Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) оценить состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы и практики педагогического профессионального образования;
2) определить методологические и теоретические основы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
3) на основе интегративного подхода и с учетом требований других подходов разработать содержание основных компонентов рефлексивно-дидактической концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
4) определить факторы, оказывающие влияние на состояние и эффективность реализации этого процесса, выявить закономерности и принципы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания де-тей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6
1.1. Характеристика постиндустриального общества. ………….6
1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов ..…………………………………………...…………………..…… 18
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных
странах. ………………………………………………………………………….27
2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства в постиндустриальном общест-ве……………………………………………………………………………..…. 27
2.2. Профессиональная подготовка учителей технологии и пред-принимательства в постиндустриальных странах. ……………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...54
В целях обобщения полученных результатов и разработки проектов нормативных и методических документов, обеспечивающих формирование ГОС ВПО третьего поколения Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие специалисты среднего профессионального образования, ведущие эксперты в системе образования.
Согласованные решения прошли апробацию на секциях VII-го Съезда ректоров России, на конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций» (Уфа-Москва), на заседаниях Координационных советов УМО, на семинаре в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов.
Итогом исследовательской работы явились проект макета ФГОС ВПО и подходы к формированию проекта перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, которые одобрены Советом Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования, состоявшимся 2 октября 2006 года.
На основе опыта разработки и реализации ГОС ВПО первого и второго поколения и с учетом документов Болонского процесса проект макета ФГОС ВПО предусматривает:
- формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;
-формирование
требований к результатам
-разработку
стандартов без деления их
на федеральный, национально-
-установление
требований к результатам
-введение
научно-исследовательской
-установление трудоемкости (объема учебной работы студента) основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.
На основе проделанной исследовательской и аналитической работы, с учетом международного и отечественного опыта предлагается сохранить цикловую структуру ФГОС ВПО (гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; практики и научно-исследовательская работа) при этом каждый цикл (который в европейском варианте называется модулем) должен иметь базовую и вариативную части.
Проект ФГОС ВПО задает перечень дисциплин только для создания учебников и учебных пособий. Единство образовательного пространства будет обеспечиваться единством требований к уровню подготовки как выпускника вуза (в виде компетенций), так и единством требований к освоению цикла программы студентом.
Требования к выпускникам должны будут формироваться на основе профессиональных стандартов (при их наличии), либо разработчиками образовательных стандартов совместно с объединениями работодателей. Такая же процедура должна будет сопровождать разработку основной образовательной программы вузом.
Формирование ФГОС ВПО на компетентностной основе ставит новые сложные задачи для обеспечения и контроля качества, как в самом вузе, так и при внешних оценках. Этот переход требует формирования новой педагогической культуры.
ФГОС ВПО органически связан с перечнем направлений подготовки и специальностей, задает количество и разнообразие стандартов, которых в настоящее время, как уже упоминалось, в системе высшего профессионального образования более 500. Такое количество стандартов и их зачастую несогласованность или, напротив, дублируемость задает экономическую неэффективность научно-методического и организационного сопровождения образовательного процесса.
При разработке нового проекта примерного перечня направлений подготовки и специальностей учитывались научные разработки Федерального института развития образования и ставились следующие цели:
-учет международной практики классификации образовательных программ, требований международной и национальной образовательной статистики;
-обеспечение
рационального объема
Законопроект о введении уровневой подготовки предусматривает возможность сохранения непрерывной подготовки по перечню специальностей, определяемом Правительством Российской Федерации. Его формирование, по мнению рабочей группы, должно исходить из учета:
-уникальных
требований к подготовке
-имеющейся практики реализации ступенчатой системы подготовки специалистов с 1993 по 2006 год.
В то же время впереди стоят сложнейшие задачи по:
-поэтапному
формированию проектов ФГОС
-созданию методологии экспертизы перед их утверждением;
-совершенствованию системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений;
-разработке
механизмов планирования и
-разработке
Положения о реализации
С
поэтапным введением новых
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных странах.
2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей экономики и предпринимательства в постиндустриальном обществе.
Трудовое обучении пришло к кризисному состоянию как закономерное следствие возникновения постиндустриального (внеэкономического, информационного, технотронного) общества, как следствие столь же закономерного кризиса индустриального общества. Причинами кризиса являются изменившиеся приоритеты и потребности людей, свойства среды жизнедеятельности и меняющаяся система отношений общества к преобразовательной деятельности.
Глубокая специализация, кибернетизация, информатизация сделали значимым не прямое физическое участие человека в преобразовании природы, а его интеллектуальный и инновационный труд18.
Попытка модернизации трудового обучения в соответствии с изменившейся реальностью предпринята в развитых странах и в России в форме учебного предмета «Технология». Инициатором и активным проводником идей трансформации процесса подготовки учащихся к жизни и деятельности в изменившейся, быстро развивающейся технологической среде был В. Д. Симоненко. Его подвижническая позиция в науке и педагогической практике стала катализатором бурного роста новых педагогических идей в области технологического образования учащихся и подготовки будущих учителей технологии. Такие новые компоненты технологического образования, как метод проектов, технологическая культура, предпринимательство, декоративно-прикладное творчество и дизайн, информационные технологии, введение в образовательную область «Технология» (ООТ), а также ориентация учащихся на преобразовательную деятельность не только на производстве, но и в сфере услуг и быта, способствовали существенному изменению системы подготовки учащихся к деятельности в реальном жизненном пространстве.
В
то же время прошедшие 15 лет показали
не только то позитивное в ООТ, что
прижилось и эволюционно
Постиндустриальная реальность формируется внутри унаследованной от индустриального общества среды жизнедеятельности, которая построена на принципах утилитаризма и технократизма. Эта среда, превратившаяся в глобальную систему, обеспечивает не только комфорт, удобства и защищенность человека от неблагоприятного влияния природных процессов, но также и сама создает проблемы и угрозы человеческого существования.
Человек в современном мире обладает большей возможностью реализации самого себя и одновременно является заложником техногенной среды, ее «обслуживающим персоналом».
Технологическое
образование как тип
Технологическое образование – его цель, содержание и процесс - целесообразно строить с учетом принципов: единства технологий и культуры; инновационности; концептуальности; упреждения по времени; неопределенности знания; экосистемности; направленности на устранение проблем, которые служат, с одной стороны, потребности человека и общества в постиндустриальной действительности, а с другой – динамику и неустойчивость культуры и среды жизнедеятельности. 20
Эти принципы предустанавливают такое построение учебного материала и образовательного процесса, которые: а) показывают учащимся зависимость преобразовательной деятельности от культурных ценностей, норм, традиций и в то же время показывают зависимость возникающих изменений в реальности; б) показывают, что развитие общества возможно только на основе инновационных способов деятельности и развивают творческие способности учащихся; в) учитывают взаимность локальных преобразовательных систем и техногенной среды в целом, обладающей сверхсуммарным, синергетическим свойством; г) ориентируют учащихся на построение и достижение будущей (преобразовательной) действительности, которая сегодня зачастую противоречива и не оптимальна; д) показывают, что любое знание, и тем более технологическое, является вариативным и альтернативным, а результаты преобразовательной деятельности общества отражают один состоявшийся вариант из множества возможных; е) формируют представление учащихся о необходимости устойчивого, сбалансированного технологического развития, учитывающего «интересы» природы, общества и человека (паритетное соразвитие); ж) способствуют воспитанию у учащихся привычки и решительности к преодолению возникающих проблем на пути достижения выбранной цели.
Ежегодно тысячи выпускников педагогических вузов, получив дипломы, приступают к самостоятельной трудовой деятельности. При этом, согласно статистике, только менее половины (по некоторым данным — 10-12 %) из них идут работать по специальности. Но даже из этой части очень многие учителя, проработав в школе 1-2 года, увольняются и находят себя в других сферах деятельности. Анализ контингента учителей в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации показывает отсутствие прироста учителей со стажем до пяти лет (всего 16,4% от общего числа учителей), в то время как учителей со стажем более двадцати лет — 33,6% от общего числа. Можно говорить о наметившейся тенденции «старения» учительских кадров общеобразовательных школ21.