Права и свобода людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть основные этапы формирования международных и отечественных правовых основ обеспечения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.
Задачи данного исследования:
1.Расмотреть исторический аспект формирования интереса к людям с ограниченными возможностями;
2.Описать зарождение правовых основ людей с ограниченными возможностями;

Работа состоит из  1 файл

курсовая права закл вариант.docx

— 88.97 Кб (Скачать документ)

 

 

1.4 Права лиц с ограниченными возможностями на четвертом этапе становления специального образования

 

Проведенное исследование показывает, что с начала ХХ столетия до 70-х  годов Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно  отсталых детей до осознания необходимости  предоставить образование всем детям  с отклонениями в развитии. Это  время совершенствования и дифференциации национальных систем образования, становления  новых типов специальных школ и новых типов специального обучения.

Верхней границей четвертого периода в каждой стране можно считать время принятия и вступления в действие Закона о  всеобщем обязательном начальном бесплатном образовании и следующих за ним  актов об обучении детей с отклонениями в развитии  [5,С.96]

Прежде чем перейти  к рассмотрению особенностей четвертого периода эволюции отношения общества и государства к детям с  отклонениями в развитии, приведем хронологию событий западноевропейской истории, значимых для нашего исследования [Приложение Г].

Как ни парадоксально это звучит, но вторая мировая война прямо и косвенно способствовала значительному прогрессу  специального образования, улучшению  положения инвалидов и лиц  с отклонением в развитии в  обществе, изменению их социального  статуса. Пережив ужасы войны, концлагерей  и геноцида, цивилизованный мир по-новому стал смотреть на различия между людьми, на их индивидуальность и самобытность. Жизнь, Свобода, Достоинство, Права человека были признаны главными ценностями.

Государства объединили усилия в целях поддержания  и укрепления мира, безопасности и  развития сотрудничества, учредив Организацию  Объединенных Наций. Всеобщая Декларация прав человека ООН закрепила новое  миропонимание:

• Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

• Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

•   Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации [16].

Известный социолог К. Манхейм за два года до принятия Декларации писал: “поскольку демократический порядок основывается на демократическом согласии, принцип  социальной справедливости является не только этическим принципом, но и  одним из условий функционирования самой демократической системы... Стремление к большей справедливости имеет то преимущество, что оно  вполне осуществимо с помощью  существующих средств реформирования общества: налогообложения, контроля за инвестициями, государственного механизма  управления и расширения социальных служб; оно не нуждается в революционном  вмешательстве, которое неизбежно  порождает диктатуру. Изменения, происходящие в результате реформ, обладают по сравнению  с революционными изменениями тем  преимуществом, что могут рассчитывать на помощь бывших ведущих демократических  групп. Если новая система начинает с разрушения прежних ведущих  групп общества, то она опрокидывает также все традиционные ценности европейской культуры.” [17,С.76].

Гуманистические начала в отношении к лицам  с отклонениями в развитии европейская  культура, несмотря на ужасы второй мировой войны, сохранила. Женевские  конвенции (1945-49), осудившие и запретившие  “повсеместно и в любое время  убийства, пытки, нанесения увечий и  телесные наказания”, стали важной предпосылкой для принятия общеевропейского соглашения “О защите прав человека” (1950). В Европе усиливаются интеграционные процессы: в 1957 г. западные страны договариваются о создании ЕЭС и, начиная с  этого момента, все чаще обнаруживают единство взглядов на проблемы развития науки, культуры и образования. Единым становится и понимание западноевропейцами прав инвалидов и лиц с отклонениями в развитии, что отражает принятая в 1961 г. Европейская социальная хартия. Статья 15 закрепляет “право физически  и умственно нетрудоспособных лиц  на профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и социальную реабилитацию”. О дальнейшей эволюции общественного сознания свидетельствует Декларация социального прогресса и развития, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1969), заявившая о необходимости “защиты прав и обеспечения благосостояния инвалидов, а также обеспечения защиты людей, страдающих физическими и умственными недостатками” [18].

В этом новом социо-культурном контексте 50 - 70-х годов на волне экономического подъема, либерально-демократических  преобразований огромное внимание уделяется  проблемам образования детей  с нарушениями в развитии.

Общими  тенденциями развития национальных систем специального образования в  Европе в указанный период можно  считать:

- совершенствование  законодательных основ специального  образования; 

- дифференциацию  типов школ и видов специального  обучения.

 

 

1.5 Права лиц с ограниченными возможностями на пятом этапе становления специального образования

 

Согласно  предложенной периодизации, пятый период эволюции отношения общества и государства  к лицам с отклонениями в развитии начинается в 70-е гг. нашего столетия. Общество перестает рассматривать  себя как унитарный социум, постепенно отказываясь от представления о  том, что каждый его член обязан соответствовать  принятому стандарту. Формируется  новое понимание мира как сообщества, включающего различные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых  зависит прогресс человечества.

При таком  понимании социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, аномальных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европейской страны, а на уровне мирового сообщества.

Идеи  интеграции лиц с отклонениями в  развитии в 70-е годы возникают и  реализуются в контексте либерально-демократических  реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому  и другим признакам. Борьба против дискриминации  способствует формированию новой культурной нормы - уважения к различиям между  людьми. Именно в этом широком антидискриминационном  контексте специальные школы  и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная  от массовой система специального образования - дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество, как мы показали, боролось за организацию  специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать  помещение ребенка в специальную  школу как нарушение его прав и "навешивание социального ярлыка" [5,С.111].

В умах европейцев крепнет убеждение, что  “любое государство, стремящееся к  справедливости и подчиняющееся  международным нормам соблюдения прав человека должно руководствоваться законами, которые гарантируют всем детям соответствующее их потребностям и способностям образование. Что касается детей с особыми потребностями, то такое государство обязано предоставить и им соответствующую их потребности возможность обучения” [19,С.27].

В докладе  “Права человека и инвалидность” (1991) Комиссии по правам человека ЮНЕСКО (раздел III “Предрассудки в отношении  инвалидов и их дискриминация”) отраженна официальная позиция  европейского сообщества: «Образование должно осуществляться, в пределах возможного, в общеобразовательных  школах, без какого бы то ни было проявления дискриминации по отношению к  детям и взрослым инвалидам». Однако этим критерием не всегда руководствуются  из-за предвзятого отношения, как  властей и преподавателей, так  и родителей остальных детей, и даже родителей детей-инвалидов. Таким образом, в большинстве  случаев инвалидность сама по себе не служит препятствием, дискриминация - вот что мешает ребенку получить образование в общей системе. В ряде случаев законодательными нормами предписывается детям-инвалидам  в обязательном порядке посещать специальные школы, что является официальной сегрегацией» [16,С.43 - 44].

Верхней границей данного периода эволюции условно можно считать время  принятия Деклараций ООН "О правах умственно отсталых", "О правах инвалидов" и последовавших за ними национальных антидискриминационных  законов об инвалидах и о специальном  образовании. Например, в Швеции - Закон  о помощи умственно отсталым, Закон  об учебном плане основной школы (1980); в Великобритании - Акты об образовании 1981 - 1995 годов; в Нидерландах - Временный  закон по специальному образованию  и среднему специальному образованию (1985) [5,С.112].

Таким образом, религия, хотя и пробуждала в определенной мере у верующих чувство сострадания к аномальным лицам, никогда не содействовала развитию такой помощи этим лицам, которая бы в той или другой степени их исцеляла или приобщала к полезным занятиям. Жалость к ненормальным лицам, пробуждаемая религиозными культами, не шла дальше привлечения пожертвований на призрение этих лиц.

Об этом свидетельствует  хронология важнейших исторических событий данного периода [ Приложение Д].

Все педагогические системы  новейшего времени возникают  в ответ на изменение отношения  общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами, являясь  отрицанием предшествующих форм обучения, ориентированных на предшествующий этап общественного сознания, социально-политических и культурологических взглядов.

 

 

 

 

 

2 Современные   проблемы правовых основ в  специальном образовании

2.1 Международные  стандарты в области защиты  прав и свобод человека с  ограниченными возможностями

 

Права лиц с психическими и физическими недостатками в  течение длительного времени  являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества и отражены в ряде документов Организации  Объединенных Наций (ООН):

Всеобщая декларация прав человека,

Декларация о правах инвалидов,

Декларация о правах умственно  отсталых лиц,

Конвенция о правах ребенка,

Стандартные правила обеспечения  равных возможностей для инвалидов [1,С.52].

В соответствие с принципами и целями, провозглашенными уставом  Организации Объединенных Наций  и Всеобщая декларация прав человека, люди, имеющие какой-либо вид инвалидности, могут не только осуществлять весь комплекс, гражданских политических, экономических и социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми.  Это  утверждение подкрепляется положениями  как общего характера (ст.55 и 56 устава Организации Объединенных Наций, обязывающее  государства – члены сообщества содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения  и условиями для экономического и социального прогресса и  развития), так и особого характера (ст. 25 Всеобщая декларация, которая  признает за каждым человеком «право на такой жизненный уровень …  который необходим для поддержания  здоровья и благосостояния его самого и его семьи»). Также признается «право на обеспечение на случай безработице, болезни, инвалидности» и т.д. [20].

Хотя Всеобщая декларация содержит всего лишь одно положение, касающееся инвалидности, этот документ имеет основополагающее значение для  защиты прав инвалидов, поскольку речь идет о людях, равных в своих правах с другими людьми. Более того, Всеобщая декларация послужила основной и отправной точкой для разработки многих других документов и резиденций по данному вопросу, которые были приняты впоследствии [20,С.3]. 

Органы Организации Объединенных Наций по правам человека обратили особое внимание на необходимость обеспечить защиту детей и детей инвалидов  в частности. 20 ноября 1987 г. Генеральная  ассамблея ООН приняла Конвенцию  о правах ребёнка – «великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию  прав ребёнка». Главная цель конвенции  – максимальная защита интересов  ребёнка. Её положения, по сути, сводится к четырём основным требованиям, которые должны обеспечить права  детей: выживание, развитие, защиту и  обеспечение активного участия  в жизни общества. Ст. 23 конвенции  целиком посвящена признанию прав «неполноценного в умственном» на достойную жизнь в обществе. Пункт 1 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребёнка  в области образования, профессиональной подготовки к трудовой деятельности [1,С.52].

Конвенция ООН о правах ребёнка, предъявляя к государствам требования по соблюдению провозглашенных  в ней прав детей, считает необходимым, чтобы каждое государство привело  своё национальное законодательство в  соответствие  с этим международным  актом [20,С.4].

Не менее значимым является ещё один международный документ – Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН, в которой отмечается, что они  имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди. Декларация заявляет, что инвалиды должны пользоваться особыми правами в получение  специальных услуг, которые позволили  бы им максимально проявлять свои способности и ускорили бы процесс  их интеграции и реинтеграции в общество [1,С.53].

Инвалиды имеют право  жить в кругу своих семей или  в условиях, заменяющих ее, и участвовать  во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или  проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что  это может привести к улучшению  состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалида в специальном  учреждении является необходимым, то среда  и условия жизни в нем должны как можно ближе соответствовать  среде и условиям нормальной жизни  лиц его или ее возраста.

Информация о работе Права и свобода людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ