Постановка певческого и речевого голоса на основе резонансной техники пения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 19:26, курсовая работа

Описание

Пение – это психологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребёнка и значительными изменениями жизненно важных актов организма: таких, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и прочее.
Правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а следовательно к предмету в целом.
Проблема постановки певческого голоса ребёнка дошкольника – это одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкально – педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем музыкального воспитания дошкольников. Её важность определяется сензитивностью этого возраста и отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребёнка, значение вокализаций для развития музыкального слуха, внимание к певческой деятельности на формирование у ребёнка системы музыкальности в целом.

Работа состоит из  1 файл

Опыт работы Постановка певческого голоса.doc

— 730.50 Кб (Скачать документ)

      Задачи  этого этапа решаю в образной форме, на основе вокальных упражнений таких как: "Петушок", "Собачка", "Лягушка", "Кошечка", речевой игры "Гуси-гуси"  и вокальные игры-драматизации, таких, как: "Колыбельная зайчонка", "Ладушки", "Сорока-сорока", "Самолёт", "Паровоз".

В качестве репертуара на подготовительном этапе я использую народные попевки, песенки, короткие стишки, которые стали основой упражнений и игр-драматизаций. Эти произведения я исполняю, а дети мне подпевают (произнося нараспев на примарном речевом тоне) отдельные слоги, слова и небольшие фразы, воспроизводят их голосом и движениями.

      Эти упражнения и игры-драматизации дают мне возможность последовательно отрабатывать необходимые ощущения и навыки резонансной техники пения. В них включены специальные движения, с помощью которых формирую резонансное фокусирование звука - основу певческого голоса.

      В данных упражнениях и играх-драматизациях у детей формирую: общую пластику; общую звукопластику; ощущения резонансной техники пения; музыкально-слуховой и интонационно-образный опыт; музыкальный отклик на пение и интерес к нему.

      Перед каждым упражнением и игрой-драматизацией я провожу с детьми беседу, характеризуя тот или иной образ, необходимые движения и действия, которые помогали им в будущем приобрести определённые певческие ощущения и навыки. Беседа такого рода готовит их к овладению методикой, развивает художественное исполнительское воображение. Самое главное надо создать у детей радостное настроение, творческое отношение к тому, что будет исполняться. На первых занятиях я заметила, что дети очень быстро научились сохранять "рот Буратино", но в то же время им не всегда удавалось удерживать позу «колок», но после систематической работы этот навык у детей сформировался.

      В начале этого этапа дети испытывали трудность в умении правильно  держать и пользоваться вокальной бусиной, но к концу подготовительного этапа, они правильно работали с ней, свободно пользовались. Быстро освоили контрольные и фонемные жесты.

      Особый  интерес вызвал образ – лягушка, выполняли его выразительно, эмоционально, ярко.

Основной  этап

Формирование резонансной техники пения

Этот  этап имеет две ступени: речевая и вокальная.

      Речевая ступень - это собственная постановка у детей резонансных вокальных ощущений. После года общей подготовки к вокальным занятиям в начале 6 – го года жизни я перешла к собственно постановке у детей резонансных вокальных ощущений. Общие представления о музыкальных, вокальных и актёрских данных каждого ребёнка, степени сформированности его общей пластики сложились у меня в результате работы с детьми на – этапе общей подготовки к вокальным занятиям. Они возникли в результате наблюдений за ребёнком во время занятий и индивидуальных диагностических проб. Важно, чтобы были выявлены индивидуальные показатели, имеющие принципиальное значение для последующей работы по постановке голоса. К их числу я отнесла следующие:

  • Общие поведенческие показатели (свобода или скованность в поведении; общительность или замкнутость; принятие или непринятие художественных заданий, желание подпевать);
  • Особенности общей пластики (свобода или зажатость естественных движений, их координация);
  • Особенности внешнего строения и пластики артикуляционного аппарата (размер и форма рта, в особенности верхней губы; тонуса мышц верхней губы и кончика языка; свобода движений подбородка и нижней челюсти);
  • Вокальные данные тип голоса по характеру тембра в речевом примарном диапазоне; манера пения; примарный речевой тон (чаще всего ре или до 1 октавы, си или ля малой); примарный речевой и певческий диапазон;
  • Музыкальные способности (Звуковысотный слух, чувство музыкального ритма);
  • Актёрские способности (чувство образа, воображение, способность к импровизации).

Определила  задачами данного  этапа:

  1. развивать общую пластику;
  2. формировать резонансную технику гласных и согласных звуков;
  3. выравнивать звучание гласных звуков на руках;
  4. «завязывание» звучания гласных звуков на руках;
  5. формировать певческую кантилену.

      Вокальные ощущения отрабатываю в примарном – речевом регистре (ФА1 – ЛЯм, СОЛЬм, индивидуально). В дальнейшем на резонансную основу становится грудной, более низкий по сравнению с примарным, регистр, и только после этого - фальцетный и головной регистры.

Таким образом, моя общая последовательность работы - от примарного регистра вниз для овладения нижним, грудным регистром, затем, без какого бы то ни было напряжения вверх, через фальцетный (ФАГРЕ2) и головному (МИ2-и так далее).

      Работу над резонансной техникой пения начинаю с упражнений, которые готовят мышцы артикуляционного аппарата к поэлементной отработке фокусирования звука в "точке маски". Отработку фокусировки звука провожу на согласных звуках (Ль, Н. Т, Д, М, П, Б) с использованием запястья правой руки - моделирующий кистевой жест и специального пособия "Вокальные бусины", вокальную гимнастику в игровой форме ("дидактически сказки")только после резонансной отработки произнесения каждого согласного приступаю к постановке гласных звуков.

Работу  над резонансной техникой пения начинаю с упражнений, которые готовят мышцы артикуляционного аппарата к поэлементной отработке фокусирования звука в «точке маски».

      Сначала отрабатываю «выдвигание вперёд» верхней челюсти и постановку верхней губы на согласном ЛЬ, который произносится очень легко, остренько, кончиком языка. Одновременно вперёд выдвигается запястье правой руки — моделирующий кистевой жест. Добиваюсь полного совмещения этих двух движений. Звук ЛЬ в сочетании с этими движениями произносится многократно. Это упражнение активизирует работу мышц верхней челюсти и верхней губы. Затем, для дальнейшей отработки этих движений, ввожу специальное пособие, которое называется «Вокальными бусинками».

      Вслед за согласным ЛЬ в это упражнение включаю согласные Н, Т, Д и все остальные; в последнюю очередь — «точечные» согласные М, П, Б. Все движения на этом этапе осуществляю сначала в медленном, а затем постепенно в более быстром темпе. В результате этих упражнений у ребёнка активизируется верхняя губа, которую он при произнесении согласных научился удерживать на естественной полуулыбке, и возникло ощущение как бы выдвинутой вперёд челюсти.

      На  основном этапе в речевом режиме вырабатываю единое место упора звука для всех согласных и гласных. Начинается эта работа с согласных звуков, которые служат «берегом гласных». Только после резонансной отработки произнесения каждого согласного приступаю к постановке гласных звуков.

      Фокусирование всех звуков отрабатываю сначала в речи, на примарном речевом тоне, затем — на звуках примарного речевого диапазона. Примарный речевой диапазон — это тоны речевого голоса, которые используются в обычной спокойной речи. Речевой диапазон у детей чаще всего состоит из 3—4-х, иногда 5-ти звуков (от фа первой — до си, си бемоль, иногда ля малой октавы).

      Ориентиром  фокусирования служит место, которого касается кончик языка при произнесении эталонного согласного - звука ЛЬ. Внешне это место фиксируется прикосновением 3-го пальца правой руки к ложбинке над верхней губой. В процессе работы сочетание произнесения звука ЛЬ с этим движением многократно повторяется.

      Именно  такое начало моей работы над певческим  голосом является природосообразным и доступным детям, так как речь организуется у каждого человека естественно.

      Широкое, растянутое положение верхней губы, на полуулыбке, прикрывающей зубы, помогает формированию и удерживанию правильного места звукоизвлечения, выдвижению звука вперёд. Отработка резонансного фокусирования согласных звуков алфавита, начиная с эталонного согласного ЛЬ и близких ему по типу звукоизвлечения согласных Н, Т, Д, провожу постепенно в специальных упражнениях.

      Звук  направляется в корни верхних  резцов вместе с выдыхаемой струёй воздуха. В этих условиях работа внутренней мышечной системы артикуляционного аппарата формируют необходимое узкое выходное отверстие предрупорной камеры в полость рта. Организация узкого выхода из предрупорной камеры является самым важным в моей работе над вокальной техникой: так как с ним связано возникновение певческого резонанса. Только в режиме резонанса создаются все необходимые условия для естественной работы певческих связок, их развития и физического здоровья.

      «Положительный  акустический эффект активизации резонаторов основан на их свойстве как усилителей звука, значительно повышать эффективность (коэффициент полезного действия) голосового аппарата. В рамках «Резонансной теории и техники искусства пения» В. П. Морозов впервые определяет и рассматривает семь важнейших функций певческих резонаторов: 1) энергетическая, 2) генераторная, 3) фонетическая, 4) эстетическая, 5) защитная (по отношению к голосовым связкам), 6) индикаторная и 7) активизирующая». Звук в резонансном пении полностью «снят со связок» и не форсируется. Он становится таким же естественным и непринуждённым как в речи и звучит гибко, светло и полётно.

      В тембре детей начинает появляться «серебряный звоночек», что является показателем наличия высокой певческой форманты (ВПФ) — высокочастотных обертонов, которые придают голосу звонкость, полётность, делают его звучание профессиональным. Резонанс создаёт естественные условия для саморегуляции голоса, подобные природной постановке.

      На  основном речевом этапе провожу  знакомство с правильным фокусированием согласных звуков. Начинаю вводить в работу вокальную гимнастику, цель которой — включение в этот процесс общей пластики человека, являющейся необходимой основой, фундаментом собственно вокальной пластики — пластики певческого аппарата. Задачей вокальной гимнастики является развитие общей пластики как основы пластики певческого аппарата. В упражнениях вокальной гимнастики на фоне общей пластики отрабатываю движения двух артикуляционных аппаратов – певческого и рук. В результате возникает вокальное ощущение, являющееся ведущим звеном резонансной вокальной техники – ощущение фокусирования звука в «точке маски».

      На вокальной гимнастики с детьми провожу упражнения на согласные звуки – темы: «Стрекоза», «Жучок», «Кобра», «Филин», «Лев», «Дятлы». На гласные звуки – темы: «Дерево в бурю», «Листопад».

Данные  упражнения обязательно начинаю с игрового момента, чтобы вызвать интерес у детей. Самый любимый образ у детей стал образ: «Кобры», «Льва».

  Также занятия с детьми по вокальной гимнастике провожу на материале сказок «Дремундия», «О трудолюбивом слонёнке» и «О лакомке медвежонке». Эти занятия очень нравятся детям, так как они всегда проходят в образной и понятной для детей тематике.

Только  после отработки единого места  фокусирования всех согласных звуков начинаю работу над фокусированием гласных. В этой работе сохраняю ту же последовательность, что и в работе с согласными: вначале отрабатываю с детьми «линейные» гласные Я—А, Е, И, Э, Ы, а затем — «точечные» О—Е, У—Ю. После того, как в речи отработано резонансное фокусирование согласных и гласных звуков, начинаю работу над слоговой и пассажной (произнесение слов и фраз) речевыми техниками.

      Речевая резонансная техника прямо переносится  в пение, являясь его «речевым режимом» — начальным моментом, когда произносится слог. Большое внимание уделяю речевому режиму пения, так как он должен быть отточен особо. Являясь начальным моментом пения, он играет определяющую роль в сохранении резонансной установки. Близкое, чёткое произнесение всех согласных и гласных звуков в точке маски, у корней верхних резцов — это «тонкий вход» в певческий звук. При нём рот почти не открывается, кончик языка работает очень активно. Если этот момент звукоизвлечения удалить из пения, потеряется дикция (В.П. Морозов).

      При отработке «тонкого входа» в певческий звук особое внимание уделяю постановке артикуляционного аппарата: стабильному положению верхней челюсти, которая как бы выдвинута вперёд, положению верхней губы на полуулыбке и работе языка. Каждый согласный звук должен произноситься утрированно, как бы многократно, серединой верхней губы, равной по размеру «маковому зёрнышку», и кончиком языка. Верхняя челюсть мысленно выдвигается вперёд вверх и сохраняет это положение до конца пения; а нижняя работает свободно, раскрепощено.

        При работа над слоговой и пассажной речевыми техниками ставлю перед ребёнком новые задачи, связанные с приобретением умения соединять линейные и точечные согласные и гласные между собой в словах и фразах, сохраняя при этом единый звукоупор и единый принцип формирования.

Информация о работе Постановка певческого и речевого голоса на основе резонансной техники пения