Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

Содержание

Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

    - адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

    Соответственно выделяются и основные направления работы:

    1. Консультирование и просвещение  педагогов.

    2. Консультирование и просвещение  родителей.

    3. Педагогическая развивающая работа  по социально-психологической адаптации.

    4. Психологическая развивающая работа  по повышению уровня школьной готовности.

    5. Методическая педагогическая работа  по анализу и модификации процесса  обучения с учётом данных о  возможностях и перспективах  обучения конкретных учеников.

    Остановимся на содержании трёх последних направлениях деятельности педагогов и психологов.

  Педагогическая поддержка первоклассников в период первичной адаптации.

    Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение  социальной среды ребёнка к его  успехам и неудачам, где ведущая  роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

    Разумное  сочетание игровой занимательности  и серьёзности заданий поможет  первоклассникам освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным и внимательным на уроках.

    Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения:

    - психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности;

    - подвижные игры и игры, развивающие «комплекс произвольности», которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих;

    - игры – драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.

    Все указанные выше игровые методы и  упражнения можно использовать как  во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.

    Перемены  и прогулки целесообразно заполнять  подвижными играми.

    Тематическое  рисование хорошо сочетается с мимическими  и пантомимическими упражнениями. При  чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные  движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.

    Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.

    Цель  развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде –  создание социально-психологических  условий для успешной адаптации  первоклассников к ситуации школьного  обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

    1. Развитие у детей когнитивных  умений и способностей, необходимых  для успешного обучения в начальной  школе. Комплекс этих умений  и навыков входит в понятие  психологической готовности к школе.

    2. Развитие у детей социальных  и коммуникативных умений, необходимых  для установления межличностных  отношений со сверстниками и  соответствующих ролевых отношений  с педагогами.

    3. Формирование устойчивой учебной  мотивации на фоне позитивной  Я – концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

    Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.

    Возможны  две формы организации развивающей  работы: индивидуальная и групповая.

    Начало  развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября – начало ноября.

    Содержание  и организация методической работы педагогов на этапе адаптации.

    Методическая  работа педагогов в первом классе строится на основе системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса  учащихся первого класса и имеет два основных направления. Первое - анализ и переработка существующих учебных программ с точки зрения содержания данных требований и результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников. Второе – оказание психолого-педагогической помощи отдельным школьникам. Это направление работы разворачивается по итогам диагностик уровня адаптации первоклассников.

    Школьные  трудности периода адаптации.

    Во  втором полугодии первого класса разворачивается работа, направленная прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и содержания преподавания с учётом результатов психолого-педагогической диагностики.

    Таким образом, основные задачи данного этапа  работы:

    1. Определение уровня школьной  адаптации первоклассников.

    2. Создание психолого-педагогических  условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации.

    Деятельность  педагогов и психологов разворачивается  в следующих направлениях:

    1. Психолого-педагогическая диагностика  уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.

    2. Проведение психолого-педагогического  консилиума по итогам диагностики  с разработкой стратегии и  тактики сопровождения каждого  ребёнка и в первую очередь  тех школьников, которые испытывают  трудности в адаптации.

    3. Проведение просветительской и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев.

    4. Организация педагогической помощи  школьника, испытывающим трудности  в адаптации.

    5. Организация социально-психологической  помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.

    Таким образом, проблема психологической адаптации ребёнка в первом классе в настоящее время занимает значительное место в работе общеобразовательных школ и требует дальнейшего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников  (на примере СОШ № 1  г. Лесосибирска)  
 

    На  сегодняшний день в школе № 1 г. Лесосибирска сложилась собственная система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Если понимать под психолого-педагогическим сопровождением "«особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса»" (Э.М. Александровская), то работа в данном направлении, проводимая в школе № 1 г. Лесосибирска заслуживает определенного внимания.

    Психологическое и педагогическое сопровождение  учащихся первых классов проводится учителями начальных классов совместно с администрацией школы и родителями учащихся.

      Вместе с ними были определены направления и содержание диагностической деятельности по изучению интеллектуального и личностного развития учащихся, их адаптации в условиях школы.

    На  протяжении периода адаптации проводится психолого-педагогическая диагностика, предметом которой являются различные компоненты развития младшего школьника.

    Основные  преимущества психолого-педагогического  сопровождения, основанные на данной диагностической  программе:

    Во-первых, программу отличает небольшой объем  диагностических процедур. В ней  выделены основные процессы, значимые для школьной успешности. Трудоемкая, большая по объему диагностика отбирает время и силы, которые лучше потратить на помощь школьникам, на создание условий эффективного обучения и развития. Данная программа – результат анализа многих методик и выбора наиболее адекватных целям сопровождения.

    Во-вторых, установлено наиболее благоприятное  время проведения той или иной диагностики в контексте становления  учебных навыков и развития познавательных процессов. То есть, выявлены сензитивные периоды освоения тех или иных учебных знаний, умений, навыков, в основе которых лежат определенные психические функции. Это позволяет вовремя предупредить проблемы обучения, организовать помощь детям, внести корректировку в программу и т.д.

    В-третьих, практически каждый диагностируемый параметр измеряется на протяжении обучения в начальной школе дважды. Это необходимо для того, чтобы установить динамику развития, переход из одного уровня в другой. Мы используем методики, которые можно применять в разные периоды обучения, а результаты соотносить друг с другом. 

    В-четвертых, результаты исследований позволяют  диагностировать биологические  факторы развития, прогнозировать успешность учебной и познавательной деятельности, предупреждать перегрузки и утомление, эмоциональные нарушения.

    В-пятых, большинство методик могут использоваться и психологом, и педагогами начальной  школы. Это позволяет проводить  психолого-педагогический анализ результатов, планировать процесс обучения с  учетом полученных данных. По результатам диагностики предусмотрены совместные действия педагога и психолога, проводить консультирование, коррекцию, просвещение.

    В-шестых, в ходе овладения методами и методиками психолого-педагогической диагностики психологические знания включаются в личный опыт педагогов начальных классов и используются ими в своей работе.

    Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе  ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом  этапе сопровождения являются:

    - экспертные опросы педагогов и родителей;

    -   психологическое обследование самих детей;

    - анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

    Психолого-педагогическая диагностика школьных трудностей первоклассников: цель диагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

    - Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.

    - Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.

    - Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.

    - Определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.

    Содержание  диагностической деятельности полностью  определяется поставленными задачами и целью психолого-педагогического сопровождения.

Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы