Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:26, курсовая работа
Пение – это психологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребёнка и значительными изменениями жизненно важных актов организма: таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и прочее.
Правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно к предмету в целом.
Проблема постановки певческого голоса ребёнка дошкольника – это одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально – педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания дошкольников. Её важность определяется сензитивностью этого возраста и отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребёнка, значение вокализаций для развития музыкального слуха, внимание к певческой деятельности на формирование у ребёнка системы музыкальности в целом.
Вопросы о примарных тонах или зоне примарного звучания в переходных звуках и звуковысотном диапазоне детского голоса тесно взаимосвязаны между собой и имеют огромное значение для вокальной методики в работе с детьми.
Примарными называются такие певческие звуки, которые среди других тонов голоса звучат наиболее естественно и свободно.
Природе детского голоса, как и необученным взрослым певцам, свойственно использовать натуральные регистры с ярко выраженным переходом грудного голоса в фальцетный.
Звуковысотный диапазон голоса ребёнка зависит от используемых им голосовых регистров.
В последних исследованиях К. В. Тарасовой и И. Т. Владимировой были сделаны выводы о том, что голоса детей уже в дошкольном детстве делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. Деление детского хора на подгруппы, соответствующие природным типам певческих голосов, и адекватное им ведение певческой работы, приводят к значительно более высоким результатам в вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии детей.
Для нормального развития певческого и речевого голоса ребёнка, его звуковысотного слуха, музыкальности в целом необходимо, чтобы он пел в диапазоне и тесситуре, соответствующих природному типу его голоса. Только при этом условии ребёнок чувствует себя спокойно и комфортно, поёт с удовольствием, без напряжения и чище интонационно.
О необходимости проведения специальной работы по постановке голоса у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду писали в разные годы многие педагоги (Н. А. Метлов, А. Д. Войнова, Н. А. Ветлугина, Р. Т. Зинич – Слепова, Т. Е. Ендовицкая, Т. А. Репина, А. И. Кантинене.)
Во всех исследованиях раскрывается взаимосвязь развития голоса и слуха и подчёркивается существенная роль слуховой вокальной координации в развитии музыкальности детей.
Педагоги – практики такие, как Н. Френкель, В. Алексеев, Н. Попова, М. Лопатина, Г. Брыкина, в работе с дошкольниками большое внимание уделяют формированию певческих умений, предлагая очень интересные приёмы. Они подчёркивали значение ладово – гармонической окрашенности, а также динамических оттенков не только мелодии в целом, но и любой её смысловой части. Особое значение придавали выразительному исполнению любой песни. Большое внимание уделял выразительному пению. Важнейшим компонентом выразительного пения считали образную передачу поэтического текста.
Успешно использовали формирование певческих навыков распевание и другие вокальные упражнения, подбирая народные песни с плавным голосоведением, и вокальные упражнения в разных темпах.
Основное направление в работе с дошкольниками по пению педагогов – практиков было посвящено развитию ладо – высотного слуха, формированию певческих навыков.
В исследованиях К. В. Тарасовой и И. Г. Владимировой была выдвинута и доказана гипотеза о наличии ведущего звена в постановке певческого голоса. Им является такая организация певческого аппарата, при которой певческий звук становится позиционно высоким, приобретает звонкость, а значит – полётность. Негромкий и серебристый звук детского голоса характеризует его эстетический эталон. В исследовании было показано, что первым в постановке детского певческого голоса может быть речевой этап, предшествующий собственно певческому. Прежде чем высоко и звонко запеть, ребёнок должен научиться высоко и звонко говорить.
В своей работе по постановке певческого голоса я основывалась на методике А. Д. Демченко.
Методика состоит из двух взаимосвязанных частей: работа над вокальной техникой (на этапе дошкольного детства можно говорить только о её пропедевтике) и работа над развитием музыкальных и исполнительских (актёрских) способностей.
Вокальная техника, являющаяся основой исполнительского вокального искусства, в этой методике базируется на резонансной теории пения (РТП), разработанной профессором В. П. Морозовым.
Основное отличие РТП от других теорий заключается в том, что в соответствии с ней главным источником красоты и силы певческого голоса является активность певческих резонаторов, особым образом организованных и настроенных.
Голосовым связкам (складкам) отводится роль возбудителя акустических колебаний в системе певческих резонаторов. Доминирующая роль певческих резонаторов проявляется также в сильном обратном влиянии акустического резонатора на характер колебания голосовых связок. Резонансная теория пения объясняет возможность достижения большой силы голоса при минимальном напряжении голосовых связок певца, высоких эстетических качеств тембра, прекрасной полётности голоса, мягкости и свободы голосообразования, певческого долголетия.
Правильно организованные резонаторы усиливают возникающие в голосовой щели высокочастотные обертоны, которые придают голосу такое важнейшее профессиональное качество, как звонкость, а значит полетность, и составляют область так называемой высокой певческой форманты (ВПФ).
Уникальность авторской программы "Развитие творческих способностей, постановка речевого и певческого голоса" А. Д. Демченко в комплексной методике развития певческой и речевой деятельности человека, ребёнка, которая опирается на полисенсорную природу невербальных коммуникаций. Ценность программы заключается в разработке техники вокала и речи. Суть техники основана на комплексном звукодвижении всего организма, как единого целого. Основа певческого и речевого процесса базируется на развитии общей пластики через основные двигательные ощущения человека, а общая пластика в соединении с ощущением звукодвижений формирует общую звукопластику, являясь фундаментом резонансной вокальной и речевой техники.
Свою работу по постановке певческого и речевого голоса провожу поэтапно.
Подготовительный этап
Этот этап в течение одного года проходят дети 5-го года жизни. На нём я не ставила задачи собственно формирования певческого голоса, его постановки. Он является сугубо подготовительным, но очень важным: на этом этапе у малышей формировала мышечную систему, необходимую для резонансной настройки певческого аппарата. Развивала общие музыкальные способности.
К общим музыкальным способностям относятся:
1. Эмоциональная отзывчивость на музыку как эмоциональный отклик на настроение песни, попевки;
2. Мелодический интонационный слух: слушание и подпевание, проговаривание нараспев на примарных тонах слогов, слов, фраз в простейших песенках и попевках;
3. Чувство музыкального ритма, прежде всего восприятие и воспроизведение равномерной метрической пульсации с помощью простейших движений (хлопков в ладоши, шагов, прыжков, приседаний, переступаний с ноги на ногу и др.)
К специальным, обеспечивающим будущую вокальную работу относятся двигательные способности и способности, связанные с восприятием вокальных произведений и самого процесса пения.
В процессе общедвигательного развития и развития специальных движений у детей формировала:
фонемные жесты использую в общей пластике, главным образом, крупные, так называемые "фонемные жесты": широкие для "линейных" согласных и гласных звуков – руки в стороны и узкие для "точечных" согласных и гласных руки соединены тыльными сторонами ладоней;
контрольные жесты использую в пластике вокального аппарата. Они помогают опустить нижнюю челюсть и подбородок, физически ощутить свободу их движений;
управляющий кистевой жест моделирую, контролирую и помогаю сохранить необходимое для правильного звукоупора положение верхней губы и верхней челюсти, способствую выдвижению звука вперёд и удерживанию его в "точке маски". Звуки любой высоты оказываются в одном и том же месте в результате парадоксального движения, при котором высокие звуки пропеваются в "точке маски" с более низким звукоупором, а низкие - наоборот, с более высоким. Таким образом, те и другие звуки в результате оказываются в одном и том же месте, как бы "в одной плоскости", что позволяет сохранить естественное положение гортани.
Управляющий кистевой жест включает несколько отдельных движений, каждое из которых способствует возникновению определённых вокальных ощущений:
Эти компоненты управляющего вокального жеста легко переходят один в другой зависимости от задачи, которую я ставлю перед ребёнком
"Микрофончик": 3-й палец правой руки ставится в выемку над верхней губой. Ребёнок "собирает" звучание и произносит все звуки в "микрофончик". В качеств материала для чтения использую стихи, тексты песен, попевок.
Так же использую в работе «Вокальные бусинки». Это три бусины разного размера, вверху - самая крупная, в середине - средней величины, внизу - самая маленькая. Они нанизаны на леску и разделены между собой бисеринками. Леска соединена с резиновым браслетом, который надевается на правую руку ребёнка. Длина верхней части лески должна позволить ему свободно брать пальцами самую крупную бусину.
При каждом произнесении согласного ЛЬ 1-й, 2-й. и 3-й, пальцы крепко сжима бусину. Характер движения пальцев аналогичен движениям средних мышц верхней губы, которые тоже должны быть крепкими и цепкими. Ребёнок представляет себе бусину центре верхней губы, и как бы обхватывает её губой, как пальцами.
Постепенно мы переходим к всё более мелким бусинам, и движения его верхнее губы становятся более мелкими, тонкими и точными. Это необходимо для повышения чувствительности губ, которые участвуют в произношении слов.
Задачи этого этапа решаю в процессе разработанных автором вокальных упражнений и игр-драматизаций.
На речевом подготовительном этапе провожу специальные игры-занятия, на которых дети выполняют речевые и звукоподражательные упражнения, связанные с близкими и понятными образами.
На этом этапе развиваю общие музыкальные способности и специальные, обеспечивающие будущую вокальную работу; двигательные способности и способности, связанные с восприятием вокальных произведений и самого процесса пения. Развиваю мимику общие пантомимические и артикуляционные движения и их координацию. Дети учатся слышать тембр и интонацию голоса, выразительно произносить слова.
Я работаю и над развитие общемузыкальных способностей - это: эмоциональной отзывчивостью на музыку как эмоциональный отклик на настроение песни, попевки: вызываю желание выразительно подпевать; мелодическим интонационным слухом: слушание и подпевание, проговаривание нараспев на примарных тонах слогов, слов, фраз в простейших песенках и попевках; чувством музыкального ритма, прежде всего восприятие и воспроизведение равномерной метрической пульсации с помощью простейших движений (хлопков в ладоши, шагов, прыжков и пр.)
В процессе общедвигательного развития и развития специальных движений формирую у детей: ощущение опоры корпуса - поза "колок", координацию простейших движений; ощущение равновесия (в процессе переноса центра тяжести тела с одной ноги на другую); чувство релаксации (умение расслабляться, чередовать напряжение и расслабление); активности верхней губы (полуулыбка - "рот Буратино"); свободное движение нижней челюсти; так называемые "контролирующие жесты", фонемные жесты.
Информация о работе Постановка певческого и речевого голоса на основе резонансной техники пения