Права и свобода людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть основные этапы формирования международных и отечественных правовых основ обеспечения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.
Задачи данного исследования:
1.Расмотреть исторический аспект формирования интереса к людям с ограниченными возможностями;
2.Описать зарождение правовых основ людей с ограниченными возможностями;

Работа состоит из  1 файл

курсовая права закл вариант.docx

— 88.97 Кб (Скачать документ)

На изменение отношения  общества к людям, страдающим умственной отсталостью, направлены основные положения  Декларации ООН о правах умственно  отсталых лиц. Этот документ подтверждает, что умственно отсталый человек  имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское  обслуживание и лечение, а также  право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать  свои способности и максимальные возможности. Право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень, право продуктивно  трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей. В тех случаях, когда это возможно, умственно  отсталое лицо должно жить в кругу  своей семьи или с приемными  родителями и участвовать в различных  формах жизни общества. Семьи таких  лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение  необходимо сделать так, чтобы новая  среда и условия жизни как  можно меньше отличались от условий  обычной жизни. Настоящее и будущее  этих людей основано на соблюдение тех же самых прав человека, которые  являются благодеянием для всех людей  на всем земном шаре.

На основании анализа  вышеперечисленных международных  документов можно сделать следующие  выводы.

Принцип равенства прав, заключающийся в понятие прав человека и четко обозначенный во всех документах, предоставляет инвалидам  и лицам с ограниченными возможностями  те же права, что и всем людям.

Инвалиды и лица с ограниченными  возможностями является обладателями особых прав (например, право глухого  пользоваться услугами переводчика  во время судебного процесса и  т.п.). Особые права упоминаются не в одном законодательном акте, а представлены во многих правовых документах.

Провозглашение прав и  свобод человека в международных  законодательных актах неотделимо от возложения на граждан определенных обязанностей. Любое государство, принимая решение о ратификации (принятии) того или иного международного правового  документа, обязуется привести своё национальное законодательство  в  соответствие с принципами, отраженными  в этом документе [20,С.4].

 

2.2 Право на  образование в системе прав  и свобод человека с ограниченными  возможностями жизнедеятельности

 

Для лиц с ограниченными  возможностями ценность образования  изначально значительно выше, чем  для остальной части человечества. Являясь важнейшим фактором социализации человека, образование   дает людям  с ограниченными возможностями  здоровья возможность включиться в  нормальную трудовую деятельность, быть полезными, деятельными и социально  значимыми гражданами своего государства, обеспечить свое благосостояние, непрерывное  интеллектуальное развитие, духовный и творческий рост.

Право на получение образование, как одно из важнейших прав человека,  закреплено в Конституции Республики Казахстан. Согласно статье 30-0й Конституции «каждый человек имеет право на образование» (п. 1) и «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (п. 2) [21].

Вышеуказанные положения  были детализированы в некоторых  республиканских законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих получение  образования лицами с ограниченными  возможностями здоровья [22]. Так, в  соответствии со статьей 3-ей  закона «Об образовании» государство гарантирует  возможность получения образования  всем гражданам Казахстана независимо от состояния здоровья. А с тем, чтобы по возможности полно реализовать  право граждан, имеющих те или  иные отклонения в здоровье, государство  полностью или частично несет  расходы на их содержание в период получения образования.

Принятый в 2005-ом году Республиканский закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» развил и дополнил правовые нормы Закона РК «Об образовании», закрепив разнообразие форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в Казахстане.

Однако, не смотря на меры, применяемые  со стороны нормативно-правового  регулирования жизнедеятельности  инвалидов, специалисты подчеркивают, что действующая сегодня система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в РК не соответствует принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. По сути, она является устаревшей, устанавливая жесткие барьеры  для представителей определенных социальных групп, закрепляя существующее в обществе неравенство и сегрегацию. 

Являясь важнейшим фактором социализации человека, образование   для лиц с  ограниченными возможностями  здоровья имеет огромное значение. Оно дает им возможность включиться в нормальную трудовую деятельность, быть полезными, деятельными и социально  значимыми гражданами своего государства, обеспечить свое благосостояние, непрерывное  интеллектуальное развитие, духовный и творческий рост. Иначе говоря, образование для инвалидов является особым социальным ресурсом, имеющим  первостепенное значение, целенаправленно  действующим на уменьшение их изоляции и экономической зависимости.   Между тем, существующая сегодня  система образования лиц с  ограниченными возможностями здоровья в РК не соответствует принципам  Конвенции  ООН о правах инвалидов. По сути, она является устаревшей, устанавливая жесткие барьеры  для представителей определенных социальных групп, закрепляя  существующее в обществе неравенство  и сегрегацию [22,С.4].

В Казахстане выявлено более 150 тыс. детей с ограниченными  возможностями. Для обеспечения  эффективного доступа детей данной категории к получению образования  в республике действует 101 специальная  коррекционная организация образования, где обучаются 17 030 детей, что составляет лишь 23,3% от общего их числа [23].

27 июля 2007 года была принята  новая редакция Закона «Об образовании». Законом провозглашено, что основными принципами государственной политики в области образования являются:

1) Равенство  прав всех на получение качественного  образования; 

2) Приоритетность  развития системы образования; 

3) Доступность  образования всех уровней для  населения с учетом интеллектуального  развития, психофизиологических и  индивидуальных особенностей каждого  лица;

4) Светский, гуманистический и развивающий  характер образования, приоритет  гражданских ценностей, жизни  и здоровья человека, свободного  развития личности;

5) Уважение  прав и свобод человека;

6) Стимулирование  образованности личности и развитие  одаренности; 

7) Непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;

8) Единство  обучения и воспитания;

9) Демократический  характер  управления образованием, прозрачность  деятельности системы образования;

10) Разнообразие организаций  образования по формам собственности,  формам обучения и воспитания, направлениям образования [23,С.7].

Казахстанская система образования включает следующие  уровни образования:

1) Дошкольное  воспитание и обучение;

2) Начальное  образование; 

3) Основное  среднее образование; 

4) Среднее  образование (общее среднее образование,  техническое и профессиональное  образование);

5) Послесреднее  образование; 

6) высшее  образование; 

7) Послевузовское  образование. 

Дошкольное  воспитание детей с одного года до пяти лет осуществляется в семье  и (или) дошкольных организациях [24].

Основными видами организаций среднего образования, реализующих общеобразовательные  учебные программы начального, основного  среднего, общего среднего образования, являются школа, гимназия, лицей, профильная школа.

Техническое и профессиональное образование  осуществляется в профессиональных лицеях, училищах, колледжах и высших технических школах на базе основного  среднего и (или) общего среднего образования.

Профессиональные  учебные программы после среднего образования реализуются в организациях образования, основным видом которых  является колледж.

Высшие  технические школы реализуют  интегрированные образовательные  учебные программы технического и профессионального, после среднего образования.

Профессиональные учебные  программы высшего образования  реализуются в высших учебных  заведениях, основными видами которых  являются университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище) [23,С.8].

По мере совершенствования  экономических и социальных условий  общество возлагает на себя определенные обязанности по отношению к аномальным лицам, руководствуясь не только гуманистическими, но и социально-экономическими мотивами. Общество считает для себя более  выгодным нейтрализовать ту социальную опасность, которая может от них  исходить. И тогда для лиц с  глубокими степенями слабоумия  создаются учреждения с целью  их призрения.

Известны случаи, когда  в странах с низким уровнем  развития производительных сил и  в более позднее время слабоумные и дети-уроды оставлялись на произвол судьбы, без присмотра.

Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого  или унижающего человеческое достоинство  обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина [23,С.9].

Каждый  ребенок имеет право на образование  и ему гарантируется получение  бесплатного начального, основного  среднего и общего среднего образования  и на конкурсной основе - бесплатного  технического и профессионального, после среднего и высшего образования.

Ребенок-инвалид  имеет равные со здоровыми детьми права на полноценную жизнь в  условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих активному включению  в жизнь общества.

Ребенок-инвалид  вправе получить образование, соответствующее  его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности [23,С.28]

Согласно  Закона «Об образовании» обучающиеся и воспитанники имеют право на:

1) Получение  качественного образования в  соответствии с государственными  общеобязательными стандартами  образования; 

2) Обучение  в рамках государственных общеобязательных  стандартов образования по индивидуальным  учебным планам, сокращенным образовательным  учебным программам по решению  совета организации образования; 

3) Выбор  альтернативных курсов в соответствии  с учебными планами; 

4) Получение  дополнительных образовательных  услуг, знаний согласно своим  склонностям и потребностям на  платной основе;

5) Участие  в управлении организацией образования; 

6) Восстановление  и перевод из одного учебного  заведения в другое, с одной  специальности на другую или  с одной формы обучения на  другую;

7) Бесплатное  пользование информационными ресурсами  в организациях образования, обеспечение  учебниками, учебно-методическими комплексами  и учебно-методическими пособиями  в порядке, установленном Правительством  Республики Казахстан; 

8) Бесплатное  пользование спортивными, читальными, актовыми залами, библиотекой; 

9) Получение  информации о положении в сфере  занятости населения в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан; 

10) Свободное  выражение собственного мнения  и убеждений; 

11) Уважение  своего человеческого достоинства; 

12) Поощрение и вознаграждение  за успехи в учебе, научной  и творческой деятельности [23,С.29].

Право на образование является естественным правом человека, которое  можно рассматривать как элемент  права на жизнь и права на развитие – это положение закреплено в  общепризнанных принципах и нормах международного права, в соответствии с которыми в Казахстане «признаются и гарантируются права и свободы человека…» [25].

2.3 Государственно – правовые основы специальной политики Казахстана по защите прав инвалидов

 

Свободы, права и обязанности  граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно – правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими  компетентными органами [20,С.4].

Основным правовым актом  в нашей стране является принятая в 1993 г. Конституция Республике Казахстан. Конституция регламентирует основы общественного и государственного устройства, система государственных  органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и  обязанности граждан. В главе  «Человек и гражданин» конституции  закреплены отвечающие духу и букве  международных договоров и соглашений, заключенных Казахстаном демократичные  и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоёв населения. Социальное равенство, равноправие, закрепленное в конституции, еще не есть фактически полное равенство  в силу естественного различия между  инвалидами. Например, инвалид или  больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих  способностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему создаваемые  на основе конституции другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан, главное назначение которых состоит  в обеспечение социальной справедливости в общественной жизни [1,С.53-54].

Информация о работе Права и свобода людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ