Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

Содержание

Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)
justify">    Психолого-педагогический статус школьника представляет собой  систему характеристик психического состояния и поведения ребёнка, важных для его успешного обучения и всестороннего развития. Это  характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребёнка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и вне учебных школьных ситуациях.

    Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребёнок с начала обучения в 1-ом классе, предъявляет определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребёнка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребёнка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будет служить индикатором социально-психологической школьной дезадаптации ребёнка.

    Таким образом, на содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших  показателей психолого-педагогического  статуса ребенка и их соотнесение  с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса.

Психолого-педагогическая поддержка первоклассников  на этапе адаптации

    Основные  проблемы этого периода обучения – адаптация к школе в первом классе. Основное значение придается  профилактике дезадаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Карты учета познавательных способностей учащихся младших классов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о становлении учебной деятельности учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей первоклассников. Комплекс методик обследования школьной адаптации первоклассников включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

    Таблица 1. Диагностика школьной мотивации

Месяц     Тема     Цель Методика Участники
    1     2     3     4     5
сентябрь Диагностика школьной мотивации, чувствительности, тревожности Выявление эмоционального восприятия школы Интервью Психолог,

педагог-координатор

Диагностика самочувствия, работоспособнос- ти Выявление физиологической  адаптации Цветовой тест Люшера Психолог
 

    В самый первый школьный день после занятий детям - первоклассникам предлагается рассказать о своих впечатлениях, а родителям записать их. Изучение эмоций в первый школьный день позволяет установить степень готовности ребенка к изменениям, связанных с переходом из статуса дошкольника в статус ученика, проанализировать роль родителей в формировании представлений ребенка о школе, школьной мотивации.

    Таблица 2. Оказание помощи детям

    Проблема     Организация помощи     Участники
    1     2     3
Низкая  школьная мотивация на начало обучения 1. Консультирование  родителей Психолог, педагог
Высокая тревожность 1. Консультирование родителей, педагога  
Психолог
2. Психокоррекция
Низкий  уровень произвольности 1. Консультирование  родителей Психолог
2. Проведение  коррекционных занятий Педагог-корректор
Речевая патология 1. Занятия с  логопедом Логопед
Устойчивая  дезадаптация 1. Консультирование  родителей Специалисты консилиума
2. Направление  к психоневрологу Психолог
 

    В школе проводится развивающая психологическая и педагогическая работа (в течение всего года) с учениками начальных классов, консультативная работа с педагогами и родителями, психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявиться в поведении, обучении, отрицательно повлиять на самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.

    Критерии  оценки социальных качеств учащихся начальных 
классов: 

    патриотизм  — интерес к прошлому и настоящему родного края; любовь и бережное отношение к природе; любовь к своей школе;

      товарищество — наличие друзей; добровольное участие в коллективных занятиях, играх; стремление поделиться своими радостями, огорчениями с товарищами; готовность бескорыстно помочь товарищу; стремление не подвести свой класс;

    уважение  к старшим — вежливость; послушание; оказание посильной помощи учителям, родителям, взрослым;

    доброта — дружелюбие; заботливое отношение к малышам; готовность поделиться игрушками, книгами и т.д. с товарищами; любовь к животным;

    честность — искренность; правдивость; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание своих проступков; исполнение обещаний;

    трудолюбие  — добросовестное учение; добросовестное выполнение обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в коллективном обслуживании, в общественно полезном труде; интерес к занятиям по труду;

    бережливость  — опрятный внешний вид; содержание в порядке личных вещей; бережное отношение к школьному имуществу; дисциплинированность — исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выполнение требований коллектива класса;

    прилежание  — посещение учебных занятий; внимательность и старательность на уроках; регулярное и добросовестное выполнение домашних заданий;

    любознательность  — интерес ко всему новому, неизвестному; обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хорошая успеваемость;

    любовь  к прекрасному — активное участие в художественной самодеятельности; интерес к занятиям по искусству; способность замечать красоту; стремление все делать красиво;

    стремление  быть сильным, ловким, закаленным —  соблюдение режима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение утренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное участие в спортивных играх. 

Психолого-педагогическая работа на этапе первичной адаптации

      Цели:

    1. Развитие у детей когнитивных  умений и способностей, необходимых  для успешного обучения в начальной  школе. Комплекс этих умений  и навыков входит в понятие  психологической готовности к  школе.

    2. Развитие у детей социальных  и коммуникативных умений, необходимых  для установления межличностных  отношений со сверстниками и  соответствующих ролевых отношений  с педагогами.

    3. Формирование устойчивой учебной  мотивации на фоне позитивной  Я-концепции детей, устойчивой самооценки и снижения уровня школьной тревожности.

    Такая работа проводится совместно педагогом и психологом. Сначала это занятия с группами по 5-6 человек. Со временем состав групп меняется с тем, чтобы социальный опыт, получаемый детьми, был более разносторонним. Основное на таких занятиях – игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Группы постоянного состава меняются через 20 занятий. Из числа занятий, проведенных психологом, можно выделить «Волшебную поляну», «Я дарю тебе радость», «Сказочное путешествие», «Волшебный поезд»..

    Результат работы – повышение уровня развития психических функций (памяти, внимания, мышления) школьника, упорядочение его мотивационной сферы, улучшение межличностных отношений и устранение в дальнейшем трудностей в обучении детей. В качестве методов исследования выступают при этом наблюдения, беседы, анализ результатов деятельности учащихся.

    Начальный этап школьной жизни, когда происходит адаптация детского организма к новым для него условиям, требует «больших затрат». Обычные виды деятельности становятся серьезным испытанием для всех физиологических систем ребенка. Если работоспособность ребенка не снижается, здоровье его не ухудшается, поведение адекватно ситуациям, установлен контакт с одноклассниками и учителем, можно говорить о том, что ребенок благополучно прошел период адаптации.

    Таким образом, в школе № 1 г. Лесосибирска проводится психолого-педагогическая работа с первоклассниками, направленная на адаптацию в школе.

    Исследование  позволяет сделать вывод о  том,  что в школе № 1 создаются педагогические и социально-психологические условия, позволяющих детям успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений), выявляются особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики нежелательных отклонений в его развитии и эффективного решения проблем, возникающих у него в обучении, общении и психическом состоянии, создаются системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяет осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проведенное исследование показало, что в целом  в школе № 1 г. Лесосибирска ведется  работа по адаптации первоклассников.  
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология. М., 1998.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 365 с.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 1993.
  4. Беличева С.А. Превентивная психология. - М., 1995.
  5. Беличева С.А.  Превентивная  психологическая служба // Социально-психологический диагностико – коррекционный инструментарий. – М., 1993.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
  7. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., 1997.
  8. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.
  9. Василец О., Обухов Я. Если ребенок не хочет жить … // Народное образование. – 1998. - № 9.
  10. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М., 2000.
  11. Возрастная и педагогическая психология. /Под редакцией М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 1984.
  12. Вульфов В.З.  Социальный  педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 1992. - № 5 - 6.
  13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 1956. - 360 с.
  14. Выготский Л.С. Педагогика. - М., 1982.
  15. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций //Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. – М., 1982.
  16. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 1998.
  17. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988.
  18. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  19. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979. - С. 69 – 101.
  20. Декларация прав и свобод человека и гражданина России. - М., 1991.
  21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии  и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. – М, 1987.
  22. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  23. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. - М., 1996.
  24. Закон РФ об образовании // Учительская газета. – 1996. - №5.
  25. Захарова А.В., Худобина Б.Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооцнеки в младшем школьном возрасте. - М., 1990.
  26. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.
  27. Изучение мотивации детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М., 1972.
  28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.
  29. Калягина Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и не популярных школьников / Автореф. канд. дисс. - М., 1998.
  30. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  31. Клемантович И. Новая профессия – социальный педагог // Школа. - 1998. - № 3.
  32. Колмыкова З.И., Кулагина И.Ю. (ред.) Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития). – М., 1996.
  33. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М., 1997.
  34. Кон    И.С.    Научно-техническая    революция    и    проблемы социализации молодежи. - М.: Знание, 1988. - 265 с.
  35. Кондратьев М.Ю. Психолого-педагогического работа со школьниками – девиантами в Москве //Психологическая наука и образование. – 1999. - № 3 – 4.
  36. Крайг К. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.
  37. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депревация в детском возрасте. - Прага. 1984.
  38. Левие К.  Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000.
  39. Леонтьев   А.Н.    Деятельность,   сознание,   личность.    -   М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
  40. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  41. Майерс Д. Социальная психология. - СПб., 1997.
  42. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебно-методическое пособие. — М,: МГСУ «Союз», 1999. - 154 с.
  43. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника. - М., 1997.
  44. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  45. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие. - Пенза, 1994. - 171 с.
  46. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 1999.
  47. Мусаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 528 с.
  48. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997.
  49. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учеб. пособие. - М.: Институт практической психологии, 1988.
  50. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984.
  51. Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. - М., 1975.
  52. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учеб. пособие. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 72 с.
  53. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. – 2-е изд. – М., 2003.
  54. Никитина Л.Е. Социальная педагогика:  Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.
  55. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.
  56. Осорина М.В. Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых. - СПб., 1999.
  57. Психологический словарь  /Подробная редакция, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1996.
  58. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/ Д.: Феникс, 1998.
  59. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. - М., 1997.
  60. Словарь-справочник по  социальной  работе / Под ред.  Е.И. Холостовой. - М.,1997.
  61. Социальная дезадаптация:  нарушения  поведения  детей  и  подростков. - М., 1996.
  62. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2003.
  63. Стаханова Т.А. Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи // stakhanova@mail.ru
  64. Шилова Т. Л. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. — М., 1995.
  65. Шипулина Н. Г. Психологическая адаптация ребенка в первом классе начальной школы Доклад на интернет-педсовет 2005 года // rambler.ru
  66. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.

Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы