Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе
Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа психолого-педагогической поддержки
дезадаптированных детей (этап первичной адаптации)
Цель программы: содействие эффективной адаптации первоклассников к школьному обучению и преодоление их психологических проблем.
Задачи:
- Осознание, принятие школьных правил; формирование «внутренней позиции школьника»;
- Коррекция неблагоприятных особенностей, формирование адекватного отношения к самому себе.
- Коррекция самооценки;
- Снижение тревожности;
- Развитие навыков взаимодействия в группе детей;
- Развитие навыков взаимодействия с родителями;
Формирование у родителей форм взаимодействия с детьми.
Направления работы:
- работа с родителями;
- работа с детьми;
- работа с педагогами.
Задачами работы с родителями и педагогами являются оказание психолого-педагогического воздействия на родителей и учителей; устранение психотравмирующих ситуаций в семье и в образовательном учреждении; психологическое просвещение в отношении школьной адаптации.
Постоянно
действующий семинар для родителей помогает
обсуждать и обдумывать семейные отношения,
обмениваться опытом, самостоятельно
в ходе группового обсуждения вырабатывать
пути решения семейных конфликтов. В рамках
семинара использовались лекционные приемы,
групповые дискуссии, индивидуальные
суждения.
Семинарские занятия для родителей первоклассников
№ п/п
Тема занятия
Проблемы
1. Установочное.
Создание установки на коррекцию, активизация родителей, контакты, вера в позитивный результат.
2. Актуализация ситуации.
Эмоциональные
переживания ребенка и
3.
Актуализация личностных
Взаимоотношения с ребенком. Осознание мотивов воспитания. Анализ семейных отношений и требований родителей к ребенку.
4. Проработка связей.
Конструктивное взаимодействие с ребенком.
5. Подведение итогов и анализ результатов работы.
Самооценка достижений.
6. Индивидуальные консультации.
Оказание
психолого-педагогической помощи.
Коррекционно-
№/№
Тема занятия
1. Я – школьник.
2. Я себя люблю.
3. Мое настроение.
4. Чтобы не болеть.
5. Я и мой класс.
6.
Я и моя семья.
Программа
реализуется в первом полугодии.
Эффективность проведенной
Работа с педагогами
№/№
Тема занятия
1.
Понятие адаптации и
2.
Как строить работу с
3.
Как общаться с родителями
первоклассников. Педагогика
Заключение
по результатам психолого-
Ф.И.О.
ребенка_______________________
Дата
рождения______________________
Дата
обследования__________________
Общие
результаты диагностики___________________
__________________________
__________________________
Умственная
работоспособность (внимание)____________________
Внутренний
план действия______________________
Опосредованная
зрительная память________________________
Словесно-логическое
мышление ______________________________
Комбинаторное
мышление ______________________________
Ведущая
учебная мотивация_____________
Дополнительные
сведения______________________
Контактность______________
Речь______________________
Ориентация
на систему требований____________
Утомляемость______________
Запас
знаний________________________
Общий вывод о готовности к школьному обучению:
Дополнительные
условия успешного обучения:___
__________________________
Рекомендации
родителям_____________________
Рекомендации
педагогу ______________________________
Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования
Дата обследования: __________
ФИО
ребенка_______________________
Дата
рождения____________________
Домашний
адрес_________________________
Посещал
ли детский сад?__________________
Здоровье:_________________
Проблемы в родах, поздние роды, травмы
Хронические
заболевания___________________
Группа
здоровья______________________
Социальные условия развития:
ФИО
матери________________________
Место
работы, должность_____________________
Дата
рождения______________________
ФИО
отца ______________________________
Место
работы отца__________________________
Дата
рождения______________________
Количество
детей в семье_________________
Из
них мальчиков______________
Из
них учащихся__________________
Бытовые
условия семьи_________________
Материальное
положение_____________________
(Доход на каждого члена семьи (ниже прожиточного уровня, выше прожиточного уровня)
Мотивация
учения________________________
Отношение
к школе_______________________
(+ или –)
Причины___________________
Коммуникативные
качества______________________
Развитие
крупных движений______________
Ведущая
рука__________________________
Характер__________________
Темперамент_______________
Работоспособность_________
Внимание__________________
Пространственная
ориентировка__________________
Цвета:
(основные)____________________
Речь______________________
Дефекты
речи__________________________
Читает:__________знает буквы_____________складывает слоги________
Фонематический
слух__________________________
Память:
слуховая____________
Уровень
познавательной активности____________________
Развитие
мелких движений:_____________________
Волевая
готовность____________________
Социальная
готовность____________________
Психологическая
готовность____________________
Период
адаптации_____________________
__________________________
Уровень тревожности: на …..г.____________________на ….г._________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
(комплексное, для родителей 1-4 классов)
Тема: «Ваш ребенок – школьник»
Сделать серьезное
занятие для ребенка
вот задача первоначального обучения.
Всякий
и притом серьезной деятельности…
Следователь
полюбить
и находить удовольствие в их исполнении.
Цель собрания:
Познакомить родительский коллектив с психическими и физиологическими особенностями младших школьников.
Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми.
Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы