Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе
Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….
А.В. Мудрик () выделяет универсальные механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный.
Традиционный механизм обеспечивает человеческому индивиду усвоение норм, эталонов поведения, взглядов на неосознанном уровне. Эти нормы и взгляды характерны для его семьи и ближайшего окружения, их усвоение происходит неосознанно, и они не всегда соответствуют общественно принятым. Институциональный механизм осуществляется в процессе взаимодействия человека с институтом общества. Они могут быть созданы специально для социализации индивида, а могут осуществлять социализирующее влияние попутно, выполняя свои главные функции. В процессе взаимодействия с различными институтами человек приобретает знания и опыт социально одобряемого поведения, идентифицируя себя с различными предлагаемыми образцами.
Стилизованный механизм действует в рамках определенной субкультуры и способствует формированию определенного стиля жизни. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт, особое поведение, которые свойственны для людей определенного возраста. (, 26)
Межличностный механизм обеспечивает идентификацию социализируемого со значимыми для него людьми в процессе общения.
Влияние всех вышеназванных механизмов может опосредоваться внутренним монологом (рефлексией), в котором индивид либо принимает, либо отвергает те или иные ценности, поэтому необходимо также рассматривать рефлексивный механизм социализации.
Соотношение роли этих механизмов различно в зависимости от условий проживания, вида деятельности, в которой выступает социализируемый.
Для
педагога особо значимо понимание
социально-психологических
Социализирующийся индивид (особенно дети) сознательно или бессознательно воспроизводит образцы поведения, манеры, речь, поступки окружающих, т.е. срабатывает механизм подражания. Если осознанно копируется определенная модель поведения, налицо имитация. У школьников и молодежи часто срабатывает конформизм. Он проявляется в том, что личность при наличии и осознании расхождений во мнениях с окружающими ее людьми, тем не менее, соглашается с ними.
В жизни нередко можно наблюдать неосознанное воспроизведение человеком мыслей, чувств, поведения тех людей, с кем он общается, то есть включается механизм внушения. Нередко механизмом социализации выступает стыд и чувство вины как переживание позора, связанного с реакцией других людей и наказанием самого себя.
Таким образом, к социально-педагогическим механизмам социализации относятся идентификация, подражание и имитация, внушение, конформность, стыд и чувство вины.
Структура процесса социализации быть представлена на основе последовательности и стадиальности протекания. Последовательность протекания социализации отражает развитие личности в процессе вхождения в новую социальную среду, характеризуется тремя фазами (стадиями, этапами).
Первая стадия - адаптация. На этой стадии происходит усвоение бытующих в соответствующей среде форм общения и определенной деятельности. Здесь действуют механизмы идентификации, конформизма, внушения. (Шилова)
Вторая стадия характеризуется поиском средств и способов для самореализации и переонализации, проявление своей индивидуальности. На этой стадии включаются механизмы контрвнушения, обособления, нонконформизма.
Третья стадия — интеграция — объединение с группой посредством реализации потребностей индивида осуществить свой вклад в жизнь группы. На этой стадии индивид трансформирует групповой взаимодействие. Следствием дезинтеграции может быть либо изоляция личности, либо деградация с возрастом более ранней стадии ее развития. В процессе социализации присутствует конфликт (противоречие) между степенью вживания человека в обществе и степенью его обособления в нем. Человек может оказаться не только «творцом свой жизни», но и «жертвой социализации». Если между двумя составляющими конфликта существует баланс, то мы можем говорить об эффективной социализации. Жертвой может стать как неадаптированный человек, так и личность, не умеющая противостоять в определенной мере обществу. Жертвами могут стать люди в силу объективных обстоятельств социализации. И только направленная и социально-контролируемая социализация может уменьшить опасность стать жертвой.
Направленная социализация детерминируется политическими, социально-экономическими отношениями, культурой отдельного общества. Проблема направленной и социально-контролируемой социализации может быть рассмотрена в контексте современной концепции воспитания: личностно-ориентируемого, деятельностного, гуманистического, системного подходов.
А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы ( ):
В последние годы возрастает значение макрофакторов социализации, в первую очередь природно-географических условий, которые как прямым, так и косвенным путем влияют на становление личности. Экологические изменения биосферы, загрязнения окружающей среды, нарушения экологического равновесия в биосфере, вызванные антропогенной деятельностью, заставляют человечество серьезно относиться к этой проблеме. Созданные человеком силы стали угрожать самому существованию человека. Усилилось отрицательное влияние природных факторов на здоровье и деятельность человека.
У
каждого народа существует своя географическая
среда обитания, оказывающая специфическое
влияние на национальное самосознание,
демографическую структуру, межличностные
отношения, образ жизни, обычаи, привычки.
Она формирует структуру
В каждой этнической группе складывается свое представление о человеке, его поведении и менталитете. Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, принимающей межнациональные отношения, становится реальной задачей образовательных институтов.
Большое
место в современных
Основными компонентами системы, в которой протекает процесс направленной социализации, являются субъект и объект - воспитатель и воспитанник.
Роль личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а так же под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение, компьютеры) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.
Следует иметь в виду, что требования к ребенку в том или ином аспекте социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и организации, с которыми он взаимодействует в рамках микросоциума. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обуславливают специфический и неидентичный характер этих требований. Содержание же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.
В рамках микросоциума ребенок получает весьма многообразный и противоречивый опыт жизни, становится свидетелем и участником отношений и событий, имеющих зачастую асоциальный и антисоциальный характер.
Микросоциум играет большую роль в реализации ребенка позиции субъекта социализации. Это связано с тем, что он - непосредственная среда жизнедеятельности ребенка. Семья, соседи, группы сверстников, школа, культурные и учебно-воспитательные учреждения предоставляют определенные возможности для проявления субъектности ребенка в повседневной жизни, для решения им возрастных задач под влиянием норм и ценностей обыденного сознания, характерных для тех людей, с которыми он взаимодействует.
Человек, полностью адаптированный в социуме и не способный к какой-то мере противостоять ему, то есть конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в социуме также становиться жертвой социализации - девиантом: правонарушителем или еще как-то отклоняющимся от принятого в этом социуме образа жизни.
Таким
образом, можно констатировать, что
в процессе социализации заложен внутренний,
до конца не разрешимый конфликт между
степенью адаптации человека в социуме
и степенью обособления его в социуме.
Другими словами, эффективная социализация
предполагает определенный баланс между
адаптацией в социуме и обособлением в
нем. Одним из показателей успешной социализации
является адаптация человека в новых для
него условиях.
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др. расширить список). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, те базовые учебные установки, которые в существенной мере определяет в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде.
То, по какому магистральному пути пойдёт развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребёнок попадёт в чужой, непонятный, а следовательно и враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.
Прежде чем вести разговор о адаптации первоклассника в школе, хотелось бы определиться с самим термином "адаптация".
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы