Подготовка преподавателя к учебным занятиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:22, реферат

Описание

Изучение и анализ профессиональных образовательных программ. Составление календарно-тематического плана. Изучение методической литературы и учебно- методической документации. Оптимизация учебного процесса. План учебного занятия .

Работа состоит из  1 файл

2 Подготовка преподавателя к учебным занятиям.doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

                                              

                                                                                                                                                                                          

Ход учебного

     занятия   

                    

Содержание  учебного материала         

Методы обучения        

Средства обучения     

Ориентировочная         дозировка             времени

Задачи воспитания и развития

        1

       2             

       3    

       4

         5

        6


 

     В графе 1 указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение. Они зависят от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры содержания учебного материала, от выбора методов обучения. Отметим наиболее распространенные структуры занятий.

        Комбинированный урок

  1. Проверка знаний и умений студентов.
  2. Изучение нового учебного материала.
  3. Закрепление материала (может быть запланирована практическая, самостоятельная работа).
  4. Домашнее задание.

        Практическое занятие

         1.Проверка знаний (необходимых в  практической деятельности).

         2.Инструктаж к выполнению практического  задания.

        3.Выполнение практической работы.

        4.Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение отдельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т.п.).

       Лабораторная работа

         1.Постановка проблемы и поиск путей ее решения (в ходе обсуждения и самостоятельной работы с книгой).

         2.Подготовка и отбор необходимого  оборудования и материалов.

         3.Выполнение лабораторного эксперимента.

         4.Обсуждение результатов эксперимента.

         Семинар

         1.Установка на участие в семинаре (вступительное слово преподавателя).

         2.Обсуждение проблемы.

         3.Подведение итогов обсуждения.

         Урок изучения нового учебного материала.

         1.Изучение нового учебного материала (с помощью разных методов).

         2.Закрепление  знаний (может включать также  и практическую, и поисковую лабораторные  работы).

        Не всегда  преподаватель выделяет самостоятельной  частью закрепление знаний: оно  осуществляется либо в процессе  выполнения практических работ,  либо сразу после изложения учебного материала по вопросу (программированный машинный контроль, решение ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций и т.д.).

         Контрольно-учетный  урок чаще всего имеет один  элемент – проверку знаний  и умений учащихся, учетно-обобщающий урок – проверку знаний и умений, обобщение и систематизацию знаний.

        В графе  2 раскрывают содержание учебного  материала: при проверке знаний  – это постановка вопросов; при  проверке умений – содержание  задач, упражнений, заданий (в  плане дают их названия или номера с указанием источника – сборника, пособия, или делают ссылки на карточки с индивидуальными заданиями); при изучении нового учебного материала – вопросы для изучения; при закреплении – вопросы или задания, направленные на совершенствование знаний; при практических, лабораторных работах – наименования работ, задач и т.д.

   Степень развернутости содержания  материала в плане зависит  от потребности в ней преподавателя.

        В графе  3 указывают методы обучения. В  ходе каждого элемента (этапа) учебного занятия может быть использовано несколько методов. Так, при проверке знаний и умений на отдельном уроке по одному из вопросов можно запланировать письменный опрос, по другому – индивидуальный устный опрос у доски, по третьему – фронтальный опрос, по четвертому – решение ситуационной задачи. При изучении нового учебного материала на уроке могут быть применены в качестве методов по одному вопросу – объяснение преподавателя, по другому – демонстрация учебного кинофильма, по третьему – эвристическая беседа, по четвертому – самостоятельная работы с книгой или обучающей программой. В ходе практической работы могут выполнены упражнения по образцу, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, работа на тренажере.

         Планирование средств обучения в графе 4 дает возможность преподавателю не упустить из виду их использование на каждом отрезке учебного занятия.

         Графа 5 очень  важна для расчета  баланса времени учебного занятия.  Преподаватель сам планирует  время, необходимое на каждый элемент (этап) учебного занятия.

         «Задачи  воспитания и развития» - так  называется графа 6. В ней отмечается  связь с конкретным содержанием  учебного материала, методами  и средствами обучения. Задачи  эти можно решить только в  том случае, если у студентов будет вызван эмоциональный отклик при включении их в активную самостоятельную познавательную деятельность.

               Определение цели и задач учебного занятия

На учебном занятии преподаватель  решает задачи обучения, воспитания и развития. Ведущая дидактическая цель занятия определяется содержанием учебного материала.

       Происходит как  бы трансформация целей, выдвинутых  обществом в качестве социального  заказа на подготовку специалиста,  в педагогические категории. Они  включают в себя следующее: дидактические цели (образовательные) – вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни и профессиональной деятельности; цель развития творческого мышления, познавательных потребностей и способностей, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; цели воспитания гражданских качеств личности (нравственности, социальной активности, ответственности, самостоятельности, дисциплинированности, честности, высоких нравственных чувств); формирование профессиональной направленности личности будущего специалиста – воспитание интереса и любви к профессии, развитие познавательных профессиональных мотивов поведения, творческой активности, выявление профессионально значимых качеств личности.   Развитие творческого мышления осуществляется путем применения соответствующих методов обучения, прежде всего проблемно-поисковых; познавательные интересы и способности можно развить с помощью активных методов обучения, а умения и навыки сформировать посредством организации различных видов самостоятельной работы.         

          Воспитание  путем использования содержания  учебного материала – это прежде  всего воздействие на чувства  учащихся, что способствует формированию  убеждений. Если изложение материала  учащиеся воспринимают как учебную информацию, которую нужно просто выучить, запомнить, то воздействия на чувства не происходит.

         Наиболее  частыми ошибками преподавателей  при определении цели и задач  учебного занятия, особенно урока,  являются такие: 

       -определение цели и задач только по отношению к изучению нового материала; между тем, например, комбинированный урок включает в себя  несколько частей,  среди которых обычно бывает проверка знаний и умений. Нередко частями урока                 

являются практическая самостоятельная работа, упражнения, что зачастую упускается из виду при постановке цели и задач;

         -определение  цели, обращенной только к преподавателю  («дать студентам знания», «сообщить  студентам…», рассказать студентам  о …»), тогда как перед преподавателем стоит задача не только сообщить учебную информацию, но еще и организовать студентов на усвоение знаний, используя различные приемы;

       -формальное планирование  задач, особенно направленных  на воспитание и развитие студентов,  не подкрепленное соответствующим содержанием, приемами или средствами.

         Если задачи  образовательные (дидактические)  определены учебными программами,  то задачи воспитания и развития  ставит сам педагог, и их  постановка зависит от его  умения использовать учебный материал в этих целях.

 

 

 

 

 

 

 

3  АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА УРОКА

            План (конструкция, технологическая  карта) урока, как и перспективно -тематический план по дисциплине, входит в обязательную документацию  учителя. Единой формы поурочного  плана не существует – это творчество учителя, но есть ряд элементов и дидактических аспектов уроков, присутствие которых в плане необходимо.

 

Общедидактическая схема разработки плана урока (конструкции  урока):

- определить объем учебного  материала урока, оценить его место в системе уроков по теме;

- определить воспитательные возможности  учебного материала, конкретизировать  цели и задачи урока;

- наметить учебный материал, необходимый  для повторения (включая др. дисциплины) и актуализации знаний учащихся;

- подготовить учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока;

- в соответствии с целями  урока и содержанием учебного  материала наметить методы и  приемы обучения, которые целесообразно  использовать на уроке;

- разработать структуру урока,  определяя длительность ее этапов;

- продумать эффективные пути  активизации мыслительной деятельности  учителя, для чего подобрать  формы организации обучения, вид  урока, содержание и виды самостоятельной  работы учащихся, систему упражнений;

- предусмотреть типичные ошибки, спланировать необходимые записи и зарисовки на доске, использование учебных пособий;

- разработать методику закрепления  учебного материала;

- продумать методику контроля  и учета знаний уч-ся;

- предложить вопросы и литературу  для внеклассной работы и расширения  кругозора по предмету;

- составить план урока.

 

Общие структурные элементы урока:

    1. Ознакомление с темой урока.
    2. Оргмомент.
    3. Мотивация.
    4. Актуализация.
    5. Изучение нового материала.
    6. Повторение и закрепление.
    7. Формирование навыков и умений.
    8. Применение полученных знаний и умений на практике

      (репродуктивный  и поисковый уровень).

    1. Проверка и оценка уровня  усвоения системы знаний.
    2. Обобщение и закрепление изученного.
    3. Анализ работы (рефлексия), подведение итогов.
    4. Выдача домашнего задания (СРС).

 

 

План занятия

 (примерная схема)

 

Дата ___________                                 Группа __________

Занятие (урок) №  ______

Тема:   ____________________________________________________________

Тип урока:  ___________________________________________________

(изучения  нового материала;  формирования умений и навыков; применения ЗУН на практике (совершенствования ЗУН); повторения и закрепления ЗУН; обобщения и систематизация изученного материала, контроля и коррекции ЗУН; комбинированный)

Цель:   ____________________________________________________________

(формулируется через  результаты обучения, выраженные  в конкретных действиях студента, т.е. использованием глаголов  «должен» или «может»: студент должен знать, уметь, иметь представление, понимать, выполнять, применять, выделять, обосновывать, систематизировать, объяснять и т. д.

Пример:  1. Изучить первичные учетные документы, их классификацию и порядок хранения.

Студент должен:

- знать виды  первичных учетных документов  и их особенности;

- уметь классифицировать  первичн. учетн. документы.

2. Продолжить  формирование профессиональных  и личностных качеств. Студент  должен:

- знать порядок  оформления хозяйственной операции;

- уметь проверять и  анализировать правильность заполнения  документов;

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям