Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:30, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) оценить состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы и практики педагогического профессионального образования;
2) определить методологические и теоретические основы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
3) на основе интегративного подхода и с учетом требований других подходов разработать содержание основных компонентов рефлексивно-дидактической концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
4) определить факторы, оказывающие влияние на состояние и эффективность реализации этого процесса, выявить закономерности и принципы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания де-тей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6
1.1. Характеристика постиндустриального общества. ………….6
1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов ..…………………………………………...…………………..…… 18
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных
странах. ………………………………………………………………………….27
2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства в постиндустриальном общест-ве……………………………………………………………………………..…. 27
2.2. Профессиональная подготовка учителей технологии и пред-принимательства в постиндустриальных странах. ……………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...54
Несмотря на значимость названных и аналогичных им программ и программных документов, сегодня уже стало очевидным, что дальнейшее развитие ситуации невозможно без разработки интегрированной, охватывающей в равной степени все приоритетные направления воспитания, и целостно ее определяющей стратегии развития воспитания в России.
Острота изложенной ситуации в 2001-2004 гг. несколько сглаживалась предпринимаемыми мерами по усилению кадрового потенциала воспитания. В педагогических вузах, университетах начали возрождаться кафедры воспитания, теории и методики воспитательной работы, свернувшие свою деятельность в начале 1990-х годов. Возобновляется преподавание специализированных курсов по теории и методике воспитания, которые до этого были практически выведены из учебных планов, размыты в курсах теории и истории образования, социальной педагогики.
Активизировалась работа по повышению квалификации педагогических кадров в области воспитания, включая руководителей образовательных учреждений, детских общественных организаций, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и других категорий специалистов. Все это способствовало некоторому повышению статуса воспитательной деятельности. Однако проблема заключается в том, что меры такого рода носят поверхностный характер, не позволяют кардинально изменить ситуацию - обеспечить приток молодых кадров в сферу воспитания подрастающего поколения, расширить кадровый состав специалистов, на профессиональном уровне реализующих воспитательную деятельность, стимулировать волонтерское движение в этой области.
Специальное внимание необходимо уделить проблемам развития науки о воспитании. Недостаточность научно-методического обеспечения воспитания выражается не только в крайне ограниченном, не соответствующем объективным потребностям количестве и качестве научных разработок в области воспитания, но и в сохраняющей свою актуальность проблеме доступности научных, методических разработок, распространенности информации для педагогов-практиков13.
Таким
образом, результаты исследования изменений
социального фона воспитания детей в России
на рубеже XX-XXI веков показывают его противоречивость,
неустойчивость, отсутствие четко определенных
ориентиров перспективного развития.
Такие характеристики этого фона настоятельно
требуют определенности в общей стратегии
и механизмах управления воспитанием.
1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов.
Законодательные инициативы Минобрнауки России и развитие стандартизации в высшем образовании14
В 2006 году Министерство развернуло работу по подготовке законопроекта, устанавливающего, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, понятие «федеральный государственный образовательный стандарт» (далее - ФГОС).
Необходимо отметить, что, несмотря на 14-летний период существования государственных образовательных стандартов в Российской Федерации, их нет в том качестве, который установлен Законом Российской Федерации «Об образовании»: нет единого документа, устанавливающего федеральный и национально-региональный (вузовский) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Разрабатываемым законопроектом ФГОС не делится на компоненты, а устанавливает необходимые свободы образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов.
Проект
нового стандарта высшего
Международные тенденции в высшем образовании и их влияние на проект макета ФГОС15
Введение уровневой структуры ( при этом имеется в виду, что присвоение степени PhD также относится к высшему профессиональному образованию) в странах ЕС характеризуется следующими данными:
82% вузов используют данную структуру (более 1000 вузов присуждают степень PhD);
47% вузов ввели общеевропейское приложение к диплому Diploma Supplement.
При
этом большая часть вузов
В целом к 2005 году структура, основанная на двух уровнях –бакалавриат и магистратура установлена во всех странах-участницах Болонского процесса за исключением Испании, Венгрии, Португалии, Швеции, Румынии. Переход на уровневое образование в указанных странах запланирован к 2007 – 2008 году.
Сравнительный анализ особенностей и тенденций развития образовательных систем различных стран позволил выделить две основные модели, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования образовательных программ и их классификации: либеральная и административная.
Либеральная модель характерна для стран с рыночной экономикой, приверженных демократическим ценностям, с устоявшимися традициями уважения автономии университетов и академических свобод.
Модель административного типа характерна для стран, имевших в недавнем прошлом плановую экономику с жестким государственным регулированием и командно-административным управлением.
Система классификации образовательных программ в либеральной модели является элементом национальной образовательной статистики, разрабатывается национальными органами статистического учета и для удобства международных сравнений строится как сопоставимая с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97).
Большинству европейских стран единство качества и гарантии студенческой мобильности видятся важнейшими условиями обеспечения доступа к качественным образовательным услугам. Сопоставимость учебных планов, предметных программ и учебных материалов в современном высшем образовании ведет к формам, выходящим за рамки простого согласования, в ходе Болонского процесса вырабатывается понимание стандартизации как процесса постоянного сближения критериев и требований:
- к результату процесса обучения, т.е. к компетенциям выпускника;
- к системам управления качеством;
- контроля качества.
Не говоря сегодня подробно о системах оценивая результатов обучения, поскольку данный вопрос является отдельной большой проблемой, заслуживающей внимания коллегии Министерства, необходимо отметить, что макет ФГОС предполагает не стандартизацию дидактики обучения, а, прежде всего, его результатов-компетенций и согласование их с общеевропейскими подходами, разработанными в ходе реализации проекта «TUNING» направленного на взаимную «настройку» Европейских систем высшего образования, к которым в последние годы присоединилась Россия.
В
макете ФГОС предусматривается также
переход расчета учебной
Развитие высшего образования и работодатели
Общеизвестно, что с середины 2004 года Минобрнауки России направляет свои усилия на активизацию взаимодействия профессионального образования с работодателями, на поиск взаимопонятного и конструктивного языка в целях повышения качества образования:
- стали традиционными «круглые столы» по обсуждению острых проблем развития высшего профессионального образования;
- совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей развернуты работы по формированию общероссийской системы квалификаций – важнейшему компоненту для разработки профессиональных стандартов.
По мнению Министерства и Российского союза промышленников и предпринимателей и других объединений работодателей, профессиональные стандарты должны представлять собой качественный запрос работодателей на подготовку кадров и содействовать в обеспечении их специалистами - выпускниками профессиональных образовательных учреждений, которые должны иметь необходимые компетенции для выполнения ими профессиональной деятельности. Они включили разработку профессиональных стандартов в приоритетные направления своей деятельности.
В
целях обеспечения связи
- внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда…) и прошло его первое чтение;
- разработаны и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2005 г. № 36 Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в их разработке работодателей;
- приказом Минобрнауки России от 30 декабря 2004 г. № 152 создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей;
-
издано письмо Минобрнауки России от 12
ноября 2004 г.
№ АС-827/03, предусматривающее механизм
внесения изменений в действующие государственные
образовательные стандарты профессионального
образования с учетом требований
работодателей;
- в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования вводятся представители работодателей;
- развивается сотрудничество государственно-общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей;
- в рамках ФЦПРО в 2006 году выполнен ряд проектов совместно работодателями и академическим сообществом в области стандартизации образования в которых сделаны серьезные шаги по совместной разработке проектов профессиональных и образовательных стандартов.
Организация разработки нового поколения ФГОС с учетом перехода на уровневое высшее профессиональное образование16
Разработка подходов по формированию нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы.
Подходы к проектированию проекта макета ФГОС ВПО, проектов примерного перечня направлений подготовки высшего профессионального образования, перечня специальностей, которые предполагается реализовать по моноуровневой системе, разрабатывались в 2005-2006 годах в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования и Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».
В проектах реализованных в рамках аналитической программы разрабатывались проблемы определения специфики разработки образовательных стандартов в разрезе конкретных образовательных областей, например, естественных наук, искусства и культуры, техники и технологии, образования, сельского хозяйства и т.д., а в проектах ФЦПРО решались комплексные проблемы создания проекта макета стандарта, примерного перечня направлений подготовки высшего профессионального образования, методик формирования компетенций и на их основе - образовательных программ вузов.