Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

Содержание

Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы 

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………...…3

    Глава 1. Социальная адаптация  младших школьников в условиях общеобразовательной  школы

1 1. Сущность  социализации

1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной  адаптации первоклассника в школе

    Глава 2. Педагогические условия  успешной адаптации  первоклассников  в условиях школы

2.1. Педагогическая  поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе

2.2. Опыт работы  общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников  (на примере СОШ № 1  г. Лесосибирска)  

    Заключение……………………………………………………….

    Список  использованной литературы……………………...……

    Приложение…………………………………………………...…. 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Начало  обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

    Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности  общения с учителем и сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач: ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима. Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства. Исходя из этого, перед нами встала проблема: каковы условия успешной адаптации первоклассников в школе? Решение данной проблемы составляет цель  исследования: выявить условия социальной адаптации первоклассников в общеобразовательной школе.

    Объект – социализация младших школьников.

    Предмет – педагогические условия социальной адаптации младших школьников в школе.

Задачи:

1. Выявить  сущность социализации.

2. Определить факторы социализации младших школьников.

3. Рассмотреть  условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

4. Проанализировать опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников  (на примере СОШ № 1  г. Лесосибирска)  

    Методы  исследования: анализ психолого-педагогической литературы,  наблюдение, опрос, беседа с учителями начальной школы, анализ документации школы № 1  г. Лесосибирска.

    Практическая  значимость: данная выпускная квалификационная работа может быть использована при подготовке к занятиям по педагогике; при написании курсовых и выпускных работ, также для работы с младшими школьниками  в период педагогической практики.

    Предлагаемая  выпускная работа состоит из введения, основной части, состоящей из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего  57 единицы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    § 1. Сущность социализации

    Процесс развития человека во взаимодействии его с окружающим миром получил название социализации.

    В отечественной педагогической науке  наибольший вклад в постановку и  рассмотрение проблемы социализации внес И.О. Кон. В его работах представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «объем понятия «социализация» несколько шире, чем «воспитание». Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых индивиду пытаются привить какие-то желаемые черты и свойства, тогда как социализация включает также ненамеренные, спонтанные влияния, посредством которых индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом соответствующего общества». (, 147)

    Большинство современных отечественных исследователей (И.С. Кон (), А.Л. Мудрик (), Л.В. Мардахаев (), Р.В. Овчарова () и др.) рассматривают социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид, вступая в социальную среду, усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать как полноправному члену общества, а с другой, входя в среду, беря на себя различные социальные роли, индивид научается изменять эти роли и влиять на окружающую среду, развиваясь тем самым как активная личность.

    Ф.А. Мустаева дает такое определение понятию «социализация» - это процесс и результат взаимодействия индивида в системе социальных отношений, воспроизводство опыта и культуры предшествующих поколений в процессе развития я саморазвития личности. В основном это процесс естественный и неконтролируемый, но он может стать управляемым, если индивид получает помощь со стороны определенных лиц (агентов социализации). В системе образования он может быть социально контролируемым и составляет проблему и задачу воспитания. (, 282)

    В.А. Никитин понимает под социализацией - процесс, посредством которого индивидом  усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. (, 36)

    Б.Г. Ананьев (), Л.С. Выготский (), А.Л. Леонтьев (), и другие показали, что в процессе индивидуального психического развития ребенок постоянно «присваивает» себе то, что до него было выработано человечеством, все результаты его социального и культурного прогресса. Только усвоение социального опыта делает в конечном итоге из каждого индивида человека.

    В педагогической науке последних  лет проблему социализации активно разрабатывает А.В. Мудрик ().

    Социализация  происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в  относительно направляемом обществом  и (или) государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целесообразного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Понятие «социум» используется для характеристики социально-культурной целостности, взаимосвязи и взаимозависимости людей, образующих общности различного уровня. Высший уровень социума - общество как целостная социальная система. Другие разновидности социума - этнические, культурно-профессиональные, территориально-поселенческие общности.

    Микросоциум, под которым можно понимать село, поселок, малый город, микрорайон среднего и крупного города, играет специфическую роль в социализации ребенка. С одной стороны, он включает в себя все другие микрофакторы социализации (семью, группы сверстников, воспитательные и прочие организации). А с другой - взаимодействие школьников с мезофакторами (субкультурами) и макрофакторами (этносом, обществом, государством) социализации в большей или меньшей степени опосредуется, интегрируется и трансформируется микросоциумом.

    Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу  и способность участвовать в  социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

    Сущность  социализации состоит в том, что  она формирует человека как члена  того общества, к которому он принадлежит. Любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Однако содержание этих идеалов весьма существенно различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя. В то же время в современную эпоху можно констатировать, что идеал полноценного члена общества имеет много характеристик, общих или более или менее сходных для различных обществ. Соответственно и процесс социализации в различных обществах, сохраняя определенную специфику, приобретает ряд универсальных и сходных характеристик, что связано с глобальными общепланетарными и общемировыми тенденциями (от урбанизации и информатизации до экологических и демографических сдвигов).

    Содержание  процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно  овладевали ролями мужчины или женщины (т. е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации.

    Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и  культурные ценности в неразрывном  единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность.

    Становление личности представляет собой сложный  процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных в ней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется специфическими чертами и особенностями, однако все ни неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. В детские годы наиболее интенсивно происходит физическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физическая отступает на задний план. (42, 280)

    Основными компонентами структуры социализации являются цель, средства, содержание, объект, субъект.

    Основной  компонент - цель - существует не сама по себе, а включается во все средства социализации: декларируется в образовании, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, проявляется в качестве стимулов и регуляторов поведения.

    Средства  социализации выступают на трех уровнях: факторы (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация); институты социализации (семья, общество сверстников, школа, религиозные организации, средства массовой коммуникации); отношения.

    Содержание  процесса социализации, с одной стороны, определяется социо-кулътурной средой, окружающей человека, а с другой - его социальным опытом. Для педагогики важно изучение взаимосвязи этих двух сторон, выявление уровня значимости их для школьников, включенных в конкретный социум.

    Обязательными компонентами процесса социализации следует назвать субъект и объект. Функцию субъекта в первую очередь выполняют факторы, институты и агенты социализации (т.е. средства), следовательно, при таком контексте социализирующаяся личность выступает как объект социализации. Субъект и объект находятся часто в состоянии глубокого противоречия, так как личность, входя в систему социальных связей, не просто адаптируется в обществе, а может противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, с которыми она (личность) сталкивается. Таким образом, личность либо пытается идентифицировать себя с социальными воздействиями, либо противостоит им. Поэтому личность как объект несет в себе одновременно характеристики субъекта социализации.

    Основополагающим  для решения задач социализации является понятие ее социальных механизмов. Понятие механизм, синтезируя другие понятия, раскрывает взаимодействие субъекта и социума. Индивид, являющийся объектом социализации, выступает в то же время как субъект социальной активности. Отсюда следует, что процессы социализации будут происходить тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческой, преобразовательной, общественной деятельности.

    Механизм  социализации можно представить  как систему взаимосвязи: с одной  стороны индивид (внутренняя сторона системы), а с другой стороны -социализирующие факторы: семья, социальные институты, способы материального производства, культура в целом (внешняя сторона системы). Механизм социализации срабатывает при переводе требований внешней стороны системы - социума - в элементы внутренней структуры лично - потребности, установки и т.д. - процесс интериоризации. Одновременно происходит обратный процесс - экстериозация, превращение опыта личности в действие, поведение.

Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы