Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) оценить состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы и практики педагогического профессионального образования;
2) определить методологические и теоретические основы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
3) на основе интегративного подхода и с учетом требований других подходов разработать содержание основных компонентов рефлексивно-дидактической концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
4) определить факторы, оказывающие влияние на состояние и эффективность реализации этого процесса, выявить закономерности и принципы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания де-тей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6
1.1. Характеристика постиндустриального общества. ………….6
1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов ..…………………………………………...…………………..…… 18
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных
странах. ………………………………………………………………………….27
2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства в постиндустриальном общест-ве……………………………………………………………………………..…. 27
2.2. Профессиональная подготовка учителей технологии и пред-принимательства в постиндустриальных странах. ……………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...54
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания детей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6
1.1.
Характеристика
1.2.
Анализ трансформации
государственных образовательных
стандартов ..…………………………………………...…………………..
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных
странах.
………………………………………………………………………….
2.1.
Социально-профессиональная
адаптация будущих учителей
технологии и предпринимательства
в постиндустриальном
обществе…………………………………………………………
2.2.
Профессиональная
подготовка учителей
технологии и предпринимательства
в постиндустриальных
странах. …………………….
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
………………………………………………………..49
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования в целом обусловлена существенными изменениями общей социокультурной ситуации современного российского общества: кризис идеалов, снижение уровня развития молодежи, обострение потребности общества в социально активной личности, способной к коррекции ценностных ориентаций на основе понимания жизни и профессиональной деятельности.
Субъекты и объекты образования справедливо считают, что эффективность (качество) образовательной деятельности зависит от объективности разработки, принятия, выполнения и контроля всех участников процесса на всех его этапах. Важным, таким образом, становится управленческий аспект проблемы. Но при этом нельзя не учитывать то, что социально-экономическая и культурно-образовательная ситуация в России определяется сложностью и непредсказуемостью экономических и социальных реформ, которые зачастую методологически не обоснованы, технологически не определены. Для тех, кто их организует и проводит (менеджеры в области образования, например), характерны непрофессионализм, некомпетентность, незнание законов развития. Поэтому сегодня для России важно целенаправленно обеспечить развитие способности будущих специалистов разбираться и активно действовать в окружающем мире. Таким образом, мы констатируем наличие противоречия между потребностью общества в повышении эффективности и качества профессиональной деятельности специалистов и замедленными темпами перестройки системы подготовки кадров, в том числе и педагогических кадров, что, безусловно, актуально.
Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) оценить состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы и практики педагогического профессионального образования;
2)
определить методологические и
теоретические основы
3)
на основе интегративного
4)
определить факторы,
Методы исследования, используемые в ходе курсового исследования:
- интегративные;
-деятельностные;
- личностно-ориентированные;
-компетентностные;
-системные.
Объект исследования: процесс профессионального образования будущего учителя технологии и предпринимательства в вузе.
Предмет исследования: технологии и инструменты профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства профессиональных качеств в процессе профессиональной подготовки в постиндустриальном обществе.
Гипотеза исследования основана на анализе научно-методической литературы, по выбранной проблеме исследования и состоит в предположении, что повышение эффективности развития профессиональных качеств у учителя экономики и предпринимательства в процессе подготовки в системе высшего профессионального образования к росту адаптогенного потенциала выпускника.
Структура курсовой работы: введение, две главы, каждая из которых включает себя два раздела, заключение, список используемой литературы, приложения.
Во введении рассматривается актуальность проблемы исследования; основные противоречия системы образования, связанные с переходом на постиндустриальную ступень развития общества; сформулированы цель, задачи и методы решения поставленной проблемы; определены объект и предмет исследования; выведена рабочая гипотеза.
В первой главе «Изменение социального фона развития воспитания детей в России на рубеже ХХ-ХХI веков» описывается характеристика постиндустриального общества и связанные с этим переходом изменения в системе образования, рассматриваются государственные образовательные стандарты и переход к стандартам третьего поколения.
Во второй главе «Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных странах» рассмотрена сущность социально-профессиональной адаптации учителей, роль образовательной среды на всех этапах становления специалиста, выявлены показатели и критерии адаптированности педагога.
В заключении представлены основные выводы и рекомендации по трансформации института образования, в контексте модернизационных изменений.
Список
используемых источников, которые были
использованы для написания данной
курсовой работы.
ГЛАВА I. Изменения социального фона развития воспитания детей в России на рубеже XX-XXI веков.
1.1.
Характеристика
Воспитание
как социальное явление, как государственно-
В
научно-педагогической литературе выделено
несколько групп
В своей совокупности эти и ряд других закономерностей обусловлены типом общественно-экономической формации, которая в свою очередь формирует содержание современной эпохи.
Известно, что историческая эпоха - сравнительно длительный и качественно своеобразный период истории, выделяемый на основе определенной суммы объективных признаков. С марксистской точки зрения эпоха характеризуется спецификой ведущего класса, определяющего содержание этой эпохи1. Для этого типа эпохи было характерным выделение ведущей роли рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Иными словами ведущим противоречием советской эпохи, в соответствии с философией и идеологией марксизма-ленинизма, было противоречие между трудом и капиталом.
Экономическим содержанием советской эпохи являлось развитие индустриального общества, характеризующегося созданием машинной индустрии на базе новой техники и технологии. С политической точки зрения индустриальное общество характеризуется зарождением и становлением элементов демократического управления в государствах иной формы правления, а с точки зрения жизни населения - урбанизацией и стандартизацией, началом разложения сельской общины и изменения роли, функций и статуса села2.
В этих условиях воспитание рассматривалось как главное дело всех и каждого человека («всем миром»); обладало практически неограниченным финансированием. В общественной практике утвердилось понимание воспитания как управления личностью, выразившееся в категории «воздействие», которое носило в определенном смысле авторитарный характер при наличии отдельных демократических проявлений (стили воздействий).
Однако в силу объективных причин произошла историческая смена эпох: в постсоветскую эпоху на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное. Тем самым подтверждается один из законов глобализма - о единстве цивилизационного пути современных развитых и развивающихся обществ3.
С точки зрения общественного развития постиндустриальное общество характеризуется переориентацией экономики от товаропроизводства к сервису, т.е. к производству услуг, при доминировании наукоемких отраслей промышленности. Развитие промышленности и сельского хозяйства перестает быть целью развития государства, и превращается в средство устойчивого развития страны. Эти процессы сопровождаются массовым проникновением технологий во все сектора социальной жизни (педагогические технологии, технологии воспитания, технологии личностного развития и т.д.)
В постиндустриальном обществе осуществляется резкая смена приоритетов в социальной структуре общества: классовая дифференциация заменяется дифференциацией профессиональной. Если главным противоречием индустриальной эпохи было противоречием между трудом и капиталом, то главным противоречием постиндустриальной эпохи является противоречие между профессионализмом и дилетантством, некомпетентностью людей. Новое противоречие актуализирует компетентностный подход в образовании и воспитании человека, повышает спрос на профессионализм личности, обусловливает непрерывную профессионализацию подготовки человека, ориентирует школьных педагогов на раннюю профессионализацию детей или, в крайнем случае, на их профессиональную ориентацию как одно из средств подготовки школьника к реальной жизни4.
Ведущим социальным институтом такого общества становится образовательное учреждение и, в первую очередь, университет. Происходит переструктурирование институциональной организации общества: выдвижение на первый план феномена «знания» и, соответственно, его носителя и генератора - университета. Заводы и колхозы уходят вместе с эпохой индустриализма из целей в средство развития страны, а университет, становится ведущим, центральным звеном новой институциональной структуры. Эти процессы сопровождаются ростом престижности знания, что выводит на одно из ведущих мест ценности образования как единства обучения и воспитания, ценности развития личности.
Происходит реорганизация культурной сферы общества, внешним проявлением которой является компьютеризация жизни, а внешним - формирование своего рода индустрии генерирования знания. Широкое распространение получают новые информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие доступ к различным ценностям культуры. Культурологический подход в воспитании становится преобладающим, при этом воспитание начинает рассматриваться как процесс формирования человека культуры, а сам человек становится абсолютной ценностью нового общества, которое ориентировано на его ценностные ориентации, на его развитие и предоставление ему возможностей самореализации. Такое положение дел обусловило возникновение, упрочение и актуализацию личностно-ориентированного подхода к воспитанию5.
В политической сфере утверждается демократическая форма правления с вынужденной необходимостью процессов наведения порядка. С точки зрения образа жизни человека нарастают и углубляются процессы урбанизации, внутренней и внешней миграции в ситуации богатого выбора. Происходит дальнейшая трансформация и нарастают необычные для предыдущей эпохи изменения семьи.