Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

Содержание

Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

    Процессу  адаптации первоклассников нужно  уделять большое внимание, и педагогическая поддержка здесь играет огромную роль. Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической поддержки и коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Учителя школы должны определить «группу риска» уже в июне, когда формируются первые классы.

    Педагогу  необходимо знать о состоянии  здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.

    Хотелось  бы остановиться на основных направлениях и этапах работы с детьми в период адаптации в школе. Первый год обучения ребёнка в школе – период естественной адаптации. При этом первое полугодие этап первичной адаптации. Его особенность состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Трудно ожидать от первоклассника в это время высокой интеллектуальной активности, учебной «производительности», так большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессы адаптации. Но к середине первого класса большинство детей так или иначе выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. То есть, ребёнок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение даётся за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).

    В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками  должны осуществляются следующие направления деятельности:

    - Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.

    - Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

    - Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.

    - Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.

    - Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.

    - Организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.

    Все обозначенные выше направления работы в рамках системы психолого-педагогического  сопровождения на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с  тем или иным этапом работы. В  целом, могут быть выделены следующие основные этапы:

    Первый  этап – поступление ребёнка в  школу.

    Он  начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается  в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:

    1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребёнка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета – начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна осенью, перед началом обучения или в первые недели занятий.

    2. Проведение групповых и индивидуальных  консультаций родителей будущих  первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребёнка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

    3. Групповая консультация педагогов  будущих первоклассников, носящая  на данном этапе общий ознакомительный  характер.

    4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определённого подхода к комплектованию классов.

    Второй  этап – первичная адаптация детей  в школе.

    Без преувеличения его можно назвать  самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа – с сентября по январь - предполагается:

    1. Проведение консультативной и  просветительской работы с родителями  первоклассников, направленной на  ознакомление взрослых с основными  задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

    2. Проведение групповых и индивидуальных  консультаций педагогов по выработке  единого подхода к отдельным  детям и единой системы требований  к классу со стороны различных  педагогов, работающих с классом.

    3. Организация методической работы  педагогов, направленной на построение  учебного процесса в соответствии  с индивидуальными особенностями  и возможностями школьников, выявленных  в ходе диагностики и наблюдения  за детьми в первые недели  обучения.

    4. Организация педагогической поддержки  школьников. Такая работа проводится  как правило воспитателями, педагогами  во внеурочное время. Основной  формой её проведения являются  различные игры. Подобранные и  проводимые в определённой логике  они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

    5. Организация групповой развивающей  работы с детьми, направленная  на повышение уровня их школьной  готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).

    6. Аналитическая работа, направленная  на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

    Третий  этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности  в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение  второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

    1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на  выявление группы школьников, испытывающих  трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

    2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

    3. Просвещение и консультирование  педагогов по вопросам обучения  и общения с отдельными школьниками  и детьми данного возраста  в целом.

    4. Организация педагогической помощи  детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

    5. Организация групповой психокоррекционной  работы со школьниками, испытывающими  трудности в обучении и поведении.

    6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.

    Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных  этапов.

    Поступление ребёнка в школу.

    Какие задачи необходимо решить педагогам  и психологам в этот период работы с будущим учеником?

    Первая  задача – выявить уровень его  готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения  в школьной среде.

      Вторая задача – по возможности  скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс. Третья – продумать стратегию и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. В соответствии с этим можно выделить и основные направления работы:

    - психолого-педагогическая диагностика;

    - консультирование и просвещение родителей;

    - консультирование педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.

    Содержание  психолого-педагогической диагностики.

    В настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана  в отечественной педагогической и психологической литературе. Готовность к школе – сложный целостный  феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника в  целом. Среди её различных психологических параметров наибольшее значение имеют когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность, мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника, социальная готовность – способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и одноклассниками.

    Первичная адаптация ребёнка в школе.

    Как уже говорилось выше, термином «первичная адаптация» обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами:

    - создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе, их всестороннего социально-нравственного развития (создание сплочённого классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

    - повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы