Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе

Содержание

Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы.doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Программа психолого-педагогической поддержки

дезадаптированных детей (этап первичной адаптации)

    Цель  программы: содействие эффективной адаптации первоклассников к школьному обучению и преодоление их психологических проблем.

    Задачи:

     - Осознание, принятие школьных правил; формирование «внутренней позиции школьника»;

    - Коррекция неблагоприятных особенностей, формирование адекватного отношения к самому себе.

    - Коррекция самооценки;

    - Снижение тревожности;

    - Развитие навыков взаимодействия в группе детей;

    - Развитие навыков взаимодействия с родителями;

    Формирование  у родителей форм взаимодействия с детьми.

    Направления работы:

    - работа с родителями;

    - работа с детьми;

    - работа с педагогами.

    Задачами  работы с родителями и педагогами являются оказание психолого-педагогического воздействия на родителей и учителей; устранение психотравмирующих ситуаций в семье и в образовательном учреждении; психологическое просвещение в отношении школьной адаптации.

    Постоянно действующий семинар для родителей помогает обсуждать и обдумывать семейные отношения, обмениваться опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывать пути решения семейных конфликтов. В рамках семинара использовались лекционные приемы, групповые дискуссии, индивидуальные суждения.  

    Семинарские занятия для родителей  первоклассников

    № п/п 

    Тема  занятия 

    Проблемы 

    1. Установочное.

    Создание  установки на коррекцию, активизация  родителей, контакты, вера в позитивный результат.

    2. Актуализация ситуации.

    Эмоциональные переживания ребенка и родителей. Болезни детей и их причины. Детская  тревожность.

    3. Актуализация личностных проблем. 

    Взаимоотношения с ребенком. Осознание мотивов  воспитания. Анализ семейных отношений  и требований родителей к ребенку.

    4. Проработка связей.

    Конструктивное  взаимодействие с ребенком.

    5. Подведение итогов и анализ  результатов работы.

    Самооценка  достижений.

    6. Индивидуальные консультации.

    Оказание  психолого-педагогической помощи.  

    Коррекционно-профилактическая работа с первоклассниками

    №/№ 

    Тема  занятия 

    1. Я – школьник.

    2. Я себя люблю.

    3. Мое настроение.

    4. Чтобы не болеть.

    5. Я и мой класс. 

    6. Я и моя семья.  

    Программа реализуется в первом полугодии. Эффективность проведенной работы оценивается методами психологической диагностики.

    Работа  с педагогами

    №/№ 

    Тема  занятия 

    1. Понятие адаптации и дезадаптации. Пути решения проблемы дезадаптации. Трудности адаптации. Готовность  ребенка к школе. 

    2. Как строить работу с дезадаптированными  учащимися. Приемы снятия физического и психологического напряжения. Практический семинар.

    3. Как общаться с родителями  первоклассников. Педагогика сотрудничества.  

    Заключение  по результатам психолого-педагогической диагностики уровня готовности к школьному  обучению

    Ф.И.О. ребенка_________________________________________________

    Дата  рождения__________________________________________________

    Дата  обследования______________________________________________

    Общие результаты диагностики___________________________________

    ______________________________________________________________

    ______________________________________________________________

    Умственная  работоспособность (внимание)_________________________

    Внутренний  план действия_______________________________________

    Опосредованная зрительная память________________________________

    Словесно-логическое мышление __________________________________

    Комбинаторное мышление _______________________________________

    Ведущая учебная мотивация______________________________________

    Дополнительные сведения________________________________________

    Контактность___________________________________________________

    Речь___________________________________________________________

    Ориентация  на систему требований________________________________

    Утомляемость__________________________________________________

    Запас знаний___________________________________________________

    Общий вывод о готовности к школьному  обучению:

    Дополнительные  условия успешного обучения:______________________

    ______________________________________________________________

    Рекомендации  родителям_________________________________________

    Рекомендации  педагогу __________________________________________ 

    Протокол  индивидуального  психолого-педагогического  обследования

    Дата  обследования: __________

    ФИО ребенка___________________________________________________

    Дата  рождения____________________полных лет____________________

    Домашний  адрес________________________________________________

    Посещал ли детский сад?___________________________В течение какого времени?____________________________________________________

    Здоровье:______________________________________________________

    Проблемы в родах, поздние роды, травмы

    Хронические заболевания________________________________________

    Группа  здоровья________________________________________________

    Социальные  условия развития:

    ФИО матери____________________________________________________

    Место работы, должность________________________________________

    Дата  рождения__________________________________________________

    ФИО отца _____________________________________________________

    Место работы отца______________________________________________

    Дата  рождения__________________________________________________

    Количество  детей в семье________________________________________

    Из  них мальчиков______________девочек__________________________

    Из  них учащихся________________________________________________

    Бытовые условия семьи__________________________________________

    Материальное  положение________________________________________

    (Доход  на каждого члена семьи (ниже  прожиточного уровня, выше прожиточного  уровня)

    Мотивация учения______________________________________________

    Отношение к школе_____________________________________________

    (+ или –) 

    Причины______________________________________________________

    Коммуникативные качества______________________________________

    Развитие  крупных движений______________________________________

    Ведущая рука___________________________________________________

    Характер_______________________________________________________

    Темперамент___________________________________________________

    Работоспособность______________________________________________

    Внимание______________________________________________________

    Пространственная ориентировка__________________________________

    Цвета: (основные)_______________________________________________

    Речь___________________________________________________________

    Дефекты речи__________________________________________________

    Читает:__________знает буквы_____________складывает слоги________

    Фонематический  слух____________________________________________

    Память: слуховая____________зрительная__________________________

    Уровень познавательной активности_______________________________

    Развитие  мелких движений:_______________________________________

    Волевая готовность______________________________________________

    Социальная  готовность__________________________________________

    Психологическая готовность______________________________________

    Период  адаптации_______________________________________________

    ______________________________________________________________

    Уровень тревожности: на …..г.____________________на ….г._________

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

    (комплексное,  для родителей 1-4 классов)

    Тема: «Ваш ребенок – школьник»

                   Сделать серьезное  занятие для ребенка занимательным  – 

                   вот задача первоначального  обучения.

                   Всякий здоровый ребенок требует деятельности,

                   и притом серьезной  деятельности… 

                   Следовательно, с  первых же уроков приучайте детей

                   полюбить свои обязанности 

                   и находить удовольствие в их исполнении.

                                                                                      К.Д.Ушинский

    Цель  собрания:

    Познакомить родительский коллектив с психическими и физиологическими особенностями младших школьников.

    Содействовать укреплению взаимопонимания между  взрослыми и детьми.

Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы