Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:43, курсовая работа
Цель: рассмотреть основные этапы формирования международных и отечественных правовых основ обеспечения жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями.
Задачи данного исследования:
1.Расмотреть исторический аспект формирования интереса к людям с ограниченными возможностями;
2.Описать зарождение правовых основ людей с ограниченными возможностями;
2. Интеллект эпилептоидный. Понимание замедленное, память ослаблена, логика нарушена, обобщения и абстракции затруднены, внимание нормальное. Настроение неустойчивое, большая импульсивность. Характер скрытный, мстительный, эгоистичный. Аффекты притуплены. Речь нормальная.
Эти дети учатся с трудом и плохо поддаются воспитанию.
3. Интеллект инфантилический. Эти дети отличаются хорошей памятью. Их настроение носит устойчивый характер. Воображение слабое. Аффекты повышены. Дети застенчивы, послушны, импульсивны, очень любопытны, подражательны.
Эти дети учатся с большим трудом, но легко воспитываются.
Приведенная выше типология служит прекрасной иллюстрацией того, насколько разнообразны проявления умственной отсталости.
Французский психиатр Бурневиль, как
и Санте де Санктис, является автором
многих классификаций умственно
отсталых. Это классификации анатомо-
В своей заключительной классификацией слабоумия он считает ту, которая приводится ниже. Согласно этой классификации, Бурневиль выделяет 5 групп различных степеней слабоумия:
1. Абсолютная идиотия.
При этом виде идиотии отсутствует способность ходить, хватать, выполнять самостоятельные действия. Речь, внимание и сознание отсутствуют. У одних нет потребности питаться, другие обжорливы, не имеют чувства сытости. У абсолютных идиотов постоянно истекают слюна и носовая слизь. Дефекация непроизвольна. Часто наблюдаются приступы крика. Многочисленные тики. Слух, зрение, вкус, обоняние и осязание как бы отсутствуют, хотя органы чувств с анатомической стороны могут быть совершенно нормальны. Общая чувствительность сильно нарушена; поэтому наблюдается индифферентное отношение к болевым ощущениям, к холоду, жаре. Ни родителей, ни ухаживающий за ними персонал не узнают. Абсолютные идиоты живут чисто вегетативной жизнью.
2. Глубокая идиотия.
У глубоких идиотов подвижность
нарушена в меньшей степени, чем
у абсолютных идиотов. Походка удовлетворительна.
Хватание предметов недостаточное
— большой палец либо совершенно
не противополагается остальным, или
противополагается
Потребности выражают действиями или криками. Узнают своих родителей и персонал. Отдают предпочтение некоторым лицам. Часто наблюдаются музыкальные способности, скорее — музыкальная память. Запоминают услышанные мотивы и безумолку их повторяют.
Внимание поверхностное. Смотрят, но не видят. Слышат то, что им нравится, и совершенно глухи к звукам, которые их не интересуют. Обоняние и осязание нарушены или нормальны.
Какое бы то ни было сознание опасности отсутствует. Как и у абсолютных идиотов, у глубоких идиотов наблюдаются тики, навязчивые движения. Глубокие идиоты грызут ногти, царапают себя, кусают себя и других. Онанируют. Склонны к разрушениям. На первом плане у глубоких идиотов вегетативная жизнь. Однако, в отличие от абсолютных идиотов, они более опасны для окружающих, так как обладают способностью двигаться, хватать.
3. Имбецилизм в собственном
В этих случаях имеются
Лица этой категории находятся во власти своих инстинктов. Среди таких детей много лгунов, лентяев, трусов. Эти лица склонны к онанированию. Склонны к воровству, поджогам. Речь имеется, но произношение нарушено. Объем речи ограничен. Фразы неправильные, чаще всего отсутствуют глаголы. О себе говорят в третьем лице. Могут выполнять самые простые и однообразные работы после длительных упражнений. Чувства носят поверхностный характер. Общая чувствительность понижена.
4. Интеллектуальная отсталость, или
легкая имбецильность. При
5. Умственная неустойчивость.
Относящиеся к этой группе дети чрезмерно
подвижны. Они не могут быть в
покое. Без причины меняют места,
вид деятельности, игру. Эта подвижность
сказывается и в
Разработанная Бурневилем классификация заключает самое полное описание различных степеней слабоумия. В течение многих десятилетий она считалась классической. Эта классификация помогала в решении многих организационных (определение типа и структуры специального учреждения, комплектование воспитательных групп) и методических вопросов.
Установившееся традиционное деление
слабоумных (с некоторыми вариантами)
на 3 категории: идиотов, имбецилов и
дебилов — уже в начале XX века
не удовлетворяет многих исследователей,
так как эта градация не отражает
всю типологию слабоумия. Такая
классификация начинает представляться
слишком упрощенной. В связи с
этим ряд исследователей стремится
к большей детализации
Кёлле подразделяет слабоумных на две
большие категории. К первой он относит
так называемых примитивных идиотов,
ко второй — вторичных идиотов. Примитивных
идиотов он в свою очередь дифференцирует
на малоспособных, слабоумных и идиотов.
Каждую из этих категорий подразделяет
на субъектов с врожденными
Каждая из этих групп делится на уравновешенных и неуравновешенных, наконец, и эти группы подразделяются на субъектов с простой слабостью психики, с усложненной психикой и с моральными аномалиями.
Естественно, что такая классификация,
включающая больше 100 различных градаций,
оказывается практически
Приведенные выше описания и классификация
слабоумных Санте де Санктиса и Бурневиля
нельзя отнести к чисто психолого-
Уже в конце XIX века делаются попытки брать в основу дифференциации слабоумия какой-то один основной критерий. Так, французский психиатр В. Соллье одним из первых ввел (1891) в основу классификации слабоумия социальный признак.
Идиота он считает субъектом экстрасоциальным, т. е. совершенно не способным принимать какое-либо участие в жизни общества. Такой субъект не представляет для общества никакой опасности. Он является для него только бременем, поскольку общество обязано о нем заботиться.
Имбецила он считает антисоциальным
субъектом. В оценке его социальной
роли Соллье допускает чрезмерный пессимизм
и фатализм. Он говорит, что имбецил
— неполно и неправильно
В тех случаях, когда родственники не хотели или не имели возможности держать больного дома, его можно было передать под патронаж чужих людей, услуги которых оплачивал магистрат. Если больной оказывался состоятельным иностранцем, его предписывалось доставить на родину, взыскав издержки, если же он был беден, предлагалось просто выдворить его за пределы города. Описаны случаи, когда неимущие душевнобольные многократно пытались возвратиться, но их снова выдворяли, предварительно физически наказав [5,С.46].
«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах» (статья 1 декларации прав человека и гражданина) — под этим лозунгом Западная Европа войдет в третий период эволюции.
1.3 Права лиц с ограниченными возможностями на третьем этапе становления специального образования
Согласно
предложенной периодизации третий период
эволюции отношения общества и государства
к лицам с отклонениями в развитии
продолжается с конца XVIII в. до начала
XX в. На этом отрезке времени
Третий
период - это время кардинального
изменения отношения общества и
государства к "неполноценному меньшинству",
становления и утверждения
Верхней границей периода условно можно считать открытие во Франции первой школы для глухонемых (1770), первой школы для слепых (1784) [5,С.60]. Об этом свидетельствует хронология важнейших исторических событий данного периода [Приложение В].
В анализируемый период впервые
законодательно изменен статус инвалидов:
большинство европейских стран
признает их право на образование. Мечты
великих ученых, подвижников и
альтруистов предшествующих эпох начинают
сбываться: обучение аномальных детей
перестает быть экзотическим новшеством.
Заканчивается время
Становление систем специального образования происходит в указанный период в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Франции, а точнее, в средоточиях культурной, научной и политической жизни перечисленных стран — столицах (Вене, Лондоне, 1ерлине, Копенгагене, Риме, Париже). Этот короткий список может быть расширен за счет еще трех-четырех европейских городов крупных университетских центров.
Интенсивное
развитие вспомогательных классов
и школ для умственно отсталых
детей прямо связано с
Начало ХХ в. это время окончательного оформления национальных систем специального образования, предусматривающих обучение трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, интеллекта. Остальные дети с выраженными отклонениями в развитии находились под опекой церковной и светской благотворительности.
Каждая
европейская страна прошла свой путь
строительства системы
1.принятие
Закона об обязательном
2.признание права аномальных детей на
обучение и распространение действия
Закона об обязательном всеобщем начальном образовании на детей с нарушением слуха, зрения, позже и на детей с умственной отсталостью;
3.создание
минимальной нормативно-
4.определение принципов и источников
финансирования специальных школ (на государственном,
региональном, местном уровнях) и их законодательное
закрепление;
5.параллельное
функционирование
6.охват специальным
образованием детей всех
Итак,
европейским государствам понадобилось
почти двести лет, чтобы осознать право
аномальных детей на образование, признать
необходимость создания параллельной
образовательной системы — системы специального
обучения, включающей на данном историческом
рубеже три типа спецшкол: для детей с
нарушениями слуха, зрения, интеллекта.
Третий период эволюции отношения закономерно
соотносится с этапом становления систем
специального образования [5,С.70].