Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе
Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….
Процессу
адаптации первоклассников
Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.
Хотелось бы остановиться на основных направлениях и этапах работы с детьми в период адаптации в школе. Первый год обучения ребёнка в школе – период естественной адаптации. При этом первое полугодие этап первичной адаптации. Его особенность состоит в том, что все дети первые полгода пребывания в школе испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новому стилю общения. Трудно ожидать от первоклассника в это время высокой интеллектуальной активности, учебной «производительности», так большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессы адаптации. Но к середине первого класса большинство детей так или иначе выходят на достаточно успешный уровень школьного функционирования, а на их фоне выделяется группа школьников, испытывающих выраженные трудности в обучении, общении в школьной среде, внутреннем психическом или физическом самочувствии. То есть, ребёнок, испытывающий трудности в адаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение даётся за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.).
В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками должны осуществляются следующие направления деятельности:
- Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.
- Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
- Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.
- Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.
- Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.
- Организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации.
Все
обозначенные выше направления работы
в рамках системы психолого-
Первый этап – поступление ребёнка в школу.
Он начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:
1.
Проведение психолого-
2.
Проведение групповых и
3.
Групповая консультация
4.
Проведение психолого-
Второй этап – первичная адаптация детей в школе.
Без
преувеличения его можно
1.
Проведение консультативной и
просветительской работы с
2.
Проведение групповых и
3.
Организация методической
4.
Организация педагогической
5.
Организация групповой
6.
Аналитическая работа, направленная
на осмысление итогов
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:
1.
Проведение психолого-
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3.
Просвещение и
4.
Организация педагогической
5.
Организация групповой
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.
Более подробно рассмотрим каждый из выше указанных этапов.
Поступление ребёнка в школу.
Какие задачи необходимо решить педагогам и психологам в этот период работы с будущим учеником?
Первая задача – выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде.
Вторая задача – по
- психолого-педагогическая диагностика;
- консультирование и просвещение родителей;
- консультирование педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.
Содержание психолого-педагогической диагностики.
В
настоящее время проблема школьной
готовности глубоко проработана
в отечественной педагогической
и психологической литературе. Готовность
к школе – сложный целостный
феномен, характеризующий
Первичная адаптация ребёнка в школе.
Как уже говорилось выше, термином «первичная адаптация» обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами:
- создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе, их всестороннего социально-нравственного развития (создание сплочённого классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);
- повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;
Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы