Профессиональное самоопределение школьников в России и постиндустриальных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) оценить состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы и практики педагогического профессионального образования;
2) определить методологические и теоретические основы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
3) на основе интегративного подхода и с учетом требований других подходов разработать содержание основных компонентов рефлексивно-дидактической концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
4) определить факторы, оказывающие влияние на состояние и эффективность реализации этого процесса, выявить закономерности и принципы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания де-тей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6
1.1. Характеристика постиндустриального общества. ………….6
1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов ..…………………………………………...…………………..…… 18
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных
странах. ………………………………………………………………………….27
2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства в постиндустриальном общест-ве……………………………………………………………………………..…. 27
2.2. Профессиональная подготовка учителей технологии и пред-принимательства в постиндустриальных странах. ……………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...54

Работа состоит из  1 файл

Вообще готовый.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

      -проводили  интеллектуальные занятия по  уточнению интеллектуальных планов учащихся;

      -выявляли  позицию родителей в вопросе о дальнейшем профессиональном пути их ребенка;

      -способствовали  принятию учащимися самостоятельных  решений о выборе дальнейшего  профессионального пути.

      Обучение  в школе длиться 12 лет, и на каждом возрастном этапе должны работать профсоветники.

      В пять лет ребенок поступает в  начальную школу и учиться  в ней до 11 лет. Затем он переходит  в среднюю школу (11-18 лет). Средняя  школа имеет несколько типов (направлений  обучения): грамматический, современный, технический, объединенный. Эти учебные  заведения существенно отличаются друг от друга по учебным планам, квалификации преподавателей, учебному оборудованию, а также  по тем возможностям социального а профессионального продвижения, которые предоставляет каждая из этих школ.

      Во  всех типах школ в 16 лет учащиеся сдают экзамены для получения сертификата об общем среднем образовании (GCSE). После получения сертификата учащиеся могут покинуть школу и начать трудовую жизнь. Если они остаются в школе, то после двухлетнего обучения сдают экзамены и получают другой сертификат – А, который позволяет продолжать образование в высших учебных заведениях.

      В средней школе, кроме личностного  развития учащихся, все большее значение придается приобретению ими практического  навыка по какой-либо профессии. Акцент делается на активных формах и методах. С этой целью в учебный процесс введены различные имитационные программы, а также трудовая практика во внеклассной работе.

      Особо следует отметить создание в английских школах мини предприятий. Это начинание одобрило правительство, и с 1986 г. была поставлена задача – создать хотя бы одно мини-предприятие при каждой школе. Учащиеся активно участвуют в создании таких предприятий. Они представляют виды продукции (или услуг); проводят маркетинг; осуществляют продажу продукции или услуг38. Это помогает школьникам развить свои интересы и склонности; приобрести навыки в малом бизнесе; научиться полагать на себя и проявлять инициативу и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях.

      Практика  профориентационной работы опирается на теоретические разработки британских ученых в данной области. Одна из известных концепций разработана Г. Еганом. Он выделяет три стадии профконсультационного процесса: 1) выявление и определение проблемы; 2) выработка целей и планирование действий; 3) помощь в разработке и выработке стратегии действий. В концепции К. Роджера, который является сторонником личностного развития учащихся и учета их индивидуальных качеств в профориентационной работе, подчеркиваются важность собственного опыта личности в трудовой деятельности, ее самооценка и направленность интересов. Д. Баретт и Д. Вильямс в своих теоретических разработках подчеркивают важность определения психологических особенностей личности, которые необходимо учитывать при выборе профессии.

      Большое внимание во время подготовки уделяется процессу консультирования. При этом может потребоваться обследование, т. е. выявление интересов, способностей, социальных установок. Индивидуальным консультациям всегда отдавалось предпочтение, однако растет внимание к групповым методам работы, особенно со взрослыми. Для большинства взрослых, как показывают исследования британских специалистов, характерна тенденция поисков возможностей образования, профподготовки и занятости в районах, близких к месту жительства. Следовательно, профсоветники должны владеть информацией, отражающей потребности в рабочих местах конкретного региона. Приведенные особенности работы профсоветников, которые могут работать в школах, колледжах, университетах и агентствах по трудоустройству, требуют разносторонней подготовки. Содержание подготовки обычно включает39:

      -общие  основы психологии, социологии, экономики,  характеристику системы образования;

      -теорию  информации, психологию консультирования, теоретические концепции профориентации;

      -методы  диагностики личностных особенностей, методику проведения индивидуальных и групповых консультаций, методы обработки экспериментальных данных;

      -практические  занятия: проведение индивидуальных  и групповых консультаций под руководством наставника, работа в агентствах по трудоустройству, проведение ролевых игр и тренингов, работа с различными документами.

      В своей деятельности  профсоветники  стремятся быть независимыми от органов  образования и от предпринимателей, иначе они могут потерять доверие. Чтобы служба профориентации приобрела черты «нейтральности», британские специалисты считают, что необходимость внедрять в традиционную модель профориентации новые направления работы:

      - включение в учебный процесс  профориентационных программ, способствующих профессиональному развитию учащихся и принятию ими осознанных решений при выборе профессии;

      -использовать  активные методы обучения –  ролевые и деловые игры, тренинги;

      -значительно  увеличить долю групповых методов  работы;

      -оказывать  поддержку неформальным организациям, в том числе средствам массовой информации в профориентационной работе;

      -внедрять  в практику работы по профессиональной  информации компьютерные базы данных;

      -совершенствовать  подготовку профсоветников, которые  выполняют посреднические функции  и помогают приобретать необходимые знания и умения для самостоятельного построения своей профессиональной карьеры.

      Профессиональная  ориентация в сфере трудовой подготовки понимается как одно из направлений образовательной подготовки. Профориентация начинается на ранних этапах школьного обучения и продолжается в течение всего периода обучения ребенка в школе, а затем проводиться в «переходный» период и далее сопровождается трудовой путь взрослого человека.

      Активизация позиции личности в выборе профессионального  пути предполагает практическую деятельность по развитию профессионально важных качеств. Это требует серьезного методического обеспечения в виде различных программ, позволяющих удовлетворить разнообразные запросы личности по данному вопросу. Совершенствование методического обеспечения предполагает, прежде всего, разработку компьютерных и аудиовизуальных  систем профессиональной информации, разработку методов работы со средствами массовой информации, выпуск специальной печатной продукции, привлечение предпринимателей для обеспечения стабильной занятости молодежи40.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Таким образом, говоря о системе управления образованием, можно сделать следующие выводы:

      -Современная система образования Российской Федерации испытывает кризис и уже не может регулироваться прежними методами управления, которые морально и технологически устарели и показали свою неэффективность в решении проблем современного образования. Процессы формирования и развития новой образовательной системы активизируются во многих странах мира. Россия не должна отставать от передовых государств, успешно осуществляющих у себя модернизацию образования.

      -Развитие новых методов управления образованием, новых образовательных технологий и новых организационных структур в сфере образования служит той основой, на которой возможно преодоление кризиса образования и создание новой образовательной системы — глобальной системы открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

      -Модернизация образовательной системы должна проводиться комплексно и системно. Необходимо четко сформулировать цели предполагаемой модернизации. Необходимо осознавать, что процесс формирования новой образовательной системы принципиально зависит от характера управления образованием, от конкретных управленческих методов в сфере образования.

      -Особенности управления системой современного образования выражаются в необходимости: решения проблем образования на уровне не только образовательной системы, но и общегосударственной политики, а также на международном, глобальном уровнях; реализации принципа системности в управлении образованием на всех уровнях; пересмотра роли и функций государства в финансировании и организации образования.

      -Проблема выбора информационных технологий для эффективного применения в образовании — не технологическая, а управленческая проблема современного образования, поскольку ее решение предполагает регулирование связей между всеми подсистемами и элементами образовательной системы.

      Подписание  Болонского соглашения сыграло немаловажную роль в развитии системы высшего профессионального образования в России. Подтверждая нашу поддержку общим принципам, указанным в Сорбонской декларации, мы принимаем обязательство координировать нашу политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру:  

      - Принятие системы легко понимаемых  и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

      - Принятие системы, основанной, по  существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

      - Внедрение системы кредитов по  типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.

      - Содействие мобильности путем  преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: - учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; - преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

      - Содействие европейскому сотрудничеству  в обеспечении качества образования  с целью разработки сопоставимых  критериев и методологий. Содействие  европейскому сотрудничеству в  обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

      - Содействие необходимым европейским  воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

      Несоответствия системы образования современным условиям, которые диктует постиндустриальное общество, представлены в равнении со странами Швеции и Великобритании (см. приложение 1, таблица 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.

      1)Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования/Пер. с англ. – М.: Academia, 1999

      2) Бурдастых Е.Н. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии. Школа и производство. №1. 2007г

      3)Вульфсон  Б.Л. Образование в странах Запада: актуальные проблемы управления. Мир образования. – 2005.

      4)Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути// Высшее образование в России 2004

      5)Иноземцев В.Л. К теории  постэкономической общественной формации. М 1995

      6)Калина И.И. – Директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ

      7)Марков Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учебное пособие. – 2-е издание. – Новосибирск, 2004.

      8)Овечкин В.П.. Технологическое образование в постиндустриальном обществе. Школа и производство. №5. 2008.

      9)Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стессоусточивости учителей. – 1997. - №1. 

      10)Редлих С.М. Педпгогические основы социально-профессиональной адаптации учителя. – М., 1999г.

      11)Романов Н.С. Рынок труда в условиях информационной экономики //Вестник СГСЭУ, 2007, №2

Информация о работе Профессиональное самоопределение школьников в России и постиндустриальных странах