Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:22, реферат
Изучение и анализ профессиональных образовательных программ. Составление календарно-тематического плана. Изучение методической литературы и учебно- методической документации. Оптимизация учебного процесса. План учебного занятия .
- проявлять внимательность и аккуратность в работе с учетными документами, уметь работать в группе, делать выводы).
Задачи: _____________________
(через какие
действия будут достигаться
Вид урока: ______________________
(используемые
формы: лекция, семинар, консультация,
практикум, экскурсия,
Методы обучения:______________
(словесные: рассказ, сообщение, лекция, работа с книгой, беседа, дискуссия, аудирование, объяснение, инструктаж и т. д.;
наглядные: демонстрация наглядных пособий, способов изготовления, техники выполнения, видеоматериалов, показ приемов работы и т.д.;
практические: решение задач, упражнение, проведение опытов, проектирование, выполнение практической работы, выполнение работы по алгоритму (образцу) и т.д.;
игровые: ситуации, деловая игра, дидактическая игра и т.д.;
проблемные: ситуации, проблемная беседа, проблемная лекция, проблемное изложение и т.д.;
частично-поисковые: эвристическая беседа, эксперимент, методы решения творческих задач (мозговой штурм, аналогия, ассоциация и др.);
исследовательские: проектный метод, проблемно-поисковые упражнения (формулирование проблемы, анализ данных и др.), эксперимент, разработка проекта, изделия и т. д.)
Формы организации
учебной работы: ______________________________
(фронтальная,
групповая, индивидуальная, парная,
работа в малых группах,
Дидактические
средства обучения: ______________________________
(натуральные
образцы, макеты, фотографии, плакаты,
сборники документов, словари, альбомы,
приборы, видео- или
Контроль ЗУН: ________________
(проверочная
работа, устный опрос, тестирование,
контрольная работа, работа
Задание
на дом (СРС): _______________________
(выполнить задания: составить: конспект, вопросы по теме, тезисы, план, схему и т. д.;
решить задачу разными способами;
ответить на вопросы; подготовить сообщение,
пересказ; сравнить; изучить; сделать
выводы; разработать; сформулировать проблему;
Ход занятия:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
4 ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Наиболее реальным, инструментальным
и диагностичным является способ
постановки целей через результаты
обучения, выраженные в конкретных действиях
студента. Поскольку данные действия при
целеполагании только проектируются,
более точным будет их формулирование
с помощью модального глагола «должен»
В деятельности педагогов профессионального образования часто наблюдается стремление планировать отдельно конкретные результаты обучения и цели преподавателя, при этом между ними иногда отсутствует четкая взаимосвязь. Ориентация преподавателя на конкретные результаты обучения − усвоение студентами учебного материала и продвижение в развитии и формировании их личности − исключает необходимость постановки им каких-либо отдельных целей своей деятельности. Соотнесение целей преподавателя и студентов может осуществляться посредством декомпозиции более обобщенной цели деятельности педагога в систему задач, определяющих конкретный уровень усвоения студентами понятий, фактов, законов, способов, деятельности, ценностей.
Таблица 2
Типичные способы постанови целей |
Оценка эффективности способа |
1. Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление...», «изучить теорему...» |
Минус: не является инструментальным, не ясен результат |
2. Определение целей
через деятельность |
Минус: сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат |
3. Постановка целей
через деятельность |
Минус: акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия − изменения в развитии студента |
4. Постановка целей
через внутренние процессы |
Плюс: обучение на уровне обобщенных целей Минус: обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов) |
5. Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях студентов: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает... и интерпретирует...», «умеет выполнять...», «применяет правило для…» |
Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения |
Таким образом, наиболее реальным, инструментальным и диагностичным является способ постановки целей через результаты обучения, выраженные в конкретных действиях студента. Поскольку данные действия при целеполагании только проектируются, более точным будет их формулирование с помощью модального глагола «должен» или «может» (если планируются цели повышенного уровня обучения) и глагола неопределенной формы: студент должен знать, должен иметь представление, должен понимать, должен выполнять, должен применять и т.д.
Пример:
Тип занятия: обобщение и
1.Дидактическая (обучающая) цель: систематизация и обобщение знаний и умений по учету основных хозяйственных процессов.
Задачи:
усвоить на уровне
уметь самостоятельно: оформлять
бухгалтерскими записями
2.Развивающая цель: способствовать развитию логического мышления.
Задачи. Студент должен демонстрировать умения:
анализировать
обобщать изученный материал и делать выводы;
сравнивать и сопоставлять
аргументировано отстаивать сво
3.Воспитательная цель: стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.
Задачи .Студент должен осознать и проявлять:
ответственность за своевременное и правильное ведение учета производственных процессов на счетах бухгалтерского учета;
аккуратность и точность в расчетах;
умение
работать сообща.
Типы и виды уроков по М.И. Махмудову
Тип урока |
Вид урока |
|
1 − урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3 – урок с использованием учебного фильма; 4 – урок теоретических или самостоятельных практических работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание
различных видов урока на |
|
1 − урок самостоятельных
работ (репродуктивного типа –
устных или письменных 2 – урок-лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар и др. |
|
Сюда входят основные виды всех пяти типов |
|
1 – устная форма проверки (фронтальный,
индивидуальный и групповой 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практически е и лабораторные работы; 5- контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание первых трех видов) |
|
На них решают несколько дидактических задач |
Типология уроков С.В. Иванова
1 – вводные уроки;
2 – уроки первичного
3 – уроки образования понятий, установление законов, правил;
4 – уроки применения знаний на практике;
5 – уроки навыков (
6 – уроки повторения и
7 – контрольные уроки;
8 – смешанные или
Типология уроков И.Н. Казанцева
1 – уроки с разнообразными видами занятий;
2 – уроки в виде лекций;
3 – уроки в виде беседы;
4 – уроки-экскурсии;
5 – уроки с использованием учебного кинофильма, телепередачи;
6 – уроки самостоятельной
7 – лабораторные и другие практические занятия.
Типология уроков В.А. Онищука
1 – урок усвоения новых знаний;
2 – урок освоения новых умений и навыков;
3 – урок комплексного применения знаний;
4 –
урок обобщения и
5 – урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;
6 – комбинированный урок.
Нетрадиционные уроки
Сегодня они очень разнообразны:
- это и урок – деловая, ролевая игра;
- урок − конференция, пресс-конференция;
- урок – соревнование, состязание, «хоккей»;
- урок – КВН;
- урок творчества;
- урок – бенефис;
- урок – конкурс;
- интегрированный урок;
- урок – аукцион;
- урок – парадокс;
- урок – экскурсия;
- урок – путешествие;
- урок – «Что? Где? Когда?»;
- урок литературная гостиная;
- урок – обобщение «Вхождение на вершину»;
- урок – «Следствие ведет знатоки»;
- урок – «Суд идет»;
- урок – урок на производстве;
- урок – референдум;
- урок – музыкальный салон;
- урок в картинной галерее, в лесу, в поле, у реки;
- урок на вернисаже, в театре;
- урок – «Спрашивай – отвечаем» и др.
Нетрадиционный
урок – это урок, выходящий
за рамки традиционного урока.
6 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
№ п/п |
Примерные типы уроков, их структура |
Типовые методы обучения |
Урок первичного усвоения знаний (изучение нового материала) | ||
1 |
Обоснование значения изучаемой темы и цели урока |
|
2 |
Последовательное изучение учебного материала по намеченному плану |
Изложение, объяснение с
демонстрацией наглядных |
3 |
Обобщение и закрепление основных положений по каждому пункту плана, выводы |
Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный) |
4 |
Выявления степени понимания учащимися изучаемого материала, уточнение выводов и положений |
Беседа, обсуждение (репродуктивный) |
5 |
Задание на дом |
Объяснение |
Урок усвоения знаний на основе имеющихся | ||
1 |
Обоснование знания изучаемой темы и цели урока. План урока |
|
2 |
Воспроизведение основных положений изучаемого на предыдущих уроках материала и домашнего задания |
Беседа, с элементами самостоятельной работы (репродуктивный) |
3 |
Организация деятельности по изучению нового материала |
Объяснение, сам. работа, рассказ (изложение) с применением наглядных пособий (частично-поисковой, проблемный, исследовательский) |
4 |
Проверка качества, закрепление и обобщение изучаемого, вывода |
Беседа, сообщение студентов, обсуждение, упражнения (репродуктивный), опрос |
5 |
Задание на дом |
Объяснение |
Урок совершенствования и закрепления знаний | ||
1 |
Обоснование знания изучаемой темы и цели урока |
|
2 |
Организация деятельности обучающихся по использованию имеющихся знаний, дополнительное изучение источников наблюдения |
Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий упражнения (репродуктивный, частично поисковый с элементами исследования) |
3 |
Выявление степени понимания студентов учебного материала, уточнение отдельных положений и выводов с одной временной проверкой и оценкой качества усвоенных знаний |
Обсуждение, объяснение, дискуссия (информационный, репродуктивный), опрос |
4 |
Задание на дом |
Объяснение |
Урок систематизации и обобщения знаний | ||
1 |
Обоснование знания темы и цели урока |
|
2 |
Получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основных на общении и систематизации имеющихся знаний |
Объяснение и самостоятельная работа (лекции с фрагментами фильмов и др.) |
3 |
Поэтапное обсуждение хода решения проблемы, подведение этапов, выводы |
Беседа, дискуссия (репродуктивный, частично-поисковый) |
4 |
Оценка действий, знаний и умений |
Объяснение, опрос |
5 |
Задание на дом (в случае неполного усвоения знаний или незавершенности работы) |
Объяснение |
Урок применения знаний, умений и навыков на практике | ||
1 |
Обоснование знания темы и цели урока. План урока |
|
2 |
Воспроизведение необходимых знаний и умений, проверка их качества |
Беседа с использованием наглядных пособий (репродуктивный), опрос |
3 |
Постановка и решение познавательных и практических задач. Выполнение письменных, графических и устных заданий, проведение опытов |
Объяснение и самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, проблемный или исследовательский) |
4 |
Проверка и анализ результатов работы, оценка ее |
Опрос, обсуждение (репродуктивный) |
5 |
Исправление ошибок, устранение пробелов в знаниях и умениях |
Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный) |
6 |
Задание на дом |
Объяснение |
Урок формирования умений и навыков | ||
1 |
Обоснование знания темы и цели урока. План урока |
|
2 |
Воспроизведение необходимых знаний |
Беседа, опрос |
3 |
Сообщение или самостоятельное приобретение дополнительных сведений |
Беседа (репродуктивный). Изложение или объяснение, самостоятельной работы (информационный, поисковый) |
4 |
Формирование умений и закрепление их путей упражнений |
Самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый) |
5 |
Проверка и оценка умений и навыков |
Опрос, обсуждение выполняемых работ (репродуктивный) |
6 |
Задание на дом |
Объяснение |
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков | ||
1 |
Обоснование знания темы и цели урока. План урока |
|
2 |
Постановка вопросов и проблем, выдача заданий. Ответы, сообщения студентов, выполнения заданий, решение познавательных задач. Анализ и оценка ответов, сообщений и результатов работы |
Объяснение, беседа, опрос, самостоятельная работа, обсуждение самостоятельной работы (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный с элементами исследовательского) |
3 |
Подведение итогов. Исправление ошибок |
Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный) |
4 |
Задание на дом |
|
Комбинированный урок | ||
1 |
Обоснование знания темы и цели урока |
|
2 |
Проверка качества знаний, умений и навыков (повторение и закрепление изученного ранее, подготовка к восприятию нового) |
Беседа, объяснение, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный) |
3 |
Получение новых знаний |
Различные сочетания словесного наглядного и практических методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский). Беседа (репродуктивный) |
4 |
Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков |
Упражнения, беседа |
5 |
Задание на дом |
Объяснение |
7 Дидактическая цель и структура уроков различных типов
(типология по основной образовательной цели)
Тип учебного занятия, его структура |
Дидактическая цель преподавателя |
Методы обучения |
1 Урок изучения нового материала (формирования новых знаний) | ||
* Основное содержание урока - познавательная деятельность обучающихся с большой долей самостоятельной умственной деятельности. * Проверка выполнения домашнего задания может быть включена в любой этап уроков всех типов в зависимости от целесообразности. * Мотивация учебной работы осуществляется на всех этапах урока |
Создание условия для осознания, осмысления и личностного восприятия блока новой учебной информации, формирования общеучебных навыков, активизации познавательной активности и самостоятельной деятельности. |
Объяснение, беседа, в т.ч. эвристическая, проблемное изложение, демонстрация с использованием наглядных пособий и ТСО, обсуждение, самостоятельная работа, в т.ч. с учебником и др. пособиями, анализ ситуаций, опрос и взаимоопрос, методы групповой работы и др. |
2 Урок формирования навыков и умений | ||
* Навык – компонент сложного умения, основной его признак – частичная автоматизированность действия, выработанное на основе упражнений. * Умение – способность выполнять сложное комплексное действие на основе усвоенных знаний и навыков практического опыта; умения являются творческими действиями и не могут автоматизироваться. * Основное
содержание урока – |
Создание условия для личностного осмысления учебной информации и осознанного овладения первичными умениями и навыками практической деятельности в типовых, в том числе профессиональных ситуациях, формирование общеучебных навыков, активизация познавательной активности и самостоятельной деятельности. |
Объяснение, инструктаж, демонстрация, показ приемов работы с использованием различных средств наглядности и ТСО, упражнения различных видов и степени сложности, решение познавательных задач, самостоятельная работа (репродуктивная), в т.ч. практические и лабораторные работы, проектирование, решение задач, методы групповой работы взаимообучение, самоконтроль, опрос, тестирование, само- и взаимопроверка и др. |
3 Урок совершенствования и комплексного применения знаний, навыков и умений | ||
|
Создание условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности с целью формирования умений самостоятельного поиска решения проблем, профессионально значимых качеств, развитию самостоятельности и творческой активности. Формирование общеучебных умений, стимулирование поисковой деятельности. |
Дискуссия, беседа, обсуждение,
решение ситуативных задач, выполнение
творческих заданий, лабораторные, практические,
расчетные и графические работы |
4 Урок обобщения и систематизации знаний и умений | ||
* Структура урока должна соответствовать логике процесса обобщения и систематизации знаний: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов, правил, действий к формированию системы знаний и обобщенных способов работы, которые могут переноситься на любое содержание будущей профессиональной деятельности. |
Создание условия для усовершенствования и систематизации имеющихся знаний и умений, осознания комплексного межпредметного характера изученного материала и его роли в будущей профессиональной деятельности. Формирование обобщенных способов работы, системного мышления, развитие аналитических способностей, навыков самостоятельной умственной деятельности (общеучебные навыки). Выявление уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. |
Беседа, дискуссия, поиск решения проблем, деловая игра, выполнение творческих заданий разного уровня сложности, методы групповой и индивид. работы, самостоятельная работа, проверочная работа, тестирование, взаимоопрос, анализ ситуаций, эвристические, исследовательские и интерактивные методы. |
5 Урок проверки и
оценки учебных достижений | ||
* Проверка
результатов работы, ее анализ,
обобщение и коррекция может
быть организована на |
Создание условия для актуализации освоенного учебного материала, активизация самостоятельной мыслительной деятельности. Комплексная проверка уровня знаний и умений обучающихся, выявление пробелов и слабых сторон, определение путей коррекции учебной работы обучающихся. |
Беседа, проверочная работа, само- и взаимоконтроль, опрос, самостоятельная работа по индивидуальным заданиям, решение задач, игровые и групповые методы, тестирование и др. |
6 Комбинированный урок | ||
* Урок данного
типа имеет несколько равных
по значению образовательных
целей, исходя из этого, строит |
Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения полученных знаний, умений и навыков в практической учебной ситуации (знакомой и новой), проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
* Целевые установки
формулируются, исходя из |
Все перечисленные методы в зависимости от поставленных целей и содержания урока |
Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям