Подготовка преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:22, реферат

Описание

Изучение и анализ профессиональных образовательных программ. Составление календарно-тематического плана. Изучение методической литературы и учебно- методической документации. Оптимизация учебного процесса. План учебного занятия .

Работа состоит из  1 файл

2 Подготовка преподавателя к учебным занятиям.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

 

Требования  к диагностике современного урока

Критерии

Содержание  критериев

1.

Постановка  и реализация целей

 

 

  • цели сформулированы в соответствии с темой, типом урока и содержанием материала; четкость и конкретность целей, комплексный характер; диагностичность, т. е. проверяемость целей; ориентация на конечный результат; осознание и принятие целей обучающимися;
  • достижение запланированных результатов (реализация целей и выполнение задач урока; ЗУН, общеучебные умения и навыки, применение ЗУН в нетиповых ситуациях, личностное развитие студентов).

2.

Выделение учебных  задач

 

  • задачи - конкретные «шаги», задания, через выполнение которых достигаются поставленные цели; осознание студентами назначения каждого вида деятельности в русле поставленных целей (обучающиеся должны видеть и понимать что, как и для чего они выполняют).

3.

Формирование  мотивов учения

 

 

  • создание условий для осознания ценности учебного материала каждым студентом; применение различных средств мотивации:
  • внутренняя мотивация − ориентация на приобретение личностного опыта, на саморазвитие студента, принятие учебных задач и понимание их важности в будущей профессиональной деятельности, качественная оценка;
  • внешняя мотивация – ориентация на количественную оценку; поощрение и наказание.

4.

Научность содержания

 

 

  • профессиональная направленность содержания, выделение межпредметных связей;
  • логика изложения содержания;
  • соответствие современному уровню развития науки и техники; терминология и основные понятия  по дисциплине и т. д.;
  • использование дополнительного материала (в соответствии с целями и задачами занятия).

5.

Структурирование  содержания

  • сжатие учебной информации, представление ее в измененном и обобщенном виде:
  • схематичное: схемы, таблицы, символы, опорный конспект, чертежи и т. д.;
  • описательное: план, алгоритм, памятка и т. д.

6.

Дифференциация  содержания

  • соответствие уровня сложности личностному опыту:
  • по объему (одно и то же задание выполняется в разном объеме);
  • по сложности (задания отличаются уровнем сложности).

7.

Методика 

преподавания

 

 

 

 

 

 

 

 

  • отбор методов обучения и контроля ЗУН, их соответствие типу и целям занятия, целесообразность использования, направленность на активизацию самостоятельной мыслительной деятельности;
  • эффективность использования дидактических средств (подготовленность необходимых наглядных пособий и ТСО; использование раздаточного материала; качество и целесообразность применения и др.);
  • методическое мастерство (владение методами и приемами обучения и контроля, реализация всех этапов и методической структуры занятия; применение рациональных педагогических технологий; учет требований к организации и проведению современного урока; учебно-методическая документация преподавателя), а   т а к ж е
  • условия организации и проведения занятия (своевременность начала; готовность аудитории к уроку; подготовленность студентов; соблюдение организационно-педагогических, психолого-педагогических и санитарно-гигиенических условий, правил техники безопасности).

8.

Оптимальное разнообразие видов деятельности

  • использование различных видов организации учебной работы (эффективность отбора организационных форм, их сочетание):
  • разнообразие познавательной деятельности (репродуктивная, творческая);
  • разнообразие организационной деятельности (индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая, парная и т. д.);
  • организация внеаудиторной СРС.

9.

Формирование  общеучебных  умений и навыков

  • формирование умения учиться:
  • формирование самообразовательных умений (планирование своей деятельности, умение выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, выдвигать гипотезы и др. мыслительные операции);
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование самооценки и самоконтроля.

10.

Организация  педагогического взаимодействия

  • характер педагогического взаимодействия;
  • создание положительного эмоционального фона, психологического климата;
  • сотрудничество студентов внутри группы и общение с преподавателем;
  • приемы выхода из конфликтной ситуации и т. д.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. Критерии оценки содержания семинарского занятия

  • соответствие тематическому плану и учебной программе курса;
  • качество пиана семинарского занятия (полный, детальный перегруженный и т.п.);
  • отчетливость постановки цели семинарского занятия;
  • обсуждение дискуссионных вопросов;
  • рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;
  • раскрытие органического единства теории и практики;
  • профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
  • соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике, материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью и т.п.);
  • реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.

 

2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

  • дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
  • логическая последовательность построения семинара;
  • использование методов активизации мышления студентов;
  • использование приемов закрепления полученной информации;
  • использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;
  • использование технических средств обучения и наглядных пособий.

 

3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

  • соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
  • соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия тематическому плану и учебной программе;
  • наличие плана семинарского занятия;
  • четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);
  • четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);
  • посещаемость семинара студентами;
  • дисциплина на семинарском занятии;
  • подготовка студентов к семинарскому занятию;
  • рациональность распределения времени на семинарском занятии;
  • наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;
  • соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
    • наличие необходимых средств наглядности и технических средств материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
  • мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
  • побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний сделанных по ходу семинарского занятия;
  • микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
  • подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
  • согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов,
  • управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);
  • постановка задания к следующему семинарскому занятию.

 

4. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

  • знание предмета;
  • убежденность;
  • стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);
  • характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.),
  • умение вызвать и поддержав дискуссию:
  • культура речи, дикция;
  • внешний вид;
  • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

5. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

  • степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);
  • степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе
  • семинарского занятия;
  • степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;
  • степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;
  • информационно-познавательная ценность семинарского занятия;
  • воспитательное воздействие семинарского занятия.

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. Критерии оценки содержания практического занятия:

  • соответствие темы и содержания занятия тематическому плану курса, учебной программе,
  • четкость и ясность цели и задач занятия,
  • раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач,
  • целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса наличия учебников, учебных пособий и других источников,
  • точность и достоверность приведенной информации,
  • отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства, экономики и производства;
  • профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов;
  • согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов;
  • реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

 

2. Критерии оценки методики проведения практического занятия:

      • дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения,
  • структурированность содержания занятия наличие вводной, основной и заключительной частей,
  • аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения,
  • ясность и четкость требований к результатам работы,
  • логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний,
  • демонстрация приемов выполнения заданий,
  • последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач,
  • использование приемов активизации внимания студентов
  • использование приемов закрепления информации в ходе занятия,
  • использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы,
  • обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами,
  • аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия,
  • соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность, и т.п.),
  • учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий,
  • рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов

 

3. Критерии оценки организации практического занятия:

    • соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, тематическому плану курса, учебному расписанию,
    • четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т п ),
  • четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т п ),
  • посещаемость занятия студентами,
  • подготовленность студентов к занятию,
  • дисциплина во время занятия,
  • рациональное распределение времени на занятии,
  • наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ
  • наличие у каждого студента индивидуального рабочего места,
  • использование обратной связи со студентами,
  • наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов,
  • соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинета требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т п.);
  • технологичность занятия.

 

4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе практического занятия:

  • осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения,
  • оказание помощи студентам в выполнении заданий;
  • использование приемов активизации внимания и деятельности студентов,
  • оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей,
  • дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий-, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.

 

5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

  • знание предмета, профессиональная компетентность,
  • убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;
  • эмоциональность, увлекательность изложения материала,
  • умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия,
  • способность устанавливать контакты со студентами,
  • уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т п
  • стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и тп).
  • стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т п );
  • органичность включения в самостоятельную работу студентов во время занятия,
  • внешний вид,
  • манера поведения, умение держаться перед аудиторией,
  • культура речи, дикция.

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям