- ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекция
Общий структурный каркас любой лекции – это формулировка
темы, сообщение плана и рекомендуемой
литературы для самостоятельной работы,
а затем – строгое следование плану предложенной
работы.
В качестве
основных требований к чтению
лекции выдвигают:
- большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
- доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
- достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
- ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
- анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
- выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
- разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентов возможности слушать, осмыслить и кратко записывать информацию;
- умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
- применение основных материалов текста,
конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц,
графиков.
Виды лекций
1.Водная лекция дает первое целостное
представление об учебном предмете и ориентирует
студента в системе работы по данному
курсу. Лектор знакомит студентов с назначением
и задачами курса, его ролью и местом в
системе учебных дисциплин и в системе
подготовки специалиста. Дается краткий
обзор курса, вехи развития науки и практики,
достижения в этой сфере, имена известных
ученых, излагаются перспективные направления
исследований. На этой лекции высказываются
методические и организационные особенности
работы в рамках курса, а также дается
анализ учебно-методической литературы,
рекомендуемой студентами, уточняются
сроки и формы отчетности.
2.Лекция-информация. Ориентирована
на изложение и объяснение студентам научной
информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
Это самый традиционный тип лекций в практике
высшей школы.
3.Обзорная лекция – это систематизация
научных знаний на высоком уровне, допускающая
большое число ассоциативных связей в
процессе осмысления информации, излагаемой
при раскрытии внутрипредметной и межпредметной
связи, исключая детализацию и конкретизацию.
Как правило, стержень излагаемых теоретических
положений составляет научно-понятийная
и концептуальная основа всего курса или
крупных его разделов.
4.Проблемная лекция. На этой лекции
новое знание вводится через проблемность
вопроса, задачи или ситуации. При этом
процесс познания студентов в сотрудничестве
и диалоге с преподавателем приближается
к исследовательской деятельности. Содержание
проблемы раскрывается путем организации
поиска ее решения или суммирования и
анализа традиционных и современных точек
зрения.
5. Лекция-визуализация представляет
собой визуальную форму подачи лекционного
материала средствами ТСО или аудиовидеотехники.
6.Ьинарная лекция – это разновидность
чтения лекции в форме диалога двух преподавателей
(либо как представителей двух научных
школ, либо как ученого и практика, преподавателя
и студента).
7.Лекция с заранее запланированными ошибками
рассчитана на стимулирование студентов
к постоянному контролю предлагаемой
информации (поиск ошибки: содержательной,
методологической, методической, орфографической).
В конце лекции проводится диагностика
слушателей и разбор сделанных ошибок.
8.Лекция-конференция проводится как
научно- практическое занятие, с заранее
поставленной проблемой и системой докладов,
длительностью 5-10 минут. Каждое выступление
представляет собой логически законченный
текст, заранее подготовленный в рамках
предложенной преподавателем программы.
Совокупность представленных текстов
позволит всесторонне осветить проблему.
В конце лекции преподаватель подводит
итоги самостоятельной работы и выступлений
студентов, дополняя или уточняя предложенную
информацию, и формулирует основные выводы.
9.Лекция-консультация может проходить
по разным сценариям. Первый вариант осуществляется
по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает
в течение лекционного времени на вопросы
студентов по всему разделу или всему
курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой
по типу «вопросы-ответы-дискуссия».
9 ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ
ЗАНЯТИЙ
Для
правильной и эффективной организации
образовательного процесса преподавателю
необходимо умение анализировать
собственную деятельность и работу
своих коллег. Это касается уже проведенных
занятий и тех, которые разрабатываются.
Качество учебного занятия зависит
от многих факторов, в том числе и от системы
деятельности преподавателя, состоящей
из трех последовательных и взаимосвязанных
этапов: подготовки к уроку, его проведения
и самоанализа.
Понятие «учебное занятие» шире
понятия «урок». Урок – это
основная форма организации учебной
работы, единица учебного процесса
с реализацией определенной части
учебной программы, динамичная и совершенствующаяся
процессуальная система, отражающая все
стороны учебно-воспитательного процесса.
Урок можно рассматривать как частный
случай учебного занятия.
Учебное занятие характеризуется
двояко: как организационная форма обучения и как временной
отрезок процесса обучения, способно отразить
все его особенности. Учебное занятие
включает в себя более разнообразные формы
обучения и подчиняется всем закономерностям
процесса обучения, характеризуется целостностью,
внутренней взаимосвязанностью частей,
единой логикой развертывания деятельности
преподавателя и студента, что и обеспечивает
управление познавательной деятельностью
обучающегося.
Анализ
и самоанализ занятия (урока)
является одной из форм повышения
профессионального мастерства, особенно
для начинающего педагога. Анализ урока
осуществляется в целях контроля и оценки
содержания, организации, методики проведения,
результатов занятия, а также качества
знаний, умений и навыков обучающихся.
В педагогической литературе существует
множество различных подходов к анализу
(диагностике) учебных занятий. В зависимости
от цели посещения строится программа
наблюдений. Однако, независимо от вида,
диагностика учебного занятия состоит
из нескольких этапов:
- подготовка к посещению занятия;
- посещение и фиксирование
хода и результатов занятия;
- педагогический анализ и обсуждение
итогов диагностики совместно
с преподавателем.
Организационно анализ урока
начинается с определения его
места в системе уроков по
теме, разделу и формулировки темы урока
– насколько она соответствует его содержанию,
а также календарно-тематическому плану,
рабочей программе и записям в журнале
учебных занятий.
Выполнение данных требований является
необходимым условием комплексного
подхода к диагностике занятия.
АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОГО
ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ
- Предварительный сбор информации:
- Изучение требований учебной программы
1.2 Ознакомление с планирующей
документацией
1.3 Ознакомление с материалами
учебника
1.4 Ознакомление с планом предыдущего
занятия
- Ознакомление с записями в журнале
- Посещение занятия:
2.1 Изучения соответствия содержания
занятия требованиям нормативной
и планирующей документации (см.
п. 1)
2.2 Фиксирование хода и результатов
занятия
2.3 Педагогический анализ и обсуждение
проведенного занятия
- Предварительные выводы
- Изучение сопутствующих материалов:
4.1 План последующего
занятия
4.2 Записи в классном
журнале
4.3 Дидактические материалы
и др.
- Выборочное посещение других занятий с целью ознакомления с системой занятий
- Заключительные выводы, рекомендации.
В зависимости от цели посещения
оцениванию подлежит:
- полнота и четкость постановки цели урока, доведение до обучаемых;
- рациональность структуры урока и оптимальность количества времени на каждый блок;
- оценка эффективности применения методов и приемов обучающей деятельности преподавателя и учебной (самостоятельной) деятельности студентов;
- наличие внутренней мотивации и дифференцированного подхода к обучаемым, развитие рефлексии;
- научность и логика построения содержания
урока;
- организация контроля и оценка знаний, умений и навыков обучаемых;
- организация самостоятельной работы студентов;
- содержание и выдача домашнего задания.
В процессе наблюдения за деятельностью
преподавателя оценивается характер
педагогического общения, такт, техника
речи, глубина знания предмета, владение
методикой обучения.
Анализ занятия также включает
оценку внешних условий и обстановки
проведения занятий, обеспеченность наглядными
пособиями, техническими средствами
обучения, дидактическими материалами,
состояние рабочих мест и санитарно-гигиенические
условия проведения занятий.
При посещении занятий делаются
необходимые записи: дата, цель посещения,
Ф. И. О. преподавателя, наименование дисциплины,
№ группы, тема занятия, фиксируются
основные этапы урока. В зависимости от
цели посещения проводится анализ хода
и результатов урока.
Виды анализа и самоанализа
урока
- Краткий (оценочный) анализ; цель- общая
оценка учебно-воспитательной функции
урока, характеризующая решение образовательной,
воспитательной и развивающей задач, их
реализация.
- Структурный (поэтапный) анализ; цель- выявление
и оценка доминирующих этапов урока, их
целесообразность, обеспечивающая развитие
познавательных способностей обучаемых.
- Психологический анализ; цель- изучение обеспечения
познавательной деятельности студентов
развивающего типа.
- Дидактический анализ; цель- оценка основных
дидактических категорий (реализация
принципов обучения, отбор методов, приемов
и средств обучения, дидактическая обработка
учебного материала, педагогическое руководство
самостоятельной познавательной деятельностью
обучающихся, формирование мотивации
учения).
- Полный анализ; цель- оценка всех
этапов урока ( в зависимости от его типа)
с рассмотрением дидактических аспектов,
способов умственной деятельности обучаемых,
результативности урока и реализации
учебных задач, профессионального мастерства
преподавателя.
- Комплексный анализ; цель- одновременный
анализ дидактических, психологических,
методически и других основ урока (системы
уроков).
- Аспектный анализ; цель- рассмотрение,
детальное и всестороннее изучение и оценка
какой-либо стороны или отдельной цели
урока во взаимосвязи с результатами деятельности
обучаемых, например:
- использование развивающих методов на уроке;
- изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
- формирование общеучебных (профессиональных)умений и навыков;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
- организация проблемного обучения на уроке и т. п.
Предлагаемая схема диагностики учебного занятия основана на
требованиях к современному уроку и носит
трехаспектный характер, рассматривая мотивационно-целевой, содержательный и методический или процессуальный блоки.
При диагностике занятия по данной
схеме оцениванию подлежит:
- Полнота и четкость постановки цели занятия, ее диагностичность, соответствие цели теме занятия и требованиям учебной программы.
- Доведение цели занятия до обучающихся; осознание и принятие ими цели как личностной необходимости.
- Реализация целей и достижение запланированных
результатов.
- Выделение учебных задач (в ходе занятия с обязательным условием осмысления студентами выполняемых заданий, их назначения).
- Формирование мотивов учения, т.е. создание условий для осознания ценности учебного материала каждым студентом,
формирование потребностей в овладении
изучаемым материалом (внутренняя и внешняя
мотивация).
- Рациональность структуры занятия, ее соответствие типу урока и оптимальность количества времени, выделяемого на каждый структурный элемент.
- Научность содержания: профессиональная направленность, межпредметные связи, соответствие учебного материала современным достижениям науки, соблюдение терминологии, логика изложения учебного материала, наличие дополнительных сведений по теме, соответствие требованиям учебной
программы.
- Наличие структурирования содержания, т.е. представление учебного материала в различных формах: сжатие учебной информации, представление ее в обобщенном виде (схематичное и описательное); способствует развитию мышления.
- Дифференциация содержания в соответствие с принципами природосообразности, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся: по объему (одно и тоже задание дается в разном объеме); по сложности (задания невысокого уровня сложности выполняют все, более сложные – выборочно).
- Оценка эффективности применения методов и приемов обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов (отбор методов, их соответствие типу и целям занятия, направленность на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, целесообразность использования).
- Владение методами и приемами обучения преподавателем, применение рациональных педагогических технологий; учет требований к организации и проведению современного урока.
- Эффективность использования дидактических средств
(подготовленность необходимых наглядных
пособий и ТСО, качество и целесообразность
применения, использование раздаточного
материала и др.).
- Разнообразие видов деятельности студентов : познавательная (репродуктивная, творческая); организационная (индивидуальная, коллективная,
фронтальная, групповая, парная и т.д.).
- Организация контроля и оценка знаний, умений и навыков студентов.
- Организация самостоятельной работы студентов (на занятии, внеаудиторно).
- Формирование общеучебных умений и навыков (умений учиться, самостоятельно добывать знания): планирование своей деятельности, умения выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, систематизировать и другие мыслительные операции; умение применять знания в незнакомых условиях, формирование
навыков самостоятельной работы, самооценки
и самоконтроля.
- Достижение целей и выполнение задач урока, реализация всех этапов и методической структуры занятия.
- Условия организации и проведения занятия (своевременность начала, готовность аудитории
к уроку, подготовленность студентов,
соблюдение психолого-педагогических,
организационно-педагогических и санитарно-гигиенических
условий).
- Организация педагогического взаимодействия ( эмоциональный фон и психологический климат урока, стиль общения со студентами
и внутри группы, приемы выхода из конфликтных
ситуаций и др.).
- Документация преподавателя к уроку.