Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе
Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….
- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.
Соответственно выделяются и основные направления работы:
1.
Консультирование и
2.
Консультирование и
3.
Педагогическая развивающая
4.
Психологическая развивающая
5.
Методическая педагогическая
Остановимся на содержании трёх последних направлениях деятельности педагогов и психологов.
Педагогическая поддержка первоклассников в период первичной адаптации.
Одним
из условий адаптации
Разумное
сочетание игровой
Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения:
- психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;
- подвижные игры и игры, развивающие «комплекс произвольности», которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;
- игры – драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.
Все указанные выше игровые методы и упражнения можно использовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.
Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.
Тематическое
рисование хорошо сочетается с мимическими
и пантомимическими упражнениями. При
чередовании изобразительной
Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.
Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
1.
Развитие у детей когнитивных
умений и способностей, необходимых
для успешного обучения в
2.
Развитие у детей социальных
и коммуникативных умений, необходимых
для установления
3.
Формирование устойчивой
Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.
Возможны
две формы организации
Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября – начало ноября.
Содержание и организация методической работы педагогов на этапе адаптации.
Методическая
работа педагогов в первом классе
строится на основе системы психолого-
Школьные трудности периода адаптации.
Во втором полугодии первого класса разворачивается работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и содержания преподавания с учётом результатов психолого-педагогической диагностики.
Таким образом, основные задачи данного этапа работы:
1. Определение уровня школьной адаптации первоклассников.
2.
Создание психолого-
Деятельность педагогов и психологов разворачивается в следующих направлениях:
1.
Психолого-педагогическая
2.
Проведение психолого-
3. Проведение просветительской и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев.
4.
Организация педагогической
5.
Организация социально-
Таким
образом, проблема психологической адаптации
ребёнка в первом классе в настоящее время
занимает значительное место в работе
общеобразовательных школ и требует дальнейшего
исследования.
2.2.
Опыт работы общеобразовательной
школы по педагогическому
сопровождению социальной
адаптации первоклассников (на
примере СОШ № 1 г.
Лесосибирска)
На сегодняшний день в школе № 1 г. Лесосибирска сложилась собственная система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Если понимать под психолого-педагогическим сопровождением "«особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса»" (Э.М. Александровская), то работа в данном направлении, проводимая в школе № 1 г. Лесосибирска заслуживает определенного внимания.
Психологическое и педагогическое сопровождение учащихся первых классов проводится учителями начальных классов совместно с администрацией школы и родителями учащихся.
Вместе с ними были определены направления и содержание диагностической деятельности по изучению интеллектуального и личностного развития учащихся, их адаптации в условиях школы.
На протяжении периода адаптации проводится психолого-педагогическая диагностика, предметом которой являются различные компоненты развития младшего школьника.
Основные преимущества психолого-педагогического сопровождения, основанные на данной диагностической программе:
Во-первых, программу отличает небольшой объем диагностических процедур. В ней выделены основные процессы, значимые для школьной успешности. Трудоемкая, большая по объему диагностика отбирает время и силы, которые лучше потратить на помощь школьникам, на создание условий эффективного обучения и развития. Данная программа – результат анализа многих методик и выбора наиболее адекватных целям сопровождения.
Во-вторых,
установлено наиболее благоприятное
время проведения той или иной
диагностики в контексте
В-третьих, практически каждый диагностируемый параметр измеряется на протяжении обучения в начальной школе дважды. Это необходимо для того, чтобы установить динамику развития, переход из одного уровня в другой. Мы используем методики, которые можно применять в разные периоды обучения, а результаты соотносить друг с другом.
В-четвертых, результаты исследований позволяют диагностировать биологические факторы развития, прогнозировать успешность учебной и познавательной деятельности, предупреждать перегрузки и утомление, эмоциональные нарушения.
В-пятых,
большинство методик могут
В-шестых, в ходе овладения методами и методиками психолого-педагогической диагностики психологические знания включаются в личный опыт педагогов начальных классов и используются ими в своей работе.
Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются:
- экспертные опросы педагогов и родителей;
- психологическое обследование самих детей;
- анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
Психолого-педагогическая диагностика школьных трудностей первоклассников: цель диагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.
- Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.
- Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.
- Определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.
Содержание диагностической деятельности полностью определяется поставленными задачами и целью психолого-педагогического сопровождения.
Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы