Постановка певческого и речевого голоса на основе резонансной техники пения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:26, курсовая работа

Описание

Пение – это психологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребёнка и значительными изменениями жизненно важных актов организма: таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и прочее.
Правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно к предмету в целом.
Проблема постановки певческого голоса ребёнка дошкольника – это одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально – педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания дошкольников. Её важность определяется сензитивностью этого возраста и отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребёнка, значение вокализаций для развития музыкального слуха, внимание к певческой деятельности на формирование у ребёнка системы музыкальности в целом.

Работа состоит из  1 файл

Опыт работы Постановка певческого голоса.doc

— 730.50 Кб (Скачать документ)

      Начинаю эту работу с последовательной отработки в речи гласных в сочетании с согласными звуками — речевая резонансная слоговая техника. При многократном повторении одного и того же согласного звука ребёнок, хорошо ощутив место звукоизвлечения, точно переносит в него звукоизвлечение гласного. Таким способом отрабатываю сочетания всех согласных и гласных звуков. При этом сначала на примарном речевом тоне проговариваются слоги, включающие гласные Я и А, затем другие линейные гласные в сочетании с согласными ЛЬ, Т, Д, Н.

      На  данном этапе разделила детей по голосам: низким, средним, высоким, и при распевании, мелодию транспонировала вниз и вверх. Детям очень интересно слушать товарищей, и я заметила, что они стали петь без напряжения, особенно дети с низкими голосами, так как по программе все песни написаны в среднем и высоком регистрах, а детям с низкими голосами данные песни петь сложно.

      При разучивании песен, большое внимание уделяю речевому этапу, произносим слова  утрированно, каждый слог, проговаривая, и используя контролирующие жесты.

      Также  использую разнообразные стихотворения, потешки, которые с детьми обыгрываем, и рассказываем с использованием линейных, и точечных жестов, и координации  движения всего тела.

      Данную  работу я планирую продолжать в подготовительной группе, она включает в себя вокальную ступень.

      Вокальная ступень - это начало фокусирования звука в пении, то есть собственно певческий этап. Целью данного этапа я определила следующую –  отрабатывать у детей резонансную слоговую технику пения.

      Вокальная столбица

Нотный  знак Ступень Вербальный  знак Ручной  знак
ДО I МУ Кисти рук над  головой соединены запястьями.
СИ VII РИ Кольца из 1 –  го и 3 – го пальцев рук над  головой.
ЛЯ VI ЛЕ Пальцы обеих  рук согнуты во второй фаланге, кисти  надо лбом.
СОЛЬ V ЛЁ Кисти рук, опираясь на 2 – 3 – 4 – й пальцы, располагаются поперёк лба (в середине).
ФА IV ЗЭ Кисти рук, опираясь на 2 – 3 – 4 – й пальцы, располагаются  на висках параллельно полу.
МИ III НА Кисти рук, опираясь на 2 – 3 – 4 – й пальцы, располагаются  над верхней губой.
РЕ II ВЕ Кисти рук ладонями вниз располагаются под подбородком, прилегая к нему.
ДО I МУ Кисти рук, опираясь на 2 – 3 – 4 – й пальцы, располагаются  вдоль грудины.
СИ VII РЫ Кольца из 1 –  го и 3 – го пальцев рук располагаются  перед грудью.
 

      Это промежуточное звено между речью  и пением - "вокализированная речь" или речь нараспев, которая образуется за счёт пропевания отдельных гласных звуков, в то время как все остальные проговариваются в речевом режиме.

      На  этом этапе планирую проведение работы над "вокальной столбицей" - моделью ладовых звуковысотных отношений, высокоэффективной в плане развития звуковысотного, мелодического и вокального слуха. В ней учтены не только ладовые звуковысотные отношения, но и особенности вокального интонирования устойчивых (А, О, У) и неустойчивых (Е, И, Ы, Э) гласных, речевой и вокальный режим.

     После того, как дети овладевают "вокализированной речью", перейду к пению. Можно петь попевки на одном звуке (I ступень лада, с ладотональным жестом), затем (после введения III и V ступеней) - песни на трёх, позже - пяти звуках.

     Формированию  резонансных певческих ощущений способствует работа над пластикой вокального аппарата и, одновременно, над общей пластикой.

      В общей пластике использую, главным образом, крупные, так называемые "фонемные" жесты: широкие и узкие.

     В пластике вокального аппарата использую контрольные жесты и управляющий кистевой жест правой руки, который моделирует, контролирует, помогает сохранить необходимое положение для правильного звукоупора положение верхней губы и верхней челюсти, способствует движению звука вперёд и удерживает его в "точке маски".

     Для создания интереса у детей к пению  буду использовать дидактическую сказку «Хрустальный дворец звуков». Где рассказывается о всех звуках, и где они живут в этом дворце, тем самым будет происходить знакомство с вокальной столбицей.

     В качестве дополнительных наглядных  пособий, моделирующих расположение ступеней лада с соответствующими названиями, планирую подготовить: «Лестницу - чудесницу», «Волшебное дерево звуков», а также сделать по сказке «Хрустальный дворец звуков» схемы рисунки с изображением положения губ в речи и пении.

      Проведя данные занятия, я считаю, что в  дошкольном возрасте можно и нужно  начинать работу по установке певческого голоса на природосообразной – резонансной основе. Раннее начало вокальных занятий позволило легко сформировать у детей необходимые движения и резонансные ощущения, без которых невозможно дальнейшее развитие речевого и певческого голоса.

      Пение является самым доступным средством музыкального воспитания, влияющим и способствующим развитию музыкальных способностей в дошкольном детстве. Ребёнок, слыша мелодию, пытается её воспроизвести, то есть пытается петь, учится петь. А в процессе деятельности развиваются его музыкальные способности - музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство. С помощью пения взрослые активно воздействуют на развитие музыкального слуха и активизируют работу слуховых анализаторов. Пение, помимо его значения, как средства музыкального воспитания, является средством гармонического воспитания. Оно способствует формированию будущего мировоззрения, воспитанию морального облика ребёнка. Обучение ребёнка пению осуществляется на песнях, отражающих окружающую действительность, на народном творчестве на произведениях композиторов – классиков и советских композиторах. В ходе обучения ребёнка, его моральные качества: воля, внимание, чувство коллективизма, гуманное отношение к окружающему миру и стремление к его познанию, живое активное отношение к искусству, музыке и. кроме того, ими усваиваются певческие умения, и они учатся эмоциональному, эмоционально – художественному исполнительству. 
 

 

11. Структура перспективного  планирования 

Перспективный план работы с детьми средней группы

1 – подготовительный  этап

1 квартал. Сентябрь, октябрь, ноябрь. 

Название Тема Задачи Информация  для педагогов  и родителей.
Вокальные упражнения «Петушок» Развивать ощущение опоры корпуса – поза «колок», развивать активность верхней губы (полуулыбка); развивать свободное движение нижней челюсти; учить детей использовать «фонемные» и «контролирующие» жесты, учить пользоваться «вокальной бусиной». Выступление на родительском собрании на тему: «Пение – важный компонент развития речи ребёнка».

(см. Приложение 1)

«Собачка»
«Лягушка»
«Кошечка»
«Гуси - гуси»
 
 

2 квартал. Декабрь, январь, февраль. 

Название Тема Декабрь

Задачи

Информация  для педагогов  и родителей.
Вокальные игры – драматизации 1. «Колыбельная  зайчонка» 

2. «Ладушки»

Вызвать у детей настроение, соответствующее характеру песни. Консультация  для родителей «Любимые песни  дома».

(см. Приложение 2)

 
 
1. «Сорока  - сорока» 
 

2. «Петушок»

Январь  
Развивать ощущение заложенной в музыке метрической  пульсации, передать её движениями рук и голосом при подпевании слогов.
 
1. «Жучка» 

2. «Дождик»

Февраль Консультация  для родителей «Чтобы научиться петь – надо петь»

(см. Приложение 3)

Продолжать  учить детей пользоваться «вокальной бусиной», развивать ощущение позы – «колок».
 
 
 

3 квартал. Март, апрель, май. 

Название Тема Март

Задачи

Информация  для педагогов  и родителей.
Вокальные игры – драматизации 1. «Дождик» 

2. «Белые  гуси»

Учить детей  использовать «фонемные» и «контролирующие» жесты, продолжать учить пользоваться «вокальной бусиной».  
 
1. «Самолёт» 
 
 

2. «Паровоз»

Апрель  
Консультация  для воспитателей «Пути развития голоса и слуха у детей»

(см. Приложение 4)

Вызвать у детей настроение, соответствующее  характеру песни; развивать ощущение заложенной в музыке метрической пульсации, передать её движениями рук и голоса при подпевании слогов. Добиваться чёткого их произнесения, активизируя верхнюю губу.
(На  повторение)

1. «Лягушка» 

2. «Гуси  - гуси»

Май  
Развивать ощущение опоры корпуса – поза «колок», развивать активность верхней губы (полуулыбка); развивать свободное движение нижней челюсти; продолжать использовать «фонемные» и «контролирующие» жесты, а также пользоваться «вокальной бусиной».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перспективный план работы с детьми средней группы

1 – основной, речевой,  этап

1 квартал. Сентябрь, октябрь, ноябрь. 

Сентябрь
Название Тема Репертуар Задача Информация  для педагогов  и родителей
Дидактические сказки и вокальная  гимнастика «Дремундия» А. Барто

«Бычок», «Зайка». «Дождик»

сл. Н. Френкель

муз. М. Красева.

 Развивать  у детей общую пластику;

формировать резонансную технику согласных звуков; выравнивать звучание согласных звуков на руках;

формировать певческую кантилену; продолжать пользоваться «вокальной бусиной» средней величины; использовать фонемные и контролирующие жесты.

 
 
 
 
 
 
 
Октябрь
Название Тема Репертуар Задача Информация  для педагогов  и родителей
Дидактические сказки и вокальная  гимнастика «О трудолюбивом Слонёнке» А. Барто

«Мишка», «Спать пора». «Простая песенка»

сл. М. Ивенсен

муз. Ан. Александрова.

 Развивать  у детей общую пластику;

формировать резонансную технику пения; развивать «выдвигание вперёд» верхней челюсти, а так же постановку верхней губы на согласном ЛЬ. Учить детей пользоваться управляющим кистевым жестом; продолжать учить детей рассказывать стихи, используя фонемные и контролирующие жесты, а так же правильно пользоваться «вокальной бусиной»; развивать у детей пластику певческого аппарата.  

 

Информация о работе Постановка певческого и речевого голоса на основе резонансной техники пения