Права и свобода людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель: рассмотреть основные этапы формирования международных и отечественных правовых основ обеспечения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.
Задачи данного исследования:
1.Расмотреть исторический аспект формирования интереса к людям с ограниченными возможностями;
2.Описать зарождение правовых основ людей с ограниченными возможностями;

Работа состоит из  1 файл

курсовая права закл вариант.docx

— 88.97 Кб (Скачать документ)

2. Интеллект эпилептоидный. Понимание замедленное, память ослаблена, логика нарушена, обобщения и абстракции затруднены, внимание нормальное. Настроение неустойчивое, большая импульсивность. Характер скрытный, мстительный, эгоистичный. Аффекты притуплены. Речь нормальная.

Эти дети учатся с трудом и плохо  поддаются воспитанию.

3. Интеллект инфантилический. Эти дети отличаются хорошей памятью. Их настроение носит устойчивый характер. Воображение слабое. Аффекты повышены. Дети застенчивы, послушны, импульсивны, очень любопытны, подражательны.

Эти дети учатся с большим трудом, но легко воспитываются.

Приведенная выше типология служит прекрасной иллюстрацией того, насколько  разнообразны проявления умственной отсталости.

Французский психиатр Бурневиль, как  и Санте де Санктис, является автором  многих классификаций умственно  отсталых. Это классификации анатомо-патологические, чисто симптоматические и др. Одну из них мы уже воспроизводили выше. Надо сказать, что сам Бурневиль  испытывает неудовлетворенность всеми  этими классификациями, так как  не считает, что они имеют практическое значение; поэтому он полагает, что наибольший интерес должны представлять психолого-педагогические классификации.

В своей заключительной классификацией слабоумия он считает ту, которая приводится ниже. Согласно этой классификации, Бурневиль выделяет 5 групп различных степеней слабоумия:

1. Абсолютная идиотия.

При этом виде идиотии отсутствует  способность ходить, хватать, выполнять  самостоятельные действия. Речь, внимание и сознание отсутствуют. У одних  нет потребности питаться, другие обжорливы, не имеют чувства сытости. У абсолютных идиотов постоянно  истекают слюна и носовая слизь. Дефекация непроизвольна. Часто  наблюдаются приступы крика. Многочисленные тики. Слух, зрение, вкус, обоняние и  осязание как бы отсутствуют, хотя органы чувств с анатомической стороны  могут быть совершенно нормальны. Общая  чувствительность сильно нарушена; поэтому  наблюдается индифферентное отношение  к болевым ощущениям, к холоду, жаре. Ни родителей, ни ухаживающий  за ними персонал не узнают. Абсолютные идиоты живут чисто вегетативной жизнью.

2. Глубокая идиотия.

У глубоких идиотов подвижность  нарушена в меньшей степени, чем  у абсолютных идиотов. Походка удовлетворительна. Хватание предметов недостаточное  — большой палец либо совершенно не противополагается остальным, или  противополагается недостаточно. Аппетит  повышен. Чувство насыщения недостаточно. Вкус развит слабо. Слюнотечение недостаточное, что затрудняет жевание. Дефекация  непроизвольна. Речь или отсутствует, или ограничена — повторяют несколько  односложных слов.

Потребности выражают действиями или  криками. Узнают своих родителей  и персонал. Отдают предпочтение некоторым  лицам. Часто наблюдаются музыкальные  способности, скорее — музыкальная  память. Запоминают услышанные мотивы и безумолку их повторяют.

Внимание поверхностное. Смотрят, но не видят. Слышат то, что им нравится, и совершенно глухи к звукам, которые  их не интересуют. Обоняние и осязание нарушены или нормальны.

Какое бы то ни было сознание опасности  отсутствует. Как и у абсолютных идиотов, у глубоких идиотов наблюдаются  тики, навязчивые движения. Глубокие идиоты грызут ногти, царапают себя, кусают себя и других. Онанируют. Склонны к  разрушениям. На первом плане у глубоких идиотов вегетативная жизнь. Однако, в отличие от абсолютных идиотов, они более опасны для окружающих, так как обладают способностью двигаться, хватать.

3. Имбецилизм в собственном смысле  слова.

В этих случаях имеются интеллектуальные способности. Однако они носят ограниченный характер. Дети этой категории не в  состоянии сравнивать, комбинировать. Абстрактные понятия усваиваются  ими с трудом. Внимание носит поверхностный, неустойчивый характер. Память малоактивна. Воля неустойчива. У этих лиц отсутствуют внутренние стимулы к действиям. Они думают и действуют, как другие, подражая им или выполняя их волю.

Лица этой категории находятся  во власти своих инстинктов. Среди  таких детей много лгунов, лентяев, трусов. Эти лица склонны к онанированию. Склонны к воровству, поджогам. Речь имеется, но произношение нарушено. Объем  речи ограничен. Фразы неправильные, чаще всего отсутствуют глаголы. О себе говорят в третьем лице. Могут выполнять самые простые  и однообразные работы после длительных упражнений. Чувства носят поверхностный  характер. Общая чувствительность понижена.

4. Интеллектуальная отсталость, или  легкая имбецильность. При легкой  имбецильности имеются интеллектуальные  способности. Однако в своем  интеллектуальном развитии дети  отстают от нормальных сверстников.  Внимание поверхностное, неустойчивое, однако оно поддается развитию. Эти дети имеют индивидуальные  наклонности и способности к  какому-либо роду деятельности.

5. Умственная неустойчивость.

Относящиеся к этой группе дети чрезмерно  подвижны. Они не могут быть в  покое. Без причины меняют места, вид деятельности, игру. Эта подвижность  сказывается и в интеллектуальной деятельности.

Разработанная Бурневилем классификация  заключает самое полное описание различных степеней слабоумия. В  течение многих десятилетий она  считалась классической. Эта классификация  помогала в решении многих организационных (определение типа и структуры  специального учреждения, комплектование воспитательных групп) и методических вопросов.

Установившееся традиционное деление  слабоумных (с некоторыми вариантами) на 3 категории: идиотов, имбецилов и  дебилов — уже в начале XX века не удовлетворяет многих исследователей, так как эта градация не отражает всю типологию слабоумия. Такая  классификация начинает представляться слишком упрощенной. В связи с  этим ряд исследователей стремится  к большей детализации классификаций  слабоумия. Некоторые такие классификации  более тонко характеризуют слабоумных с точки зрения этиологических, анатомо-физиологических  и симптоматических признаков. Однако вследствие их сложности они становятся практически непригодными и имеют  чисто академическое значение. Ярким  примером подобной классификации может  служить та, которая была представлена немецким психиатром Кёлле на 10-й  конференции по вопросам лечения  ненормальных детей (Цюрих, 1901).

Кёлле подразделяет слабоумных на две  большие категории. К первой он относит  так называемых примитивных идиотов, ко второй — вторичных идиотов. Примитивных  идиотов он в свою очередь дифференцирует на малоспособных, слабоумных и идиотов. Каждую из этих категорий подразделяет на субъектов с врожденными физическими  аномалиями, с приобретенными физическими  аномалиями и без физических аномалий.

Каждая из этих групп делится  на уравновешенных и неуравновешенных, наконец, и эти группы подразделяются на субъектов с простой слабостью  психики, с усложненной психикой и с моральными аномалиями.

Естественно, что такая классификация, включающая больше 100 различных градаций, оказывается практически непригодной.

Приведенные выше описания и классификация  слабоумных Санте де Санктиса и Бурневиля  нельзя отнести к чисто психолого-педагогическим и социологическим. Их будет правильнее отнести к симптомологическим, так  как они принимают во внимание и патогенетические факторы. В этих классификациях не выделиется какой-то один критерий в качестве основного. Они характеризуют слабоумных с  точки зрения познавательной, эмоционально-волевой  деятельности, личностных качеств.

Уже в конце XIX века делаются попытки  брать в основу дифференциации слабоумия  какой-то один основной критерий. Так, французский психиатр В. Соллье одним  из первых ввел (1891) в основу классификации  слабоумия социальный признак.

Идиота он считает субъектом  экстрасоциальным, т. е. совершенно не способным принимать какое-либо участие в жизни общества. Такой  субъект не представляет для общества никакой опасности. Он является для  него только бременем, поскольку общество обязано о нем заботиться.

Имбецила он считает антисоциальным субъектом. В оценке его социальной роли Соллье допускает чрезмерный пессимизм  и фатализм. Он говорит, что имбецил  — неполно и неправильно мыслящий субъект. Поскольку он имеет определенный уровень активности и вступает в  контакт с обществом, он является для него опасным и вредным. Соллье отрицает способности имбецила к  воспитаниях [13].

В тех случаях, когда родственники не хотели или не имели возможности  держать больного дома, его можно  было передать под патронаж чужих  людей, услуги которых оплачивал  магистрат. Если больной оказывался состоятельным иностранцем, его  предписывалось доставить на родину, взыскав издержки, если же он был  беден, предлагалось просто выдворить  его за пределы города. Описаны  случаи, когда неимущие душевнобольные многократно пытались возвратиться, но их снова выдворяли, предварительно физически наказав [5,С.46].

 «Люди рождаются и  остаются свободными и равными  в правах» (статья 1 декларации  прав человека и гражданина) —  под этим лозунгом Западная  Европа войдет в третий период  эволюции.

 

 

1.3 Права лиц с ограниченными возможностями на третьем этапе становления специального образования

 

Согласно  предложенной периодизации третий период эволюции отношения общества и государства  к лицам с отклонениями в развитии продолжается с конца XVIII в. до начала XX в. На этом отрезке времени западноевропейские государства проходят путь от осознания  возможности обучения детей с  сенсорными нарушениями к осознанию  целесообразности и необходимости обучения аномальных детей, организации системы специального образования.

Третий  период - это время кардинального  изменения отношения общества и  государства к "неполноценному меньшинству", становления и утверждения нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права  лиц с выраженными отклонениями в развитии, введения всеобщего начального обучения. Поворот в государственной  политике и общественном сознании был  подготовлен идеями мыслителей эпох Ренессанса и Просвещения, "Декларацией  прав человека" (1793).

Верхней границей периода  условно можно считать открытие во Франции первой школы для глухонемых (1770), первой школы для слепых (1784) [5,С.60].  Об этом свидетельствует хронология важнейших исторических событий  данного периода [Приложение В].

В анализируемый период впервые  законодательно изменен статус инвалидов: большинство европейских стран  признает их право на образование. Мечты  великих ученых, подвижников и  альтруистов предшествующих эпох начинают сбываться: обучение аномальных детей  перестает быть экзотическим новшеством. Заканчивается время прецедентов, начинается строительство системы  специального образования. Это стало  возможным прежде всего потому, что  законодательно признается право инвалидов  на гарантированную социальную помощь и образование, а также ответственность  общества и государства за реализацию этого права [1,С.98].

Становление систем специального образования происходит в указанный период в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Франции, а точнее, в средоточиях культурной, научной и политической жизни  перечисленных стран — столицах (Вене, Лондоне, 1ерлине, Копенгагене, Риме, Париже). Этот короткий список может  быть расширен за счет еще трех-четырех  европейских городов крупных  университетских центров.

Интенсивное развитие вспомогательных классов  и школ для умственно отсталых детей прямо связано с введением  закона о всеобщем начальном образовании. Начав учить всех без исключения детей, государство вынуждено было создавать параллельную образовательную  систему для детей, которые не в состоянии усвоить образовательный  стандарт в установленные сроки. Именно так умственно отсталые выделяются в особую категорию детей, нуждающихся  в специальном обучении.

Начало  ХХ в. это время окончательного оформления национальных систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий  детей: с нарушением слуха, зрения, интеллекта. Остальные дети с выраженными  отклонениями в развитии находились под опекой церковной и светской благотворительности.

Каждая  европейская страна прошла свой путь строительства системы специального образования, однако при определенных различиях общими для всех являются:

1.принятие  Закона об обязательном всеобщем  начальном образовании;  
2.признание права аномальных детей на обучение и распространение действия

Закона об обязательном всеобщем начальном образовании  на детей с нарушением слуха, зрения, позже и на детей с умственной отсталостью;

3.создание  минимальной нормативно-правовой  базы, регулирующей функционирование  системы специального образования  (государственный базовый учебный  план, региональный учебный план, принципы комплектования  специальных  образовательных учреждений трех  типов и т.д.);  
4.определение принципов и источников финансирования специальных школ (на государственном, региональном, местном уровнях) и их законодательное закрепление;

5.параллельное  функционирование негосударственных  организаций (ассоциаций, благотворительных  фондов), стимулирующих и контролирующих  государственные решения и инициирующих  развитие сети специальных учреждений;

6.охват специальным  образованием детей всех регионов  страны.  
            Итак, европейским государствам понадобилось почти двести лет, чтобы осознать право аномальных детей на образование, признать необходимость создания параллельной образовательной системы — системы специального обучения, включающей на данном историческом рубеже три типа спецшкол: для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Третий период эволюции отношения закономерно соотносится с этапом становления систем специального образования [5,С.70].

Информация о работе Права и свобода людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности: развитие международных и отечественных правовых основ