Права и свобода людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть основные этапы формирования международных и отечественных правовых основ обеспечения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.
Задачи данного исследования:
1.Расмотреть исторический аспект формирования интереса к людям с ограниченными возможностями;
2.Описать зарождение правовых основ людей с ограниченными возможностями;

Работа состоит из  1 файл

курсовая права закл вариант.docx

— 88.97 Кб (Скачать документ)

Среди принципиально важных законодательных решений в области  защиты прав человека в Республике Казахстан за последние годы можно  выделить  следующие:

1.Закрепление прав детей  в главных сферах их жизнедеятельности  в соответствии с Конвенцией  ООН о правах ребенка и заключительными  замечаниями Комитета ООН по  правам ребенка (Конституция РК, Брачно-Семейный кодекс РК, Закон  РК «Об образовании», Постановление Правительства РК об утверждении Программы «Дети Казахстана» на 2007 - 2011 годы).

2. Разработка и принятие  мер по улучшению здоровья  населения, в том числе детей  и взрослых с ограниченными  возможностями здоровья (Закон РК «О социальной защите инвалидов в РК», Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»).   

3. Разработка и принятие  мер, направленных на улучшение  обучения и воспитания подрастающего  поколения («О внесении изменений  и дополнений в Закон РК  «Об образовании», Концепция развития инклюзивного образования в РК, Брачно-Семейный кодекс РК).

4. Определение через социальные  институты (государственные и  общественные) системы компенсаций,  в том числе семьям, имеющим  детей-инвалидов (Закон РК «О специальных социальных услугах», Закон РК «О социальной защите инвалидов»).

5. Поддержка приемных  семей, детей, лишившихся родительского  попечения, решение ряда вопросов  усыновления детей (Брачно-Семейный кодекс РК, Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой).

6. Разработка и принятие  мер по преодолению генетически  обусловленных заболеваний, реальному  снижению рождаемости от лиц,  страдающих алкоголизмом и наркоманией,  с аномалиями физического и  психического развития (Основы законодательства  РК об охране здоровья граждан,  Постановление Правительства РК  Об утверждении Программы «Дети Казахстана» на 2007 - 2011 годы).

7. Создание механизма  формирования и реализации государственной  политики в интересах детей  и других незащищенных слоев  населения (Закон РК «О социальной  защите инвалидов», Закон РК «О правах ребенка в РК», Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями») [1,С.54-55].

Перечень обозначенных выше документов доказывает стремление государства  и правительства РК выработать новый  взгляд на положение наиболее уязвимой категории населения Казахстана – детей и инвалидов как  особой социально – демографической  группы общества, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в  приоритетном порядке.

Значение содержания нормативно – правовых актов по вопросам социальной защиты и социально – педагогической помощи лицам с ограниченными  возможностями является непременным  условием юридически грамотного осуществления  практической работы специалистов, занимающихся проблемами полноценной реализации личностных прав детей и взрослых с особыми потребностями. С расширением  в современном обществе масштабов  социальной работы расширяется и  законодательная база. Основополагающие значение для организации и наполнения конкретным содержанием деятельности учебно–воспитательных учреждений, реабилитационных центров и социальных служб является принятые законы РК «О социальной защите инвалидов» (31 декабря 2003г.), «Брачно-Семейный кодекс РК»(), закон РК «Об образование»(7 июня 1999г.) [20,С.6].

Закон «О социальной защите инвалидов» (2003г.) имеет большое значение потому, что ранее действовавшее  законодательство не имело единого  правового акта об инвалидах. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным законодательным там, принимались  в разное время, касались разных категорий  инвалидов и отличались непоследовательностью, противоречивым характером, затруднявшим их применение. Инвалидность трактовалась только как утрата трудоспособности, что означало невозможность причисления  к категории инвалидов детей  до 16 лет. Лишь с выходом приказа  Минздрава СССР 1265 от 14.12.79. в нашей стране официально появился термин «дети-инвалиды», однако данный приказ не являлся правовым документом. В соответствии с новым законом вводится правовое понятие «инвалид». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное:

1) Заболеванием,

2) Последствиями травм, 

З) Анатомическим дефектом.

 Не всякое нарушение  здоровья ведет к инвалидности, только то, которое связано со  стойким расстройством функции  организма и ведет к ограничению  жизнедеятельности организма (а  не просто трудоспособности).

Назначение инвалидности ребенку  является юридическим актом и  осуществляется в соответствии с  приказом Министерства здравоохранения  РК «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет». К этой категории относятся  дети, имеющие «значительные ограничения  жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения  развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности  вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов [1,С.56].

Воспитанию и обучению детей-инвалидов  посвящена статья 8 Закона «О социальной защите инвалидов» [26]. Согласно ей образовательные  учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения  обеспечивают дошкольное, внешкольное  воспитание и образование детей-инвалидов, получение детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего  профессионального образования  в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Государство  гарантирует необходимые условия  для реализации права инвалидов  на образование. Общее образование  осуществляется бесплатно как в  общеобразовательных, так и в  специальных образовательных учреждениях. Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых  не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное образование осуществляется на дому. Содержание детей-инвалидов  в учреждениях системы государственного образования осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Республике Казахстан.

В законе оговариваются особые права  инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы [1,С.57].

Закон РК «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.

 Законодательство Республики  Казахстан «О социальной и  медико-педагогической коррекционной  поддержке детей с ограниченными  возможностями» основывается на  Конституции Республики Казахстан  и состоит из настоящего Закона  и иных нормативных правовых  актов Республики Казахстан. Если  международным договором, ратифицированным  Республикой Казахстана, установлены  иные правила, чем те, которые  содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного  договора.  Отношения, связанные  с государственной поддержкой  детей-сирот, детей с психическими  заболеваниями, малообеспеченных  семей и иных категорий лиц,  нуждающихся в государственной  поддержке, регулируются настоящим  Законом лишь в той части,  в какой это связано с социальной  и медико-педагогической коррекционной  поддержки детей с ограниченными  возможностями.

Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей  с ограниченными возможностями  начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического  и социального обследований и  профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг  и трудового обучения [27].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В эволюции отношения к  лицам с отклонениями в развитии все западноевропейские страны прошли выделенные нами периоды и пережили их в соотносимые исторические сроки: сначала избавлялись от неполноценных  уродов, затем защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать  аномальных, наконец, поднялись до признания  лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все, а  сегодня готовы признать право людей  с проблемами быть не такими как  все, отличными от большинства.

Педагогические  системы новейшего времени возникают  в ответ на изменение отношения  общества к правам и возможностям детей с нарушениями в развитии, как отрицание предшествующих систем обучения, ориентированных на предшествующий этап отношения общества.

Мировое сообщество признают ряд международных  правовых документов, защищающих права  лиц с ограниченными возможностями. Мы описали совершенствование  нормативно – правовой базы каждой страны в  соответствие с ее экономическими, политическими или иными возможностями, на основе общепринятых  международных  правовых документов, через их конкретизацию  и адаптацию применительно к  условиям данной страны. Рассмотрели  основные идеи существующих универсальных  международных правовых документов, касающихся прав и свобод лиц с  ограниченными возможностями.

С развитием  общества происходит и значительный прогресс в развитие образования  лиц с ограниченными возможностями. Создаются условия для получения  образования лицам с ограниченными  возможностями наравне с обще образовательными стандартами равноправных членов общества. Предусматривают создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп),обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию  и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Сущность  законодательных актов Республики Казахстан обеспечивающих права  и свободу лиц с ограниченными  возможностями изменяются. Вносятся новые дополнения и поправки в  уже существующие законы и также  создаются новые. Создающие условия  для становления лиц с ограниченными  возможностями равноправными членами  общества.  Конституция как основной закон государства, важнейшие федеральные  законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором  функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев  населения. Действие и действительность этого механизма непосредственно  связаны с профессиональной действительностью  специалистов: педагогов, учителей-дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских  работников, практических психологов. Юридическая компетентность всех профессионалов и должностных лиц является надежной гарантией в защите прав человека, удовлетворение законных интересов  реализации свобод и обязанностей каждой личности.   

 

Список использованной литературы

 

1. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2005. – 381

2.  Иванов К.А. История древнего мира. - Пг.: Петроград. учеб. магазин, 1917. - 240с.

3.  Богомолов А.С. Античная философия. - М.: МГУ, 1985. - 367с.

4. Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогическое исследование. - М.: АПН РСФСР, 1957. - 348с.

5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. – М.: «Печатный двор», 1996. – 182с.

6. Басова А.Г. История обучения глухонемых. - М.: Учпедгиз, 1940. - 128с.

7. Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей [Пер. с лат., предисл. и послесл. М. И. Гаспарова]. - М.: Правда, 1991. - 512с.

8. Скребицкий А.И. Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе. - СПб., 1903. - 1024с.

9. Каннабих Ю.В. История психиатрии /Предисл. П. Б. Ганнушкина. - Л.: Госмедиздат, 1929. - 520с.

10.  Словарь античности. /Пер. с нем. /Сост. Й. Ирмшер; Редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.) и др. - М.: СП «Внешсигма», 1992. - 704с

11. Добродеев Д.Б. К вопросу о взаимодействии арабской и западноевропейской педагогических традиций в эпоху средневековья //Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока: Сб. науч. тр. - М., 1988. - С. 103 - 112.

12. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. - М.: Просвещение, 1984. - 295с.

13. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398с.

14.  Айрлэнд В. Идиотизм и тупоумие /Пер с англ.. В. В. Томашевского. - СПб., 1880. - 451с.

Информация о работе Права и свобода людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ