Профессиональное самоопределение школьников в России и постиндустриальных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:30, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических обоснований эффективности профессионального развития у учителя экономики и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1) оценить состояние исследуемой проблемы на основе анализа литературы и практики педагогического профессионального образования;
2) определить методологические и теоретические основы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
3) на основе интегративного подхода и с учетом требований других подходов разработать содержание основных компонентов рефлексивно-дидактической концепции профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства;
4) определить факторы, оказывающие влияние на состояние и эффективность реализации этого процесса, выявить закономерности и принципы профессионального развития будущего учителя технологии и предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Изменение социального фона развития и воспитания де-тей в России на рубеже ХХ-ХХI веков. ……………………………………..6
1.1. Характеристика постиндустриального общества. ………….6
1.2. Анализ трансформации государственных образовательных стандартов ..…………………………………………...…………………..…… 18
ГЛАВА II. Подготовка к профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства в России и постиндустриальных
странах. ………………………………………………………………………….27
2.1. Социально-профессиональная адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства в постиндустриальном общест-ве……………………………………………………………………………..…. 27
2.2. Профессиональная подготовка учителей технологии и пред-принимательства в постиндустриальных странах. ……………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………..49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….....52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...54

Работа состоит из  1 файл

Вообще готовый.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

      В условиях духовно-ценностного вакуума, заполняемого масскультурой, во взрослую жизнь вступило поколение молодых людей, имеющих эклектическую систему ценностных ориентаций, что характеризует ограниченность их социализации, потерю доверия к предметному и природному миру, деформацию социальных отношений, нарастание растерянности в социальной ориентации личности.

      Обращая внимание на эти особенности, и характеризуя их можно сделать вывод, что впервые за тысячелетия развития общества характеристики и качества, привить которые стремятся ребенку образовательные институты, ориентируясь на философию гуманизма, на религиозные принципы, оказываются ненужными, невостребованными, т.к. мешают действовать эффективно, быть социально успешными в условиях выживаемости.

      Исследования  показывают, что существуют два встречных  потока преодоления этих деформации. С одной стороны, в среде педагогов-исследователей, ученых в области воспитания, нарастает понимание неприемлемости подобного положения дел, что находит свое отражение в значительном числе серьезных теоретико-методологических публикациях критической и позитивно-ориентированной направленности6. С другой стороны, педагогическая практика общеобразовательных учреждений (школа, вуз) также стремиться к поиску новых механизмов воспитательной деятельности, подтверждением чему является высокая активность педагогических кадров на специализированных семинарах и конференциях воспитательного содержания, в нарастании числа научно-методических изданий по различным проблемам воспитания, в возрастании удельного веса диссертационных исследований по проблемам воспитания, в практике концептуального обоснования деятельности различных образовательных учреждений, в формотворчестве воспитательной практики и т.д.

      Таким образом, суть переходного этапа  жизни нашего общества заключается именно в том, что изменилась историческая эпоха развития страны; изменилось само государство; изменилось содержание эпохи по все базовым ее показателям. В соответствии с этими изменениями заметно и активно меняется содержание общественно-экономической формации, составляющей содержание новой эпохи.

      В научно-педагогической литературе достаточно бесспорным стало признание и представление о сути и истоках кризиса, охватившего отечественную систему воспитания в последнее десятилетие прошлого века

      Среди основных аспектов этого кризиса выделяют7:

      -кризис целей, так как в целом утрачено представление об идеальной модели человека, которого общество хотело бы воспитать;

      -кризис мировоззренческий, поскольку в условиях изменения общественно-экономической формации вновь обострились вопросы об отношениях человека и общества, индивидуальной и социальной его жизнедеятельности, смысла жизни;

      -кризис теории, которая, в силу своей имманентной консервативности и объективного отставания от общественных процессов, пока не может объяснить и упорядочить многообразие педагогических фактов и воспитательных концепций, выделить собственно воспитательную деятельность из массы других систем и процессов, показать ее природу и специфические отличия от других видов педагогической деятельности. Иными словами, воспитание остается по-прежнему методологически необоснованным;

      -кризис компетентности воспитателей, которые профессионально не подготовлены к воспитательной деятельности в новых условиях, не имеют соответствующего материально-правового статуса и надежной системы оценки своей деятельности и механизма аттестации .

      Современное понимание целей, задач, содержания, форм и методов воспитательной работы вступили в противоречие с пониманием личности ученика 90-х годов. Ученики попреимуществу оказались впереди учителей с их прежними представлениями о личности ученика и средствами его воспитания в стенах школы. Это понимание современных изменений в учительской среде находится, в основном, только на эмпирическом уровне. Следствием такого рассогласования (незнание и непонимание того, что происходит в среде юных граждан, составляющих почти треть населения страны) обрекает на неудачу любые попытки повлиять на формирование личности школьника, на все социальные процессы. Налицо кризис воспитательной практики и теории воспитания8.

      Социально-стабильные группы населения при этом как  бы выпадали из социальной политики патернализма, находясь, тем не менее, под воздействием механизмов управления буквально всеми аспектами их жизнедеятельности.

      Этой  идее практически полностью была подчинена педагогическая практика и педагогическая теория, в которых воспитание рассматривалось как управление людьми, как деятельность и процесс формирования у них тех качеств, которые определялись идеологическими структурами и которые приписывались детям со стороны старших поколений.

      Эта новая идея опирается на реалистический анализ тех условий, в которых осуществляется жизнедеятельность людей, и в которых будут происходить любые общественные трансформации. Преобразования последних лет в различных сферах государства и общества, в том числе, в сфере образования, ориентированы на реальные возможности государства и, прежде всего, в экономико-финансовой области.

      Другая  часть поколений, к которой, по преимуществу, относится молодежь, спокойно отнеслась к отказу от идеи социального патернализма и восприятию либеральной идеи, увидев за их сменой реальную возможность самореализации своих способностей и возможностей, преимущества ухода от идеи административного управления и манипулирования.

      Таким образом сегодня в России констатируется особая ситуация: младшие учатся не только у старших, но в значительной мере младшие учатся у сверстников и, более того, ситуация такова, что старшие вынуждены учиться у младших, потому что младшие зачастую лучше адаптируются к реалиям. Эта проблемная ситуация - выпуклый рост автономии подрастающих поколений по отношению к старшим поколениям - существенно обостряет воспитание как социальную проблему.

      Во-вторых, смена общественно-экономической формации привела к утверждению в стране элементов частной собственности, развитию мелкого, среднего и крупного бизнеса, обеспечивающего экономическое развитие страны. Наряду с государственной и муниципальной собственностью, бизнес стал ведущим механизмом предоставления различного рода социальных услуг населению на платной основе. В этих условиях стал более выраженным курс на формирование постиндустриального общества, основой которого является приоритетное развитие услуг.

      Развитие  бизнеса в качестве второго сектора  общественного устройства страны (первый - государственный, третий - институты  гражданского общества) привело к имущественной дифференциации населения, масштабы которой, к сожалению, превосходят оптимальные и свойственные развитым странам размеры - задача - преодоление бедности - уже поставлена руководством страны в качестве одной из стратегических задач развития государства9.

      В-третьих, технологии и механизмы замены ведущей идеи советского общества на либеральную идею, реализованные в 90-х годах прошлого века оказались чрезмерно технизированными. Под лозунгами социальных трансформаций общества была существенно разрушена социальная инфраструктура практически всех социальных институтов общества, особенно в сфере обучения и воспитания детей. Однако разрушение и этой, существовавшей социально-педагогической инфраструктуры воспитания, привело к достаточно тяжелым последствиям.

      Характеризуя  современную инфраструктуру воспитания, можно с высокой степенью достоверности утверждать о ее значительной неразвитости, дороговизне, концентрации в крупных городах и мегаполисах. С другой же стороны, именно в постсоветское время эта инфраструктура стала более разнообразной и специализированной, ориентирующейся на запросы населения, более доступной людям, чей материальный достаток позволяет потреблять предоставляемые ею социальные услуги.

      В четвертых, в условиях перехода от советского к постсоветскому обществу обостряется конфликт между стремлением государственных органов к сохранению управляющего воздействия и централизации управления общественными процессами, в том числе, педагогической деятельностью учреждений образования, с одной стороны, и их стремлением к децентрализации, самостоятельности, к выбору собственных путей развития, концептуального обоснования и обеспечению свободы в принятии собственных решений, с другой стороны. Этот конфликт сопровождается усилением влияния органов государственного управления на разнообразные структуры общества, в том числе и на образовательные учреждения, на практику воспитательной работы.

      Формами такого конфликта стал резкий рост документальной отчетности, повышение сложности при получении любого разрешения на различные виды деятельности, участившиеся случаи бесконечных проверок состояния дел в конкретной организации, создание специализированных служб, характером деятельности которых является лишь работа с документационной отчетностью. При этом конкретная практическая помощь в решении образовательными учреждениями собственно педагогических задач почти отсутствует в связи с отсутствием в этих централизованных структурах самой функции педагогического сопровождения деятельности образовательных учреждений и личностного развития учеников и воспитанников.

      И, наконец, в пятых, отсутствие в теории воспитания сбалансированного подхода к обеспечению функционирования воспитательной практики, возникла абсолютизация отдельных педагогических идей, которым зачастую необоснованно приписывается решающая роль в развитии воспитания в современных условиях.

      По  мнению ученых, такой панацеей назывались идеи ухода от знаниевой парадигмы образования и переход к парадигме когнитивной; абсолютизация лично-ориентированного подхода и ожидание высоких и значимых результатов от компетентностной парадигмы, переход к парадигме культурологической.

      В этом смысле важно подготовить человека умелого и мобильного, способного быстро адаптироваться в стремительно меняющемся мире. Но не менее ответственная задача - воспитать человека духовного(рис. 1.1.1)10.  
 
 
 

        
 
 
 
 

                

             Рисунок 1.1.1 Формирование личностных качеств.11

      Таким образом, суммируя содержание и причины  происходящих перемен, по нашему мнению целесообразно вести речь не о кризисе всех компонентов педагогической воспитательной деятельности, а о неподготовленности и неготовности основной массы институтов социума, в том числе образовательных учреждений, качественно и полноценно функционировать в системе основных государственных и общественных структур в связи со сменой эпохи, общественно-экономической формации и их ведущих идей.

      Иными словами, речь идет о неприспособленности  сохраняющейся педагогической системы страны к работе в новой обстановке, характеризующейся изменением всех основных базовых элементов государства и общества. Специфика такого положения заключается в наличии двух типов социально-психологических установок, одна из которых определяется стремлением к сохранению консервативных традиций, а другая - открытостью ко всему новому.

      Начало 2000-х годов характеризуется нарастающей  позитивной динамикой развития социального статуса воспитания. Основополагающее значение для решения актуальных проблем современного детства имеет тенденция укрепления в сознании представителей различных социальных групп российского общества понимания воспитания как процесса передачи культуры от поколения к поколению, создания условий для свободного гармоничного духовного и физического развития, природных дарований каждого ребенка, для нравственного, гражданского становления его личности, подготовки к жизненному выбору в пользу добра, прогресса, семьи, здоровья, образования, производительного труда, экологического благополучия, свободы, патриотизма, мира12.

      Повышение статуса воспитания в сознании российских граждан, рост обеспокоенности населения России духовным и физическим состоянием подрастающего поколения совпадают с новыми тенденциями в государственной социальной политике. Позитивную динамику развития воспитания позволяет прогнозировать направленность государственной политики, в которой забота о будущем страны, о детях все более связывается с воспитанием подрастающего поколения. Оптимистичные прогнозы развития воспитания и в целом социально-экономического, политического и культурного развития общества обусловлены тем, что в ряде последних государственных документов забота о духовном и физическом здоровье подрастающих поколений провозглашается на уровне национальной идеи, вокруг которой может происходить консолидация российского общества.

Информация о работе Профессиональное самоопределение школьников в России и постиндустриальных странах