Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель: рассмотреть основные этапы формирования международных и отечественных правовых основ обеспечения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.
Задачи данного исследования:
1.Расмотреть исторический аспект формирования интереса к людям с ограниченными возможностями;
2.Описать зарождение правовых основ людей с ограниченными возможностями;
На изменение отношения общества к людям, страдающим умственной отсталостью, направлены основные положения Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц. Этот документ подтверждает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности. Право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень, право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни. Настоящее и будущее этих людей основано на соблюдение тех же самых прав человека, которые являются благодеянием для всех людей на всем земном шаре.
На основании анализа
вышеперечисленных
Принцип равенства прав,
заключающийся в понятие прав
человека и четко обозначенный во
всех документах, предоставляет инвалидам
и лицам с ограниченными
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями является обладателями особых прав (например, право глухого пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса и т.п.). Особые права упоминаются не в одном законодательном акте, а представлены во многих правовых документах.
Провозглашение прав и
свобод человека в международных
законодательных актах
2.2 Право на
образование в системе прав
и свобод человека с
Для лиц с ограниченными
возможностями ценность образования
изначально значительно выше, чем
для остальной части
Право на получение образование, как одно из важнейших прав человека, закреплено в Конституции Республики Казахстан. Согласно статье 30-0й Конституции «каждый человек имеет право на образование» (п. 1) и «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (п. 2) [21].
Вышеуказанные положения
были детализированы в некоторых
республиканских законах и
Принятый в 2005-ом году Республиканский закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» развил и дополнил правовые нормы Закона РК «Об образовании», закрепив разнообразие форм получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в Казахстане.
Однако, не смотря на меры, применяемые
со стороны нормативно-правового
регулирования
Являясь важнейшим фактором
социализации человека, образование
для лиц с ограниченными возможностями
здоровья имеет огромное значение.
Оно дает им возможность включиться
в нормальную трудовую деятельность,
быть полезными, деятельными и социально
значимыми гражданами своего государства,
обеспечить свое благосостояние, непрерывное
интеллектуальное развитие, духовный
и творческий рост. Иначе говоря,
образование для инвалидов
В Казахстане выявлено более
150 тыс. детей с ограниченными
возможностями. Для обеспечения
эффективного доступа детей данной
категории к получению
27 июля 2007 года была принята новая редакция Закона «Об образовании». Законом провозглашено, что основными принципами государственной политики в области образования являются:
1) Равенство
прав всех на получение
2) Приоритетность развития системы образования;
3) Доступность
образования всех уровней для
населения с учетом
4) Светский,
гуманистический и развивающий
характер образования,
5) Уважение прав и свобод человека;
6) Стимулирование
образованности личности и
7) Непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;
8) Единство обучения и воспитания;
9) Демократический характер
управления образованием, прозрачность
деятельности системы
10) Разнообразие организаций
образования по формам
Казахстанская система образования включает следующие уровни образования:
1) Дошкольное воспитание и обучение;
2) Начальное образование;
3) Основное среднее образование;
4) Среднее
образование (общее среднее
5) Послесреднее образование;
6) высшее образование;
7) Послевузовское образование.
Дошкольное воспитание детей с одного года до пяти лет осуществляется в семье и (или) дошкольных организациях [24].
Основными
видами организаций среднего образования,
реализующих
Техническое и профессиональное образование осуществляется в профессиональных лицеях, училищах, колледжах и высших технических школах на базе основного среднего и (или) общего среднего образования.
Профессиональные
учебные программы после
Высшие
технические школы реализуют
интегрированные
Профессиональные учебные программы высшего образования реализуются в высших учебных заведениях, основными видами которых являются университет, академия, институт и приравненные к ним (консерватория, высшая школа, высшее училище) [23,С.8].
По мере совершенствования экономических и социальных условий общество возлагает на себя определенные обязанности по отношению к аномальным лицам, руководствуясь не только гуманистическими, но и социально-экономическими мотивами. Общество считает для себя более выгодным нейтрализовать ту социальную опасность, которая может от них исходить. И тогда для лиц с глубокими степенями слабоумия создаются учреждения с целью их призрения.
Известны случаи, когда
в странах с низким уровнем
развития производительных сил и
в более позднее время
Государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина [23,С.9].
Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе - бесплатного технического и профессионального, после среднего и высшего образования.
Ребенок-инвалид имеет равные со здоровыми детьми права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.
Ребенок-инвалид вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности [23,С.28]
Согласно Закона «Об образовании» обучающиеся и воспитанники имеют право на:
1) Получение
качественного образования в
соответствии с
2) Обучение
в рамках государственных
3) Выбор
альтернативных курсов в
4) Получение
дополнительных
5) Участие
в управлении организацией
6) Восстановление и перевод из одного учебного заведения в другое, с одной специальности на другую или с одной формы обучения на другую;
7) Бесплатное
пользование информационными
8) Бесплатное
пользование спортивными,
9) Получение
информации о положении в
10) Свободное выражение собственного мнения и убеждений;
11) Уважение
своего человеческого
12) Поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности [23,С.29].
Право на образование является
естественным правом человека, которое
можно рассматривать как
2.3 Государственно – правовые основы специальной политики Казахстана по защите прав инвалидов
Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно – правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами [20,С.4].
Основным правовым актом
в нашей стране является принятая
в 1993 г. Конституция Республике Казахстан.
Конституция регламентирует основы
общественного и