Профессиональное самоопределение школьников в России и постиндустриальных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) оценить состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы и практики педагогического профессионального образования;
2) определить методологические и теоретические основы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
3) на основе интегративного подхода и с учетом требований других подходов разработать содержание основных компонентов рефлексивно-дидактической концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
4) определить факторы, оказывающие влияние на состояние и эффективность реализации этого процесса, выявить закономерности и принципы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания де-тей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6
1.1. Характеристика постиндустриального общества. ………….6
1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов ..…………………………………………...…………………..…… 18
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных
странах. ………………………………………………………………………….27
2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства в постиндустриальном общест-ве……………………………………………………………………………..…. 27
2.2. Профессиональная подготовка учителей технологии и пред-принимательства в постиндустриальных странах. ……………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...54

Работа состоит из  1 файл

Вообще готовый.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3

      ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания детей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6

            1.1. Характеристика постиндустриального  общества. ………….6

      1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов ..…………………………………………...…………………..…… 18

      ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных

странах. ………………………………………………………………………….27

      2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства в постиндустриальном обществе……………………………………………………………………………..…. 27

      2.2. Профессиональная  подготовка учителей  технологии и предпринимательства в постиндустриальных странах. ……………………. 38 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………..49 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52 

      ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...54 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ.

      Актуальность  исследования в целом обусловлена существенными изменениями общей социокультурной ситуации современного российского общества: кризис идеалов, снижение уровня развития молодежи, обострение потребности общества в социально активной личности, способной к коррекции ценностных ориентаций на основе понимания жизни и профессиональной деятельности.

      Субъекты  и объекты образования справедливо считают, что эффективность (качество) образовательной деятельности зависит от объективности разработки, принятия, выполнения и контроля всех участников процесса на всех его этапах. Важным, таким образом, становится управленческий аспект проблемы. Но при этом нельзя не учитывать то, что социально-экономическая и культурно-образовательная ситуация в России определяется сложностью и непредсказуемостью экономических и социальных реформ, которые зачастую методологически не обоснованы, технологически не определены. Для тех, кто их организует и проводит (менеджеры в области образования, например), характерны непрофессионализм, некомпетентность, незнание законов развития. Поэтому сегодня для России важно целенаправленно обеспечить развитие  способности будущих специалистов разбираться и активно действовать в окружающем мире. Таким образом, мы констатируем наличие противоречия между потребностью общества в повышении эффективности и качества профессиональной деятельности специалистов и замедленными темпами перестройки системы подготовки кадров, в том числе и педагогических кадров, что, безусловно, актуально.

      Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.

      Цель  исследования предполагает решение  следующих задач:

      1) оценить состояние исследуемой  проблемы на основе анализа  литературы и практики педагогического профессионального образования;

      2) определить методологические и  теоретические основы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;

      3) на основе интегративного подхода  и с учетом требований других  подходов разработать содержание  основных компонентов рефлексивно-дидактической концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;

      4) определить факторы, оказывающие  влияние на состояние и эффективность реализации этого процесса, выявить закономерности и принципы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства.

      Методы  исследования, используемые в ходе курсового исследования:

      - интегративные;

      -деятельностные;

      - личностно-ориентированные; 

      -компетентностные;

      -системные.

      Объект  исследования: процесс профессионального образования будущего учителя технологии и предпринимательства в вузе.

      Предмет исследования: технологии и инструменты профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства профессиональных качеств в процессе профессиональной подготовки в постиндустриальном обществе.

      Гипотеза  исследования основана на анализе научно-методической литературы, по выбранной проблеме исследования и состоит в  предположении, что повышение эффективности развития профессиональных качеств у учителя экономики и предпринимательства в процессе подготовки в системе высшего профессионального образования к росту адаптогенного потенциала выпускника.

      Структура курсовой работы: введение, две главы, каждая из которых включает себя два раздела, заключение, список используемой литературы, приложения.

      Во  введении рассматривается актуальность проблемы исследования; основные противоречия системы образования, связанные  с переходом на постиндустриальную ступень развития общества; сформулированы цель, задачи и методы решения поставленной проблемы; определены объект и предмет исследования; выведена рабочая гипотеза.

      В первой главе «Изменение социального фона развития воспитания детей в России на рубеже ХХ-ХХI веков» описывается характеристика постиндустриального общества и связанные с этим переходом изменения в системе образования, рассматриваются государственные образовательные стандарты и переход к стандартам третьего поколения.

      Во  второй главе «Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных странах» рассмотрена сущность социально-профессиональной адаптации учителей, роль образовательной среды на всех этапах становления специалиста, выявлены показатели и критерии адаптированности педагога.

      В заключении представлены основные выводы и рекомендации по трансформации института образования, в контексте модернизационных изменений. 

      Список  используемых источников, которые были использованы для написания данной курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА I. Изменения социального фона развития воспитания детей в России на рубеже XX-XXI веков.

      1.1. Характеристика постиндустриального общества.

      Воспитание  как социальное явление, как государственно-общественная система влияния на людей разного  возраста обусловливается действием различного рода и направленности закономерностей своего развития, которые определяют практически все его компоненты: социальный заказ, совокупность ценностей, цели, содержание, направления, формы и методы, стиль, систему подготовки педагогических кадров и др.

      В научно-педагогической литературе выделено несколько групп закономерностей, базовыми из которых являются зависимости воспитания от господствующих в обществе философских идей, лежащих в основе воспитательной практики; от типа и уровня развития общественно-экономической формации, производства и сферы услуг; от уровня развития общей и педагогической науки и практики; от системы подготовки кадров и степени ее эффективности. Существуют закономерности и собственно-педагогические.

      В своей совокупности эти и ряд других закономерностей обусловлены типом общественно-экономической формации, которая в свою очередь формирует содержание современной эпохи.

      Известно, что историческая эпоха - сравнительно длительный и качественно своеобразный период истории, выделяемый на основе определенной суммы объективных признаков. С марксистской точки зрения эпоха характеризуется спецификой ведущего класса, определяющего содержание этой эпохи1. Для этого типа эпохи было характерным выделение ведущей роли рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Иными словами ведущим противоречием советской эпохи, в соответствии с философией и идеологией марксизма-ленинизма, было противоречие между трудом и капиталом.

      Экономическим содержанием советской эпохи  являлось развитие индустриального общества, характеризующегося созданием машинной индустрии на базе новой техники и технологии. С политической точки зрения индустриальное общество характеризуется зарождением и становлением элементов демократического управления в государствах иной формы правления, а с точки зрения жизни населения - урбанизацией и стандартизацией, началом разложения сельской общины и изменения роли, функций и статуса села2.

      В этих условиях воспитание рассматривалось  как главное дело всех и каждого  человека («всем миром»); обладало практически неограниченным финансированием. В общественной практике утвердилось понимание воспитания как управления личностью, выразившееся в категории «воздействие», которое носило в определенном смысле авторитарный характер при наличии отдельных демократических проявлений (стили воздействий).

      Однако  в силу объективных причин произошла  историческая смена эпох: в постсоветскую  эпоху на смену индустриальному обществу пришло постиндустриальное. Тем самым подтверждается один из законов глобализма - о единстве цивилизационного пути современных развитых и развивающихся обществ3.

      С точки зрения общественного развития постиндустриальное общество характеризуется  переориентацией экономики от товаропроизводства к сервису, т.е. к производству услуг, при доминировании наукоемких отраслей промышленности. Развитие промышленности и сельского хозяйства перестает быть целью развития государства, и превращается в средство устойчивого развития страны. Эти процессы сопровождаются массовым проникновением технологий во все сектора социальной жизни (педагогические технологии, технологии воспитания, технологии личностного развития и т.д.)

      В постиндустриальном обществе осуществляется резкая смена приоритетов в социальной структуре общества: классовая дифференциация заменяется дифференциацией профессиональной. Если главным противоречием индустриальной эпохи было противоречием между трудом и капиталом, то главным противоречием постиндустриальной эпохи является противоречие между профессионализмом и дилетантством, некомпетентностью людей. Новое противоречие актуализирует компетентностный подход в образовании и воспитании человека, повышает спрос на профессионализм личности, обусловливает непрерывную профессионализацию подготовки человека, ориентирует школьных педагогов на раннюю профессионализацию детей или, в крайнем случае, на их профессиональную ориентацию как одно из средств подготовки школьника к реальной жизни4.

      Ведущим социальным институтом такого общества становится образовательное учреждение и, в первую очередь, университет. Происходит переструктурирование институциональной организации общества: выдвижение на первый план феномена «знания» и, соответственно, его носителя и генератора - университета. Заводы и колхозы уходят вместе с эпохой индустриализма из целей в средство развития страны, а университет, становится ведущим, центральным звеном новой институциональной структуры. Эти процессы сопровождаются ростом престижности знания, что выводит на одно из ведущих мест ценности образования как единства обучения и воспитания, ценности развития личности.

      Происходит  реорганизация культурной сферы  общества, внешним проявлением которой является компьютеризация жизни, а внешним - формирование своего рода индустрии генерирования знания. Широкое распространение получают новые информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие доступ к различным ценностям культуры. Культурологический подход в воспитании становится преобладающим, при этом воспитание начинает рассматриваться как процесс формирования человека культуры, а сам человек становится абсолютной ценностью нового общества, которое ориентировано на его ценностные ориентации, на его развитие и предоставление ему возможностей самореализации. Такое положение дел обусловило возникновение, упрочение и актуализацию личностно-ориентированного подхода к воспитанию5.

      В политической сфере утверждается демократическая  форма правления с вынужденной необходимостью процессов наведения порядка. С точки зрения образа жизни человека нарастают и углубляются процессы урбанизации, внутренней и внешней миграции в ситуации богатого выбора. Происходит дальнейшая трансформация и нарастают необычные для предыдущей эпохи изменения семьи.

Информация о работе Профессиональное самоопределение школьников в России и постиндустриальных странах