Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе
Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….
Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребёнок с начала обучения в 1-ом классе, предъявляет определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребёнка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребёнка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будет служить индикатором социально-психологической школьной дезадаптации ребёнка.
Таким
образом, на содержательном уровне проводимая
диагностическая работа направлена
на выявление уровня развития важнейших
показателей психолого-
Психолого-педагогическая поддержка первоклассников на этапе адаптации
Основные проблемы этого периода обучения – адаптация к школе в первом классе. Основное значение придается профилактике дезадаптации. Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Карты учета познавательных способностей учащихся младших классов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о становлении учебной деятельности учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей первоклассников. Комплекс методик обследования школьной адаптации первоклассников включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
Таблица 1. Диагностика школьной мотивации
Месяц | Тема | Цель | Методика | Участники |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
сентябрь | Диагностика школьной мотивации, чувствительности, тревожности | Выявление эмоционального восприятия школы | Интервью | Психолог,
педагог-координатор |
Диагностика самочувствия, работоспособнос- ти | Выявление физиологической адаптации | Цветовой тест Люшера | Психолог |
В самый первый школьный день после занятий детям - первоклассникам предлагается рассказать о своих впечатлениях, а родителям записать их. Изучение эмоций в первый школьный день позволяет установить степень готовности ребенка к изменениям, связанных с переходом из статуса дошкольника в статус ученика, проанализировать роль родителей в формировании представлений ребенка о школе, школьной мотивации.
Таблица 2. Оказание помощи детям
Проблема | Организация помощи | Участники |
1 | 2 | 3 |
Низкая школьная мотивация на начало обучения | 1. Консультирование родителей | Психолог, педагог |
Высокая тревожность | 1. Консультирование родителей, педагога | Психолог |
2. Психокоррекция | ||
Низкий уровень произвольности | 1. Консультирование родителей | Психолог |
2. Проведение коррекционных занятий | Педагог-корректор | |
Речевая патология | 1. Занятия с логопедом | Логопед |
Устойчивая дезадаптация | 1. Консультирование родителей | Специалисты консилиума |
2. Направление к психоневрологу | Психолог |
В школе проводится развивающая психологическая и педагогическая работа (в течение всего года) с учениками начальных классов, консультативная работа с педагогами и родителями, психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявиться в поведении, обучении, отрицательно повлиять на самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.
Критерии
оценки социальных качеств учащихся
начальных
классов:
патриотизм — интерес к прошлому и настоящему родного края; любовь и бережное отношение к природе; любовь к своей школе;
товарищество — наличие друзей; добровольное участие в коллективных занятиях, играх; стремление поделиться своими радостями, огорчениями с товарищами; готовность бескорыстно помочь товарищу; стремление не подвести свой класс;
уважение к старшим — вежливость; послушание; оказание посильной помощи учителям, родителям, взрослым;
доброта — дружелюбие; заботливое отношение к малышам; готовность поделиться игрушками, книгами и т.д. с товарищами; любовь к животным;
честность — искренность; правдивость; привычка не брать без разрешения чужие вещи; добровольное признание своих проступков; исполнение обещаний;
трудолюбие — добросовестное учение; добросовестное выполнение обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие в коллективном обслуживании, в общественно полезном труде; интерес к занятиям по труду;
бережливость — опрятный внешний вид; содержание в порядке личных вещей; бережное отношение к школьному имуществу; дисциплинированность — исполнительность; соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выполнение требований коллектива класса;
прилежание — посещение учебных занятий; внимательность и старательность на уроках; регулярное и добросовестное выполнение домашних заданий;
любознательность — интерес ко всему новому, неизвестному; обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хорошая успеваемость;
любовь к прекрасному — активное участие в художественной самодеятельности; интерес к занятиям по искусству; способность замечать красоту; стремление все делать красиво;
стремление
быть сильным, ловким, закаленным —
соблюдение режима дня и правил личной
гигиены; ежедневное выполнение утренней
зарядки; интерес к занятиям физкультурой;
активное участие в спортивных играх.
Психолого-педагогическая работа на этапе первичной адаптации
Цели:
1.
Развитие у детей когнитивных
умений и способностей, необходимых
для успешного обучения в
2.
Развитие у детей социальных
и коммуникативных умений, необходимых
для установления
3.
Формирование устойчивой
Такая работа проводится совместно педагогом и психологом. Сначала это занятия с группами по 5-6 человек. Со временем состав групп меняется с тем, чтобы социальный опыт, получаемый детьми, был более разносторонним. Основное на таких занятиях – игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Группы постоянного состава меняются через 20 занятий. Из числа занятий, проведенных психологом, можно выделить «Волшебную поляну», «Я дарю тебе радость», «Сказочное путешествие», «Волшебный поезд»..
Результат работы – повышение уровня развития психических функций (памяти, внимания, мышления) школьника, упорядочение его мотивационной сферы, улучшение межличностных отношений и устранение в дальнейшем трудностей в обучении детей. В качестве методов исследования выступают при этом наблюдения, беседы, анализ результатов деятельности учащихся.
Начальный этап школьной жизни, когда происходит адаптация детского организма к новым для него условиям, требует «больших затрат». Обычные виды деятельности становятся серьезным испытанием для всех физиологических систем ребенка. Если работоспособность ребенка не снижается, здоровье его не ухудшается, поведение адекватно ситуациям, установлен контакт с одноклассниками и учителем, можно говорить о том, что ребенок благополучно прошел период адаптации.
Таким образом, в школе № 1 г. Лесосибирска проводится психолого-педагогическая работа с первоклассниками, направленная на адаптацию в школе.
Исследование
позволяет сделать вывод о
том, что в школе № 1 создаются педагогические
и социально-психологические условия,
позволяющих детям успешно функционировать
и развиваться в педагогической среде
(школьной системе отношений), выявляются
особенности психолого-педагогического
статуса каждого школьника с целью своевременной
профилактики нежелательных отклонений
в его развитии и эффективного решения
проблем, возникающих у него в обучении,
общении и психическом состоянии, создаются
системы психолого-педагогической поддержки
всех первоклассников в период их первичной
школьной адаптации, позволяющей не только
приспособиться к школьным требованиям,
но и всесторонне развиваться и совершенствоваться
в различных сферах общения и деятельности.
Создание специальных педагогических
и социально-психологических условий,
позволяет осуществлять развивающую,
коррекционно-формирующую работу с детьми,
испытывающими различные психолого-педагогические
трудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное
исследование показало, что в целом
в школе № 1 г. Лесосибирска ведется
работа по адаптации первоклассников.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы