Профессиональное самоопределение школьников в России и постиндустриальных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) оценить состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы и практики педагогического профессионального образования;
2) определить методологические и теоретические основы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
3) на основе интегративного подхода и с учетом требований других подходов разработать содержание основных компонентов рефлексивно-дидактической концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
4) определить факторы, оказывающие влияние на состояние и эффективность реализации этого процесса, выявить закономерности и принципы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания де-тей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6
1.1. Характеристика постиндустриального общества. ………….6
1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов ..…………………………………………...…………………..…… 18
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных
странах. ………………………………………………………………………….27
2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства в постиндустриальном общест-ве……………………………………………………………………………..…. 27
2.2. Профессиональная подготовка учителей технологии и пред-принимательства в постиндустриальных странах. ……………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...54

Работа состоит из  1 файл

Вообще готовый.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

      2.2. Профессиональная  подготовка учителей  экономики и предпринимательства в постиндустриальных странах.

      На  протяжении последних десятилетий  в Швеции был проведен ряд реформ общеобразовательной школы. Основными предпосылками реформирования школьного образования являются политические и социально-экономические процессы, происходящие в стране. С приходом к власти консерваторов акценты в школьной политике переносятся на раскрытие «внутренних резервов» учащегося, его ответственность за «самодвижение», школьную и профессиональную карьеру. В этой связи термин «воспитание»  в официальных документах уступает место термину «развитие».

      За  последние несколько лет в  Швеции на парламентском и правительственном уровнях принят ряд постановлений, существенно улучшающих систему управления школой.

      Другой  важной предпосылкой проведения реформы  школы является социально-экономическая  ситуация в стране. В 1960-х и в  начале 1970-х гг30. Возникла острая конкуренция за рабочие места между местным населением и иммигрантами. Среди молодежи, которая не нашла место на рынке труда, образовались маргинальные группы, в которых высок уровень преступности. Образовались «группы риска», к которым относятся, в частности, дети из бедных семей, причем не только иммигрантских, но и шведских. По минимальным стандартам, чтобы ребенок мог учиться в общеобразовательной школе, родителям необходимо иметь работу и жить на одном месте. Частые переезды мешают учащимся освоить программу начальной школы, и это затрудняет их поступление в среднюю школу старшей ступени. Такая ситуация способствует тому, что в дальнейшем они могут пополнить армию безработных.

      Среди иммигрантов, которые не могут наладить долговременные контакты внутри шведского общества, появляются объединения национальных меньшинств, которые еще больше изолируют себя от общественной жизни. Несомненно, что такого рода проблемы отражаются на образовании их детей.

      Учитывая  наличие этих групп риска, Министерство образования Швеции разработало новую стратегию обучения и воспитания таких учащихся, которая включала ряд инновационных программ по следующим направлениям: соблюдение демократических ценностей общества; развитие индивидуальности учащихся; противодействие хулиганству и экстремизму; развитие толерантности; просвещение в области семьи и брака; подготовка к труду и выбору профессии.

      Существенной  предпосылкой реформирования школы  является также вступление Швеции в  Европейский союз. В объединенной Европе реформы образования имеют  много аспектов. Они предусматривают структурную перестройку системы образования, обновление всех ее звеньев – от детских садов до университетов, модернизацию содержания и методов учебной и воспитательной работы, установление новых форм связи между образованием и миром труда.

      Участвуя в социальных и экономических процессах Европы, Швеция одной из первых приступила к реформированию своей системы образования. В 1962 г. все политические партии Шведского парламента поддержали решение о создании единой девятилетней общеобразовательной школы, что устраняло прежнюю систему, которая включала многочисленные параллельные формы школьного образования. Базовой идеологией служило то, что все дети и молодые люди имеют право посещать единую школу на всех уровнях: подготовительный школьный класс; общеобразовательная средняя школа; дополнительный общеобразовательный уровень, где они могут выбрать академическое или профессиональное направление. Таким образом была создана «школа для всех»31.

      Первый  уровень – подготовительный школьный класс. Это один день подготовки детей к школе, начиная с 6 лет. Родители могут выбирать будет их ребенок посещать подготовительный класс или нет. Как показывает статистика, большинство детей учится в подготовительном классе. Обучение навыкам письма и чтения осуществляется, преимущественно, в игровых ситуациях. Сохраняется общий режим детского сада, на обучение отводится не более трех часов в день. Обучение 6-летних детей предполагает уроки не более 35 минут, в перерывах между занятиями физкультурные разминки, игры и прогулки, дневной сон, отсутствие домашних заданий. В расписание включены также физкультура, музыка, ритмика, изобразительное искусство, труд, экскурсии, медицинский контроль за состоянием здоровья.

      В основной девятилетней школе учатся дети с 7 до 16 лет. Посещение школы строго обязательно и муниципальное начальство требует гарантий от родителей и учителей в том, что все дети соответствующего возраста посещают школу. Если в начальных классах учебная нагрузка составляет 20-24 часа в неделю, то с 4 по 6 класс учебная нагрузка возрастает до 34-35 часов в неделю.

      Начиная с первых дней пребывания в школе  учитель обязан формировать у младших подростков чувство доверия к себе, инициативу, способность к сотрудничеству, активное отношение к учебному процессу, созидательность и способность принимать решения32. Примечательно, что учителя и учащиеся вместе планируют учебную работу и берут на себя ответственность за достижение успехов в учебе как на ближайшую, так и на дальнейшую перспективу.

      В 7-9 класса начинается специализация в обучении. Она осуществляется за счет предметов по выбору и альтернативных курсов математики и иностранных языков.  Директор создает учебные группы и приглашает на работу соответствующих специалистов. Если курс по выбору имеет преимущественно прикладную направленность, то занятия могут проходить прямо на предприятиях или в соответствующих фирмах.

      Уровень подготовки выпускников обязательной десятилетней школы, как отмечают шведские педагоги, неоднороден. Это объясняется тем, что на протяжении всех лет обучения отметки учащимся не выставляются. В такой ситуации родителям трудно судить об успехах своего ребенка и качестве усвоения им дисциплин по выбору, хотя от качества этих дисциплин зависит выбор направления обучения на следующем уровне – дополнительном общеобразовательном и получении соответствующей профессии33.

      После окончания девятилетней школы, учащиеся обычно поступали в гимназии или  профессиональные колледжи и средние  технические учебные заведения. В 1972 г. академически ориентированные  гимназии и профессиональные колледжи были объединены в единую систему школьного дополнительного образования.

      Семнадцать  направлений профильного обучения предлагают учащимся достаточно большой выбор для подготовки к профессиональной деятельности, а после окончания школы позволяют работать по профессии или продолжить образование в высших учебных заведениях. Четверть учебного времени профессионально-ориентированного обучения отводится на производственную практику.

      Частный бизнес принимает активное участие  в профессиональной подготовке учащихся старшей школы. Деловой мир, заинтересованный в пополнении своего персонала энергичной, профессионально подготовленной молодежью, с готовностью откликается на призыв школы к сотрудничеству. Существуют даже варианты собственных программ предприятий с учетом современных профессиональных умений, необходимых для производства той или иной продукции. Шведские специалисты считают, что суть подготовки квалифицированного специалиста состоит в том, чтобы вооружить его прежде всего принципами современного бизнеса и технологии. Это в дальнейшем позволит выпускникам находить себе применение в различных сферах и на различных рабочих местах.

      Изменение структуры школьного образования  вызвало необходимость совершенствования  учебных планов школы. В плане  сформулированы цели, задачи, перспективы развития школы, содержание учебной работы. План, чаще всего, составляется на 3 года на основе тщательного изучения возможностей школы, запросов родителей в отношении перспектив общего и специального образования, учитываются также и возможность трудоустройства выпускников.

      Ежегодные социологические опросы выпускников  школы показали, что проблема выбора профессии является для них «ахиллесовой пятой» . Для совершенствования деятельности школы в этом направлении в 2000 году была подготовлена программа «Куда шагать по жизненной лестнице». Основная цель занятий – помочь учащемуся определить ключевые направления своего саморазвития и самосовершенствования для достижения успеха  той или иной сфере профессиональной деятельности. Содержание образовательной программы по профориентации содержит следующие направления34:

      -изучение личности учащихся, т. е. интересов, склонностей и способностей, влияющих на формирование профессиональных намерений;

      -ознакомление школьников с различными видами труда и профессиями, которое осуществляется в процессе бесед, экскурсий, встреч с представителями профессий;

      -организация практической деятельности учащихся по профессии, что позволяет развить такие профессионально важные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, умение доводить начатое до конца, целеустремленность;

      -индивидуальная консультационная работа с учащимися, направленная на уточнение и корректировку персонального выбора35.

      Такая система профессиональной ориентации позволяет педагогу своевременно активизировать процесс профессионального самоопределения учащихся. Приобретая необходимые знания и умения, они должны самостоятельно принять решение о выборе профессии. К окончанию школы им также необходимо иметь представление о возможностях, которые предоставляет рынок труда, и перспективах профессионального роста в избираемой профессии. Накопленный опыт позволит выпускнику самостоятельно «выстраивать» свою профессиональную карьеру с учетом требований рынка труда.

      В Великобритании36 также происходит реформирование системы образования, вызванное изменениями в социально-культурном развитии страны и рынка труда. Профессии быстро устаревают, а требования к квалификации работников постоянно растут. В такой ситуации человеку необходимо постоянно профессионально расти, совершенствовать свои умения и навыки и осваивать новые. Задача сегодняшнего дня – помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить оценивать себя в контексте рынка труда.

      Опыт  работы по созданию службы профориентации и рационального использования трудовых ресурсов в Великобритании накапливался с начала ХХ в., когда проблема профессиональной ориентации  молодежи в стране стала очень актуальна. Экономические потери, связанные с неудовлетворительным формированием и использованием трудовых ресурсов, были значительными и вызывали постоянную социальную напряженность среди молодежи, так как она в первую очередь страдала от безработицы и нищеты.

      Службы  профориентации в школе оказывали  услуги учащимся до 16 лет, а бюро по трудоустройству молодежи при биржах труда оказывали помощь в выборе профессии молодым людям начиная с 19 лет. В этой связи большинство администраторов школы взяли на себя организацию профориентационных «переходных» услуг, т. е. дополнительно к школьному периоду охватывался еще период окончания школы до реального трудоустройства выпускника.

      Такая двойственность сохранялась довольно долго. Лишь в 60-х гг. была сделана попытка по объединению школьной службы профориентации со службами занятости для взрослых. Однако большинство педагогов и специалистов в области профориентации высказались против объединения. Это позволило сохранить отдельную службу профориентации для школьников. В 1973 г. вышел специальный закон о службах профориентации для учащихся. В нем указывалось, что профориентационная работа должна проводиться не только в каждой школе, но и в колледжах и в вузах, где также стали создавать службы профориентации.

      В 70-х гг. сформировался новый концептуальный подход, который рассматривал профориентационную помощь как развивающийся процесс. Большое внимание стали уделять собственной деятельности учащегося в профессиональном развитии на всех этапах школьного обучения37. С этой целью в учебный процесс были введены так называемые переходные программы с комбинированными вариантами профориентационных мероприятий и профподготовки.

      В этой связи основные концептуальные позиции в области профориентации были пересмотрены. Акцент был сделан на образовательную ориентацию, т. е. выбор продолжения образования как выбор карьеры. В учебные планы были включены курсы по развитию личностных качеств учащихся, расширению их кругозора в мире труда, развитию трудовых умений по конкретным профессиям. С этой целью профсоветники проводили следующую работу:

      -организовывали  занятия по профессиональному просвещению учащихся включая беседы о профессиях, экскурсии, подготовку рефератов по профессиям учащимися;

      -проводили  обследование учащихся по выявлению  преобладающих интересов и склонностей;

      -развивали  коммуникативные умения в процессе  тренинговых занятий;

      -оказывали  содействие в трудоустройстве   учащихся или участии их в  какой-либо программе предварительной  профориентационной подготовки;

Информация о работе Профессиональное самоопределение школьников в России и постиндустриальных странах