Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:26, курсовая работа
Пение – это психологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребёнка и значительными изменениями жизненно важных актов организма: таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и прочее.
Правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно к предмету в целом.
Проблема постановки певческого голоса ребёнка дошкольника – это одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально – педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания дошкольников. Её важность определяется сензитивностью этого возраста и отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребёнка, значение вокализаций для развития музыкального слуха, внимание к певческой деятельности на формирование у ребёнка системы музыкальности в целом.
МДОУ
детский сад № 67
«Рябинка»
Постановка
певческого и речевого
голоса на основе резонансной
техники пения.
Пение
– это психологический процесс,
связанный с различными эмоциональными
состояниями ребёнка и
Правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно к предмету в целом.
В процессе пения у ребёнка развиваются музыкальные способности: музыкальный слух и музыкальная память, чувство ритма, ладовое чувство, способность воспринимать мелодию голосом. Эти способности дают возможность проявить выразительность музыкального языка в собственном исполнении. В свою очередь, красивое пение вызывает удовлетворённость, веру в свои силы, возможности, то есть стимулирует музыкальное развитие ребёнка.
С другой стороны, пение способствует физическому развитию ребёнка. Оно формирует правильное дыхание, а следовательно, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. Когда ребёнок поёт, он лучше вентилирует свои лёгкие, глубже дышит, укрепляет голосовые связки. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Проблема
постановки певческого голоса ребёнка
дошкольника – это одна из наиболее
сложных и наименее разработанных
в музыкально – педагогической теории
и практике. В то же время это одна из
самых важных проблем музыкального воспитания
дошкольников. Её важность определяется
сензитивностью этого возраста и отношении
становления певческих навыков, связью
со здоровьем ребёнка, значение вокализаций
для развития музыкального слуха, внимание
к певческой деятельности на формирование
у ребёнка системы музыкальности в целом.
2. Новизна
Основой в постановке певческого голоса стала методика А. Д. Демченко. Методика состоит из двух взаимосвязанных частей: работа над вокальной техникой (на этапе дошкольного детства можно говорить только о её пропедевтике) и работа над развитием музыкальных и исполнительских (актёрских) способностей.
Вокальная техника, являющаяся основой исполнительского вокального искусства, в этой методике базируется на резонансной теории пения (РТП), разработанной профессором В. П. Морозовым.
Основное отличие РТП от других теорий заключается в том, что в соответствии с ней главным источником красоты и силы певческого голоса является активность певческих резонаторов, особым образом организованных и настроенных.
Уникальность
авторской программы "Развитие творческих
способностей, постановка речевого и певческого
голоса" А. Д. Демченко в комплексной
методике развития певческой и речевой
деятельности человека, ребёнка, которая
опирается на полисенсорную природу невербальных
коммуникаций. Ценность программы заключается
в разработке техники вокала и речи. Суть
техники основана на комплексном звукодвижении
всего организма, как-единого целого. Основа
певческого и речевого процесса базируется
на развитии обшей пластики через основные
двигательные ощущения человека, а общая
пластика в соединении с ощущением звукодвижений
формирует общую звукопластику, являясь
фундаментом резонансной вокальной и
речевой техники.
3. Трудоёмкость
Значительные
временные затраты для изучения
соответствующей литературы. Планирование
работы, составление конспектов занятий,
апробирование диагностических
методик К. В. Тарасовой, подбора
консультационного материала
4. Адресная направленность
Опыт
работы адресован музыкальным
И умеющими выделять принципы построения педагогического процесса в ДОУ:
Предполагается,
что использование вокальных
игр будет эффективно в постановке
певческого и речевого голоса детей
дошкольного возраста.
6. Условия формирования опыта
Автор: Муркина Марина Сергеевна, 1982 года рождения, музыкальный руководитель девятого разряда МДОУ Детский сад № 67 «Рябинка». Педагогический стаж 2 года, образование – высшее, специальность: Педагогика и психология (дошкольная).
Опыт формировался в условиях типового детского учреждения МДОУ Детский сад № 67; расположенного в городе Бийске Алтайского края.
Детский сад функционирует с 1980 года. В настоящее время работает 5 групп: 4 группы – дошкольные, 1 группа – для детей раннего возраста, работает педагог дополнительного образования. Детский сад работает по типовой программе. Опыт формировался в условиях практической работы с детьми группы № 4 «Солнышко».
Начиная
со средней группы, происходили последовательные
занятия по теме «Постановка певческого
и речевого голоса на основе резонансной
техники пения».
7.Ведущая педагогическая идея
Работа
с детьми по постановке певческого
и речевого голоса показывает, что дети
хорошо осваивают технологию, если строго
придерживаться последовательности занятий,
не нарушать систему, не форсировать проведение
занятий.
8.Сущность
Вокальные проявления ребёнка – это движения голосового аппарата. В процессе онтогенеза развитие голосового анализатора коры связано с развитием слухового органа артикуляционного аппарата, гортани и органов дыхания, работа которых начинается с первого крика новорожденного.
От рождения у детей проявляются индивидуальные особенности в использовании голосовых регистров, что делает различным звучание их голосов по звуковысотному расположению, интенсивности и тембру. Так как дети в процессе игры своим голосом от рождения проявляют склонность к использованию натуральных голосовых регистров.
Таким образом, Звуковысотный диапазон ребёнка зависит от используемых им голосовых регистров. В последних исследованиях К. В. Тарасовой и И. Т. Владимировой были сделаны выводы о том, что голоса детей уже в дошкольном детстве делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. Деление детского хора на подгруппы, соответствующие природным типам певческих голосов, и адекватное им ведение певческой работы, приводят к значительно более высоким результатам в вокальном слуховом и общем музыкальном развитии детей.
Для нормального развития певческого и речевого голоса ребёнка, его звуковысотного слуха, музыкальности в целом необходимо, чтобы он пел в диапазоне и тесситуре, cooтветствующих природному типу его голоса. Только при этом условии ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно, поёт с удовольствием, без напряжения и чище интонационно.
А. Д. Демченко использует огромную физиологическую роль руки, как второго артикуляционного аппарата. Руки становятся чуткими и восприимчивыми к ощущению основных звукодвижений, формирующих резонансное форсирование и формирование звука.
Методика постановки детского певческого голоса на основе резонансной техники пения базируется на основных положениях:
У
детей дошкольников начальные вокальные
функции формируются в результате специальной
организации движений всего тела и артикуляционного
аппарата. Постановка певческого и речевого
голоса должна осуществляться поэтапно.
9.Задачи
10. Теоретическая интерпретация опыта
Детский голос имеет свои особые качества, отличные от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда особая звучность детских голосов, особенно в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2 – 3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани – очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа), и нижний грудной (полости трахеи и бронхов).
У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной, поэтому детский голос очень лёгкий, несильный, но звонкий.
Детям дошкольного возраста характерно фальцетное пение. Детские лёгкие малы по своей ёмкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках ребёнка. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что голос теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.
Мышечная сила детей дошкольного возраста ещё очень слаба, и при пении значительная часть её затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха.
Также существенным качественным отличием детского голоса является то, что он в естественном состоянии принадлежит к типу головного регистра, и только при неправильной установке, при форсировании во время пения он приобретает неприятный, не свойственный ребёнку грудной тембр.
Следует отметить богатство и тонкость интонаций детского голоса, способных предать малейшие оттенки ощущений и чувств.
Информация о работе Постановка певческого и речевого голоса на основе резонансной техники пения