Подготовка преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:22, реферат

Описание

Изучение и анализ профессиональных образовательных программ. Составление календарно-тематического плана. Изучение методической литературы и учебно- методической документации. Оптимизация учебного процесса. План учебного занятия .

Работа состоит из  1 файл

2 Подготовка преподавателя к учебным занятиям.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

 

6. Критерии оценки результативности практического занятия:

  • степень реализации цели и задач работы;
  • степень выполнения заданий работы,
  • степень соответствия результатов работы заданным требованиям,
  • степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков,
  • степень воспитательного воздействия на студентов,
  • информационно-познавательная ценность.

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

 

1. Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции

2. Критерии оценки содержания лекции:

  • соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса,
  • научность, соответствие современному уровню развития науки,
  • точность используемой научной терминологии,
  • информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами, ^/
  • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений,
  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей,
  • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью,
  • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику пересказывается учебник и т п )

 

3. Критерии оценки методики чтения лекции:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала,
  • структурированность содержания лекции наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции,
  • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы водах лекции,
  • рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного программного, контекстного деятельностного и др.),
  • логичность, доказательность и аргументированность изложения,
  • ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых,
  • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами,.
  • использование методов активизации мышления студентов,
  • использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т л, подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции),
  • использование записей на доске, наглядных пособий,
  • использование раздаточного материала на лекции,
  • использование технических средств обучения

 

4. Критерии оценки организации лекции:

  • соответствие лекции учебному расписанию,
  • четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т п),
  • четкость окончания лекции (конец .речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку),
  • посещаемость лекции студентами,
  • дисциплина на лекции,
  • рациональное распределение времени на лекции,
  • соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и
  • требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т п),
  • наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

 

5. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

  • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций,
  • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т п),
  • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции),
  • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т п ),
  • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее),
  • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов

 

6. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

  • знание предмета,
  • убежденность,
  • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная),
  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом),
  • культура речи,
  • речевые данные, дикция,
  • внешний вид;
  • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
  • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
  • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т п );
  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п).

 

7. Критерии оценки результативности лекции:

  • степень реализации плана лекции (полная, частичная);
  • степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;
  • информационно-познавательная ценность лекции,
  • воспитательное воздействие лекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СХЕМА АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Занятие преподавателя (ФИО) _________________________________________________________

 

Дата

Группа

Наименование учебной  дисциплины

     



 

Занятие посетил: ______________________________________________________________________

Цель посещения: _______________________________________________________________________

Тема занятия: _________________________________________________________________________

Место проведения занятия: _____________________________________________________________

Анализ занятия: ______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы, замечания, рекомендации: _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись посетившего  занятие ___________________________________________________________

 

 

Рекомендации  по анализу учебного занятия: подготовленность к занятию преподавателя и студентов, наличие плана учебного занятия; соответствие содержания учебного занятия рабочей программе и КТП по учебной дисциплине; оценка эффективности выбора типа урока; оценка правильности определения целей и задач урока; рациональность отбора учебного материала на различных этапах занятия; разнообразие видов деятельности студентов; мотивация учебной деятельности; осуществление межпредметных связей и профессиональная направленность; оценка эффективности методов ведения урока; эффективность использования дидактических средств обучения; формирование общеучебных  умений и навыков; дифференцированный подход к обучаемым; рациональность организации учебного занятия; организация контроля и оценки знаний и умений обучающихся; достижение поставленных целей урока;   профессиональное и педагогическое мастерство преподавателя (мастера п/о); характер педагогического общения, оценка внешних условий и обстановки проведения занятия, обеспеченность наглядными пособиями, состояние рабочих мест и др.

 

 

 

 

 

 

10  НЕКОТОРЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

 

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Строятся, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Наиболее распространенными и характерными активными методами обучения являются: беседа, диспут, семинар, тренинг, деловая игра.

Активные методы производственного обучения – методы, требующие активной мыслительной, продуктивной деятельности учащихся, проявляющейся в их способности корректировать собственные действия, в самостоятельном выборе и целесообразном сочетании способов деятельности, в планировании своего труда, анализе и предотвращении ошибок, в производственной смекалке.

Анализ (от греч. Analysis – разложение) – 1) метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ применяется с целью выявления сущности закономерностей, тенденций социальных, экономических процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях ( в стране, отрасли, на предприятии) и в разных сферах (социальной, производственной); умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступила его структура (сюда относятся вычленение частей целого и выявление взаимодействий между ними, осознание принципов организации целого). Учащийся видит ошибки и упущения в логике рассуждений, проводит разграничения между фактами и следствиями, оценивает значимость данных. Учебные результаты характеризуются более высоким познавательным уровнем, чем понимание применение, требуют осознания, как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Анализ занятий – один из видов методической работы в образовательных учреждениях профессионального образования, направленный на исследование и оценку учебного занятия в целом и его элементов с целью оказания методической помощи преподавателям, изучения и обобщения их опыта.

Анализ конкретных ситуаций, ситуационное обучение – методика включения в учебный процесс глубокого и детального исследования реальной или имитированной ситуации, выполняемого для того, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства. Это развивает аналитическое мышление учащихся, помогает осуществить системный подход к решению проблемы, позволяет определить варианты правильных и ошибочных решений, выбрать критерии нахождения оптимального решения. Методика была разработана в 80-е годы 20 в. в Гарварде, применялась в бизнес-школах, а сейчас широко используется в системе профессионального образования (при обучении менеджменту) и в других сферах.

Анализ производственной ситуации – метод обучения, основой которого является глубокое исследование производственной ситуации. Используется с целью подготовки учащихся к профессиональной деятельности.

Анализ результатов – обычно один из действенных методов мониторинга, с помощью которого по заранее намеченной схеме изучаются результаты учебно-профессиональной деятельности: письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы.

График (от греч.graphikos – начертанный) – 1) расписание определяющее последовательность действий, протекание событий во времени (график работы, график дежурств, график движения поездов); 2) графическое изображение математической зависимости; математическая зависимость, функция, представленная в графической форме, в виде кривой, характеризующей, как изменится функция при изменении аргумента.

График учебного процесса – наглядное представление (часто в виде таблицы) сроков начала и окончания учебных занятий по курсам, промежуточных аттестаций, каникул, практик, итоговой государственной аттестации.

Гуманизация – усиление гуманистических начал в обществе, утверждение общечеловеческих ценностей, высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

Гуманизация образования – ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума. Гуманизация образования направлена на создание таких форм содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося – его познавательных интересов, личностных качеств; на создание таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия. Понятие «гуманизация образования» нельзя отождествлять с его гуманитаризацией.

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям