Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

Содержание

Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

    А.В. Мудрик () выделяет универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.

    Традиционный  механизм обеспечивает человеческому  индивиду усвоение норм, эталонов поведения, взглядов на неосознанном уровне. Эти  нормы и взгляды характерны для его семьи и ближайшего окружения, их усвоение происходит неосознанно, и они не всегда соответствуют общественно принятым. Институциональный механизм осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтом общества. Они могут быть созданы специально для социализации индивида, а могут осуществлять социализирующее влияние попутно, выполняя свои главные функции. В процессе взаимодействия с различными институтами человек приобретает знания и опыт социально одобряемого поведения, идентифицируя себя с различными предлагаемыми образцами.

    Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры и способствует формированию определенного стиля жизни. Под  субкультурой понимается комплекс морально-психологических  черт, особое поведение, которые свойственны для людей определенного возраста. (, 26)

    Межличностный механизм обеспечивает идентификацию  социализируемого со значимыми для  него людьми в процессе общения.

    Влияние всех вышеназванных механизмов может  опосредоваться внутренним монологом (рефлексией), в котором индивид либо принимает, либо отвергает те или иные ценности, поэтому необходимо также рассматривать рефлексивный механизм социализации.

    Соотношение роли этих механизмов различно в зависимости  от условий проживания, вида деятельности, в которой выступает социализируемый.

    Для педагога особо значимо понимание  социально-психологических механизмов социализации. В процессе общения  и взаимодействия индивида с окружающими  его людьми осуществляется усвоение присущих данной группе людей норм, отношений и форм поведения, т.е. происходит идентификация личности с обществом. Например, идентификация с представителями определенного пола, определенной профессии.

    Социализирующийся индивид (особенно дети) сознательно  или бессознательно воспроизводит  образцы поведения, манеры, речь, поступки окружающих, т.е. срабатывает механизм подражания. Если осознанно копируется определенная модель поведения, налицо имитация. У школьников и молодежи часто срабатывает конформизм. Он проявляется в том, что личность при наличии и осознании расхождений во мнениях с окружающими ее людьми, тем не менее, соглашается с ними.

    В жизни нередко можно наблюдать  неосознанное воспроизведение человеком  мыслей, чувств, поведения тех людей, с кем он общается, то есть включается механизм внушения. Нередко механизмом социализации выступает стыд и чувство вины как переживание позора, связанного с реакцией других людей и наказанием самого себя.

    Таким образом, к социально-педагогическим механизмам социализации относятся  идентификация, подражание и имитация, внушение, конформность, стыд и чувство вины.

    Структура процесса социализации быть представлена на основе последовательности и стадиальности  протекания. Последовательность протекания социализации отражает развитие личности в процессе вхождения в новую социальную среду, характеризуется тремя фазами (стадиями, этапами).

    Первая  стадия - адаптация. На этой стадии происходит усвоение бытующих в соответствующей  среде форм общения и определенной деятельности. Здесь действуют механизмы  идентификации, конформизма, внушения. (Шилова)

    Вторая  стадия характеризуется поиском  средств и способов для самореализации и переонализации, проявление своей  индивидуальности. На этой стадии включаются механизмы контрвнушения, обособления, нонконформизма.

    Третья  стадия — интеграция — объединение с группой посредством реализации потребностей индивида осуществить свой вклад в жизнь группы. На этой стадии индивид трансформирует групповой взаимодействие. Следствием дезинтеграции может быть либо изоляция личности, либо деградация с возрастом более ранней стадии ее развития. В процессе социализации присутствует конфликт (противоречие) между степенью вживания человека в обществе и степенью его обособления в нем. Человек может оказаться не только «творцом свой жизни», но и «жертвой социализации». Если между двумя составляющими конфликта существует баланс, то мы можем говорить об эффективной социализации. Жертвой может стать как неадаптированный человек, так и личность, не умеющая противостоять в определенной мере обществу. Жертвами могут стать люди в силу объективных обстоятельств социализации. И только направленная и социально-контролируемая социализация может уменьшить опасность стать жертвой.

    Направленная  социализация детерминируется политическими, социально-экономическими отношениями, культурой отдельного общества. Проблема направленной и социально-контролируемой социализации может быть рассмотрена в контексте современной концепции воспитания: личностно-ориентируемого, деятельностного, гуманистического, системного подходов.

    А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы (      ):

  • макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);
  • мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос), по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, и др.);
  • микрофакторы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организация, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные и др.).

      В последние годы возрастает  значение макрофакторов социализации, в первую очередь природно-географических условий, которые как прямым, так и косвенным путем влияют на становление личности. Экологические изменения биосферы, загрязнения окружающей среды, нарушения экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставляют человечество серьезно относиться к этой проблеме. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека.

    У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое  влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные  отношения, образ жизни, обычаи, привычки. Она формирует структуру этнической общности, региональную специфику, культуру, физический тип людей, расовые признаки (цвет кожи, глаз, форма и цвет волос, форма черепа, рост и другое). В каждом этническом объединении складываются свои виды деятельности, межэтнические отношения, различный семейный быт, брачные обычаи и обряды.

    В каждой этнической группе складывается свое представление о человеке, его  поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, принимающей межнациональные  отношения, становится реальной задачей образовательных институтов.

    Большое место в современных исследованиях  проблемы познания социального мира занимает проблема возникновения у  ребенка представлений о наличии  у других людей способности переживать различные психические состояния, такой же, какой обладает он сам. Существует огромный интерес к проблеме социального понимания. Уже в возрасте двух месяцев ребенок вовлечен в интеракцию как социальный партнер. В конце первого года жизни дети уже могут участвовать в триадической интеракции, включающей объект, на который направлен интерес взрослого и ребенка. К этому времени дети уже явно имеют представление о психических состояниях партнера по общению (они направляют чье-либо внимание жестами, могут использовать эмоциональную экспрессию другого для ориентации в ситуации и т.д.)

    Основными компонентами системы, в которой протекает процесс направленной социализации, являются субъект и объект - воспитатель и воспитанник.

    Роль  личности в детстве происходит под  влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а так же под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютеры) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

    Следует иметь в виду, что требования к  ребенку в том или ином аспекте  социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и организации, с которыми он взаимодействует в рамках микросоциума. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обуславливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

    В рамках микросоциума ребенок получает весьма многообразный и противоречивый опыт жизни, становится свидетелем и участником отношений и событий, имеющих зачастую асоциальный и антисоциальный характер.

    Микросоциум играет большую роль в реализации ребенка позиции субъекта социализации. Это связано с тем, что он - непосредственная среда жизнедеятельности ребенка. Семья, соседи, группы сверстников, школа, культурные и учебно-воспитательные учреждения предоставляют определенные возможности для проявления субъектности ребенка в повседневной жизни, для решения им возрастных задач под влиянием норм и ценностей обыденного сознания, характерных для тех людей, с которыми он взаимодействует.

    Человек, полностью адаптированный в социуме  и не способный к какой-то мере противостоять ему, то есть конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в социуме также становиться жертвой социализации - девиантом: правонарушителем или еще как-то отклоняющимся от принятого в этом социуме образа жизни.

    Таким образом, можно констатировать, что  в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в социуме и степенью обособления его в социуме. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в социуме и обособлением в нем. Одним из показателей успешной социализации является адаптация человека в новых для него условиях.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной  адаптации первоклассника в школе

    О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка  в школе, сказано и написано в  отечественной психологической  и педагогической литературе убедительно  и достаточно (И.В. Дубровина,   Р.В. Овчарова и др. расширить список). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, те базовые учебные установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.

    То, по какому магистральному пути пойдёт развитие школьника в ближайшие  годы, будет ли в период адаптации  заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребёнок попадёт в чужой, непонятный, а следовательно и враждебный ему  школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.

    Прежде  чем вести разговор о адаптации первоклассника в школе, хотелось бы определиться с самим термином "адаптация".

    Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.

Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы