Подготовка преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:22, реферат

Описание

Изучение и анализ профессиональных образовательных программ. Составление календарно-тематического плана. Изучение методической литературы и учебно- методической документации. Оптимизация учебного процесса. План учебного занятия .

Работа состоит из  1 файл

2 Подготовка преподавателя к учебным занятиям.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

 

  1. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лекция 

         Общий структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем – строгое следование плану предложенной работы.

        В качестве  основных требований к чтению  лекции выдвигают:    

  • большой объем  четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;
  • доказательность и аргументированность высказываемых суждений;
  • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;
  • ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;
  • анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;
  • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;
  • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентов возможности слушать, осмыслить и кратко записывать информацию;
  • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств;
  • применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.

Виды лекций

1.Водная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

2.Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3.Обзорная лекция – это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

4.Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники.

6.Ьинарная лекция – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). 

7.Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8.Лекция-конференция проводится как научно- практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

9.Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всему разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия».

 

                        9  ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

           Для  правильной и эффективной организации  образовательного процесса преподавателю  необходимо умение анализировать  собственную деятельность  и работу своих коллег. Это касается уже проведенных занятий и тех, которые разрабатываются. Качество учебного занятия зависит  от многих факторов, в том числе и от системы деятельности преподавателя, состоящей из трех последовательных и взаимосвязанных этапов: подготовки к уроку, его проведения и самоанализа.

             Понятие «учебное занятие» шире  понятия «урок». Урок – это  основная форма организации учебной  работы, единица учебного процесса  с реализацией определенной части  учебной программы, динамичная и совершенствующаяся процессуальная система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса. Урок можно рассматривать как частный случай учебного занятия.

           Учебное занятие характеризуется  двояко: как организационная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способно отразить все его особенности. Учебное занятие включает в себя более разнообразные формы обучения и подчиняется всем закономерностям процесса обучения, характеризуется целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности преподавателя и студента, что и обеспечивает управление познавательной деятельностью обучающегося.

           Анализ  и самоанализ занятия (урока)  является одной из форм повышения профессионального мастерства, особенно для начинающего педагога. Анализ урока осуществляется в целях контроля и оценки содержания, организации, методики проведения, результатов занятия, а также качества знаний, умений и навыков обучающихся.

В педагогической литературе существует множество различных подходов к анализу (диагностике) учебных занятий. В зависимости от цели посещения строится программа наблюдений. Однако, независимо от вида, диагностика учебного занятия состоит из нескольких этапов:

-  подготовка к посещению занятия;

-  посещение и фиксирование  хода и результатов занятия;

- педагогический анализ и обсуждение  итогов диагностики совместно  с преподавателем.

            Организационно анализ урока  начинается с определения его  места в системе уроков по теме, разделу и формулировки темы урока – насколько она соответствует его содержанию, а также календарно-тематическому плану, рабочей программе и записям в журнале учебных занятий.

Выполнение данных требований является необходимым условием комплексного подхода к диагностике занятия.

 

 

АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ

  1. Предварительный сбор информации:
    1. Изучение требований учебной программы

1.2 Ознакомление с планирующей  документацией

1.3 Ознакомление с материалами  учебника

1.4 Ознакомление с планом предыдущего занятия

    1. Ознакомление с записями в журнале
  1. Посещение занятия:

2.1 Изучения соответствия содержания  занятия требованиям нормативной           и планирующей документации (см. п. 1)

2.2 Фиксирование хода и результатов  занятия

2.3 Педагогический анализ и обсуждение проведенного занятия

  1. Предварительные выводы
  2. Изучение сопутствующих материалов:

     4.1 План последующего  занятия

     4.2 Записи в классном  журнале

     4.3 Дидактические материалы  и др.   

  1. Выборочное посещение других занятий с целью ознакомления с системой занятий
  2. Заключительные выводы, рекомендации.

В зависимости от цели посещения  оцениванию подлежит:

  • полнота и четкость постановки цели урока, доведение  до обучаемых;
  • рациональность структуры урока и оптимальность количества времени на каждый блок;
  • оценка эффективности применения методов и приемов обучающей деятельности преподавателя и учебной (самостоятельной) деятельности студентов;
  • наличие внутренней мотивации и дифференцированного подхода к обучаемым, развитие рефлексии;
  • научность и логика построения содержания урока;
  • организация контроля и оценка знаний, умений и навыков обучаемых;
  • организация самостоятельной работы студентов;
  • содержание и выдача домашнего задания.

В процессе наблюдения за деятельностью  преподавателя оценивается характер педагогического общения, такт, техника речи, глубина знания предмета, владение методикой обучения.

Анализ занятия также включает оценку внешних условий и обстановки проведения занятий, обеспеченность наглядными пособиями, техническими средствами обучения, дидактическими материалами, состояние рабочих мест и санитарно-гигиенические условия проведения занятий.

При посещении занятий делаются необходимые записи: дата, цель посещения, Ф. И. О. преподавателя, наименование дисциплины, № группы, тема занятия, фиксируются основные этапы урока. В зависимости от цели посещения проводится анализ хода и результатов урока.

 

Виды анализа и самоанализа  урока

  1. Краткий (оценочный) анализ; цель-   общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализация.
  2. Структурный (поэтапный) анализ; цель-   выявление и оценка доминирующих этапов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучаемых.
  3. Психологический анализ; цель-  изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа.
  4. Дидактический анализ; цель-  оценка основных дидактических категорий (реализация принципов обучения, отбор методов, приемов и средств обучения, дидактическая обработка учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся, формирование мотивации учения).
  5. Полный анализ; цель- оценка всех этапов урока ( в зависимости от его типа) с рассмотрением дидактических аспектов, способов умственной деятельности обучаемых, результативности урока и реализации учебных задач, профессионального мастерства преподавателя.
  6. Комплексный анализ; цель-  одновременный анализ дидактических, психологических, методически и других основ урока (системы уроков).
  7. Аспектный анализ; цель-  рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучаемых, например:
    • использование развивающих методов на уроке;
    • изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
    • формирование общеучебных (профессиональных)умений и навыков;
    • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
    • организация проблемного обучения на уроке и т. п.

 

              Предлагаемая схема диагностики учебного занятия  основана на требованиях к современному уроку и носит трехаспектный характер, рассматривая мотивационно-целевой, содержательный и методический или процессуальный блоки.

При диагностике занятия по данной схеме оцениванию подлежит:

  • Полнота и четкость постановки цели занятия, ее диагностичность, соответствие цели теме занятия и требованиям учебной программы.
  • Доведение цели занятия  до обучающихся; осознание и   принятие ими цели как личностной необходимости.
  • Реализация целей и достижение запланированных результатов.
  • Выделение учебных задач (в ходе занятия с обязательным условием осмысления студентами выполняемых заданий, их назначения).
  • Формирование мотивов учения, т.е. создание условий для осознания ценности учебного материала каждым студентом, формирование потребностей в овладении изучаемым материалом (внутренняя и внешняя мотивация).
  • Рациональность структуры занятия, ее соответствие типу урока и оптимальность количества времени, выделяемого на каждый структурный элемент.
  • Научность содержания: профессиональная направленность, межпредметные связи, соответствие учебного материала современным достижениям науки, соблюдение терминологии, логика изложения учебного материала, наличие дополнительных сведений по теме, соответствие требованиям учебной программы.
  • Наличие структурирования содержания, т.е. представление учебного материала в различных формах: сжатие учебной информации, представление ее в обобщенном  виде (схематичное и описательное); способствует развитию мышления.
  • Дифференциация содержания в соответствие с принципами природосообразности, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся: по объему (одно и тоже задание дается в разном объеме); по сложности (задания невысокого уровня сложности выполняют все, более сложные – выборочно).
  • Оценка эффективности применения методов и приемов обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности студентов (отбор методов, их соответствие типу и целям занятия, направленность на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, целесообразность использования).
  • Владение методами и приемами обучения преподавателем, применение рациональных педагогических технологий; учет требований к организации и проведению современного урока.
  • Эффективность использования дидактических средств               (подготовленность необходимых наглядных пособий и ТСО,  качество и целесообразность применения, использование раздаточного материала и др.).
  • Разнообразие видов деятельности студентов : познавательная (репродуктивная, творческая); организационная (индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая, парная и т.д.).
  • Организация контроля и оценка знаний, умений и навыков студентов.
  • Организация самостоятельной работы студентов (на занятии, внеаудиторно).
  • Формирование общеучебных умений и навыков (умений учиться, самостоятельно добывать знания): планирование своей деятельности, умения выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, систематизировать и другие мыслительные операции; умение применять знания в незнакомых условиях, формирование навыков самостоятельной работы, самооценки и самоконтроля.
  • Достижение целей и выполнение задач урока, реализация всех этапов и методической структуры занятия.
  • Условия организации и проведения занятия (своевременность начала, готовность аудитории к уроку, подготовленность студентов, соблюдение психолого-педагогических, организационно-педагогических и санитарно-гигиенических условий).
  • Организация педагогического взаимодействия ( эмоциональный фон и психологический климат урока, стиль общения со студентами и внутри группы, приемы выхода из конфликтных ситуаций и др.).
  • Документация преподавателя к уроку.

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям