, ведет к пониманию закономерностей, создает эмоциональное и умственное направление, формирует качества личности.

Методы организации  коллектива – методы воспитания, способствующие формированию трудового коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий труда, соревновательным отношением к делу и самоуправлением, то есть активным участием в управлении делами коллектива. Основные методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.

Методы педагогического  стимулирования – методы активного влияния педагога в практической работе и общении с учащимися на их поведение, поступки, организацию труда и учебы. К методам педагогического стимулирования относятся: требование, поощрение, наказание, общественное мнение.

Методы убеждения – методы, содействующие формированию сознания, выработке гуманистических взглядов и личных убеждений учащихся, которыми они руководствуются в своем поведении. К методам убеждения относятся информационный, поисковый, дискуссия и взаимное просвещение.

Моделирование (от лат. Modulus - мера, образец) – 1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной действительности; 2) построение моделей реально существующих предметов, явлений или процессов (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем и т. п.); 3) инф. представление различных характеристик поведения физической или абстрактной системы с помощью другой системы; 4) эк. Воспроизведение экономических объектов и процессов в ограниченных, малых, экспериментальных формах в искусственно созданных условиях; в экономике чаще используется математическое моделирование посредством описания экономических процессов математическими зависимостями.

Моделирование в педагогике – материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых присутствуют принципы организации и функционирования этой системы. С помощью моделирования возможно отвлечение от несущественных свойств системы, но всякая модель предполагает известное упрощение того класса педагогических явлений, который выступает в качестве предмета познания, и не может быть тождественной объекту, аналогичной ему во всех отношениях.

Моделирование профессиональной деятельности – выявление типовых задач в ходе учебного процесса, трансформации их в учебно-производственные задачи, выбор форм организации учебного процесса и методов обучения. Задача моделирования состоит в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений. С помощью моделирования можно получить опережающую информацию для обоснования целей, содержания.

Модель «Обучение  исследованию» - модель систематического сбора данных, выдвижения и проверки гипотез. Модель представляет собой не новый способ преподавания, но способ обучения основным познавательным умениям; модель направлена на освоение опыта систематического исследования и включает следующие шаги-этапы: столкновение с проблемой; сбор данных – «верификация»; сбор данных – экспериментирование; построение объяснения; анализ хода исследования. В модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, опыт исследования как метод и сущность научного познания; обучение направлено не на освоение обобщенных знаний, как это принято в настоящее время, а на освоение самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения. Модель создана группой американских психологов и педагогов под руководством Дж. Зухмана в 50-60-х гг., получила известность и в настоящее время применяется в разных странах мира.

Модель обучения – схематичное отображение учебного процесса, осуществляемого и организуемого педагогом.

Модульное обучение – технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.

Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений; позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и последующей их проверки на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информации, проверяет адекватность и истинность теории в практике, позволяет изучать объекты в их целостности, в естественном функционировании. Наблюдение должно привести к формулировке гипотез, их уточнению, переходу к теории, которая объясняет явления; наблюдение отличается от обычной фиксации явлений систематичностью, целенаправленностью опорой на определенную педагогическую концепцию. Недостатки наблюдения состоят в том, что исследователю трудно охватить большое количество явлений, вероятность ошибок в интерпретации событий велика, многие педагогические явления и процессы не доступны прямому наблюдению, и, кроме того, оно всегда отличается субъективностью. Наблюдение эффективно в сочетании с другими методами получения информации (анкетированием, интервью).

Навыки – действия, умения, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, то есть не нуждающимися в элементной сознательной регуляции и контроле. Но хотя умение исходно, все, же каждое новое умение – всегда продукт осмысленного присоединение к известному ранее неизвестного, а навык – результат повторения одних и тех, же действий. Навык консервативен, он сковывает творчество; он приобретается труднее, чем умение, но и освободиться от него при необходимости тоже труднее. Всю разнообразную деятельность человека невозможно построить на навыках, поэтому умения господствуют в деятельности человека, а навыки обычно составляют техническую основу – способность к безошибочному многократному выполнению учебных или трудовых действий. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык – автоматизированное, чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык – автоматизированное, неоднократно осуществлявшееся ранее воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования.

Навыки в  обучении – учебные действия, приобретающие в результате многократного повторения автоматизированный характер. По мере того, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, в их речи (письменной, устной), при решении учебных задач появляются элементы автоматизма; элементы умений (сознательное действие) переходят в навыки, которые в свою очередь способствуют совершенствованию умений, а иногда и предшествуют их формированию.

Научное (научно-методическое) издание - издание, содержащее результаты теоретических и экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации документы. Издание – документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения (под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать).

Образовательные услуги – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей. По своим целям и содержанию образовательные услуги подразделяются на профессиональные-ориентированные на потребности рынка труда и связанные с воспроизводством рабочей силы, социальные-ориентированные на потребности развития организаций и социальных общностей, и социально-культурные – ориентированные на потребности развития человека.

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям