Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель: рассмотреть основные этапы формирования международных и отечественных правовых основ обеспечения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.
Задачи данного исследования:
1.Расмотреть исторический аспект формирования интереса к людям с ограниченными возможностями;
2.Описать зарождение правовых основ людей с ограниченными возможностями;
Введение
Проблемы защиты, образования и помощи слабым, неимущим, обездоленным, лицам с различными отклонениями принимали различный характер не только в зависимости от экономического состояния производительных сил и производственных отношений, но и от уровня развития общества.
Актуальность данной темы
«Права и свобода людей с
Исследование эволюции отношения государства и общества, к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. Периодизация охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия — путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии. Все европейские страны пережили выявленные периоды, причем в сопоставимые исторические сроки.
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации ее базируются на установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Международные правовые документы о гражданских политических, экономических, социальных и. культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Основные права человека это - достоинство, свободу, убеждений, слова, религии мирных собраний и ассоциаций, право на труд, отдых, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.
Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав человека является право на жизнь. Это основополагающее право всех граждан. Ни один ребенок или подросток не может быть лишен этого права по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или принадлежности к этническому меньшинству.
Цель: рассмотреть основные
этапы формирования международных
и отечественных правовых основ
обеспечения жизнедеятельности
лиц с ограниченными
Задачи данного исследования:
1.Расмотреть исторический
аспект формирования интереса
к людям с ограниченными
2.Описать зарождение правовых основ людей с ограниченными возможностями;
3.Проанализировать
4.Раскрыть сущность
Объектом исследования: процесс
обеспечения жизнедеятельности
людям с ограниченными
Предметом исследования: международные и отечественные правовые основы обеспечивающие процесс жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
1 История становления и развития правовых основ специальной педагогики
1.1 Права лиц с ограниченными возможностями на первом этапе становления специального образования
Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения. Этот путь оказался длиной в два тысячелетия. В античном мире судьба интересующих нас людей была трагичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных). В мир свободных граждан античных государств-полисов человеку с врожденными нарушениями слуха, зрения, умственной отсталостью доступа не было [1]. Об этом свидетельствует хронология важнейших исторических событий данного периода [Приложение А].
В античном мире человеческая жизнь, особенно жизнь ребенка, не представлялась ценной сама по себе. Греки и римляне разделяли убеждение в том, что жизнеспособность государства является производной от физической силы его граждан и исповедовали культ военного искусства, физического здоровья и тела. Гражданин (греч. polites; лат. civis) обладал совокупностью политических, имущественных и иных прав и обязанностей в соответствии с греческими и римскими законами.
Условия жизни детерминировали
концепцию общественно-
Заботясь о прочности государства, античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. В худшем случае эти обездоленные уничтожались, в лучшем - оставлялись на произвол судьбы. Незаинтересованность, невнимание человечества к рассматриваемой проблеме подтверждается и практическим отсутствием исторических свидетельств. Примечательно, что вопрос о судьбах аномальных людей становится общественно значимым лишь в тоталитарных государствах, провозглашающих идею "полезности" граждан. Об этом свидетельствует древнегреческий полис Спарты (IХ - VIII в. до н.э.), возведший заботу о "физической полноценности" граждан в догму.
Подобное вычленение "неполноценных" детей, видимо, осуществлялось не только в Спарте, но и, отличаясь организационно и технологически, было нормой для Древней Греции на протяжении столетий. Во всяком случае, Платон (427 - 347 до н.э.) по евгеническим соображениям, а Аристотель (384 - 322 до н.э.) по экономическим одобряли опыт Спарты [3]. "Пусть в силе будет тот закон, - писал Аристотель, - что ни одного калеки ребенка кормить не следует." [4,С.24]. Несмотря на то, что римляне считали семью, а не государство основным институтом социализации, отношение к телесно неполноценным детям в империи мало отличалось от эллинского. По закону только глава семьи, отец, являлся римским гражданином: он обладал всеми правами, распоряжаясь жизнью и смертью всех членов семьи. Отец с его абсолютной властью имел право отвергнуть ребенка в момент рождения, убить его, изувечить, изгнать или продать. Ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и могущего стать бременем для общества, отец бросал в Тибр [5].
Во втором столетии нашей эры полномочия отца ограничивались правом бросить своего ребенка на произвол судьбы, но к третьему веку такой поступок уже считался равносильным убийству. По предположению Э. Гиббона [5,С.16], большое число подкидышей спасли первохристиане, которые крестили найденышей, воспитывали и заботились о них. Уникальна позиция императора Константина (IV в.), предложившего оказывать финансовую помощь семьям, которые по бедности могли бы отказаться от своих новорожденных или убить их [6]. К сожалению, это гуманное предложение не нашло последователей в течение последующих полутора тысяч лет.
В первой половине XIX века было мало сделано
для организации широкой
Исследования слабоумия как особого состояния психической деятельности все более углублялись и велись в новых аспектах. Появились новые концепции в понимании сущности слабоумия и его типологии.
Уже в первой половине XIX века (еще при жизни Эскироля) возникали новые взгляды на сущность слабоумия, точнее на сущность идиотии (по терминологии того времени). Появлялись сомнения в том, что недостаточность ума является основной сущностью идиотии.
Высказывалось предположение о том, что недостатки рассудка, ума являются следствием каких-то других нарушений психической жизни человека.
Так, современник Эскироля французский психиатр Бельом (Belhome) (1824) видит сущность слабоумия в нарушениях инстинктов. Исходя из этого, он кладет в основу классификации слабоумных состояние их инстинктов.
Бельом выделяет 5 групп слабоумных:
1) полные, глубокие идиоты. Отсутствует инстинкт самосохранения;
2) неполные идиоты. Имеют инстинкты, но едят, как животные;
3) имбецилы 1-й группы. Повинуются своим инстинктам, потребностям без участия интеллекта;
4) имбецилы 2-й группы. Поддаются воспитанию, способны к ручному труду;
5) имбецилы 3-й группы. Способны к рассуждениям и выполнению действий. Однако в процессе развития интеллект не достигает нормы.
С состоянием инстинктов связывают различные виды слабоумия и другие психиатры.
Французский психиатр В. Соллье (V. Sollier) определяет слабоумие как нарушение внимания. При абсолютной идиотии произвольное внимание совершенно отсутствует, при простой - наблюдается слабость внимания. При имбецилизме наблюдается неустойчивость внимания.
Интеллектуалистический взгляд на
идиотию подверг критике и
известный французский врач-
Эдуард Сеген (1812—1880) считал, что недостатки ума идиота обусловлены нарушением волевой сферы. «Идиотия — это такое расстройство нервной системы, которое обнаруживается в полной бездеятельности всех или части органов и способностей ребенка, в отсутствии управления волей и, таким образом, в полной зависимости субъекта от наличных инстинктов». С точки зрения Э. Сегена, «типический идиот представляет собой существо, которое ничего не знает, ничего не может, ничего не желает». «Физически — он не может, умственно — он не знает, психически—он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет».
Эдуард Сеген, отказавшись от чисто интеллектуалнстической точки зрения на сущность идиотии, придерживается чисто волюнтаристической концепции, впадая, таким образом, в другую крайность.
Не удовлетворяют Сегена и предшествующие классификации идиотии, в частности деление идиотии на врожденную и приобретенную. Не удовлетворяет его и классификация Эскироля по состоянию речи и глубине отсталости. Чтобы еще больше не запутывать классификацию идиотии, Сеген заявляет, что впредь он не будет ею заниматься. Однако свое обещание не выполняет. Оказывается, что он не может раскрыть свои взгляды на сущность идиотии, не отграничив ее от других состояний. Таким образом, вопреки своему намерению Сеген дает свою классификацию идиотии. В частности, он отграничивает идиотов от «отсталых». Идиотию Сеген считает остановкой в физиологическом и психологическом развитии ребенка; отсталый же не имеет этой остановки в развитии. Он развивается медленнее, чем нормальный ребенок, и вследствие этого между отсталым и нормальным разница становится очень большой.
Описание отсталого ребенка, которое дает Сеген, близко к характеристике, которую мы даем астении.
Идиотов Сеген характеризует в
этом случае в сравнении с отсталыми
как субъектов, умственному развитию
которых мешает, с одной стороны,
несовершенство самих органов и
недостаточность нервной
Наряду с идиотами и отсталыми Сеген выделяет группу имбецилов. Этим термином он обозначает субъектов, которые приобретают умственные расстройства с 8—15 лет под влиянием онанизма, умственного утомления, травм.
Кроме того, Сеген подразделяет идиотию на глубокую и поверхностную. Следовательно, Сеген не выполнил своего намерения не запутывать классификации слабоумных. Более того, он внес в этот вопрос еще большую путаницу. Однако разработка учения о слабоумии не является главным в деятельности Э. Сегена.
Главное в его деятельности, о чем речь пойдет в последующих главах данной работы, состоит в разработке системы воспитания слабоумных.
Таким образом, Французская буржуазная
революция оказала большое