Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе
Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….
Предложить практические советы организации общения с младшими школьниками.
ПЛАН СОБРАНИЯ
1. Дискуссия по обсуждению следующих вопросов:
1) Кто такой младший школьник? Как чувствует себя ваш ребенок в школе?
2) Легко ли ему учиться?
3) Знаете ли вы своего ребенка?
2. Выступление школьного врача.
3. Родительский практикум .
4. Лекция "Психологические особенности младших школьников".
Форма собрания – групповая.
Начало под музыку "Наташка-первоклашка".
План организации собрания
I. Вступительное слово учителя: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем вам вступить в диалог о проблемах младших школьников.
Прошло совсем немного времени, и наши дошкольники превратились в настоящих школьников. Как проходит этот процесс, где возникают проблемы; как помочь детям учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании. Представленный материал будет адресован в основном родителям первоклассников. Но и родители второклассников и четвероклассников, надеюсь, тоже заинтересуются им.
Сначала давайте послушаем детей (Включается аудиозапись высказываний детей о школе, о их впечатлениях и чувствах).
II.
Обсуждение с родителями
Родители в свободной форме обсуждают друг с другом и с учителем, что они вкладывают в понятие «младший школьник». Легко ли учиться в начальной школе сегодня? Почему?
Младший школьник во многом психологически похож на дошкольника. Сколько ему лет? Шесть? Семь? Восемь?.. Вероятно, именно поэтому многие дети в начале ХХ века начинали обучаться в гимназии, куда брали ребенка с 9-10 лет, то есть собственно начальную школу значительное количество детей проходили дома, с гувернерами, репетиторами-студентами и гимназистами старших классов. Обучение опиралось на личный опыт ребенка. Это помогало осуществлять неотчужденное обучение – обучение, с помощью которого маленький ученик мог решать собственные проблемы: как написать письмо-записку папе или другу, как посчитать, сколько денег надо скопить, чтобы купить книгу или игрушку, как перевести с иностранного языка поздравление, написанное на открытке.
А что сегодня? Как можно сделать ребенка центром и субъектом педагогического процесса?
Прежде всего, обучение должно строиться на основе возрастных психологических особенностей детей. Равнодушных при этом не должно быть. Вначале – разговор о здоровье.
III.
Обсуждение вопроса «
На
протяжении всей жизни человеку неоднократно
приходится приспосабливаться к
условиям внешней среды. Переход
от дошкольного детства к
Сообщение
врача школы о проблемах
IV.
Родительский практикум-игра «
Учитель: Я предлагаю заглянуть в «корзину чувств» и выбрать одно их них. В корзине этой находятся самые разнообразные чувства – и позитивные, и негативные, испытываемые человеком.
Как только ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование (так же, как и у ребенка). Опустите руку в корзину и возьмите "чувство", которое вас переполняет. (Родители называют переживаемые ими чувства). Задание позволяет выявить трудности и проблемы в семьях, обсудить эти темы в ходе собрания (Включается аудиозапись высказываний детей о чувствах, которые они испытывали, идя в первый класс).
V
. Лекция «Психологические
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Родители должны знать, что ребенок с поступлением в школу будет изменяться. К наступлению школьного возраста дети приходят с совершенно разным багажом опыта, с разными знаниями, умениями, навыками, привычками.
Разговор об особенностях психологического развития в младшем школьном возрасте мы начнем с психологической готовности к школьному обучению. Психологи связывают решение этой проблемы с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. А наступает школьный возраст (кризис 7 лет) у каждого ребенка по-разному: у кого-то в 6 лет, у кого в 6,5 лет или в 7 и даже в 8. Дело здесь не в биологическом возрасте, а в психологической подготовке к школе.
Так в чем же разница между дошкольником и младшим школьником?
Дошкольник
Младший школьник
1. Непосредствен, не управляет своими эмоциями, у него еще нет "обобщения переживания".
Умеет
обобщать и осознавать свои эмоции;
при отрицательном опыте
2. Я еще маленький.
Изменение
социального статуса –
3. Спонтанное обучение – обучение по «своей программе», то есть дитя учится тому, чему хочет научиться по своей инициативе. Ребенок-дошкольник не умеет переосмысливать чужую программу (инструкцию), хотя и старается, по мере возможности, ее выполнять, а когда устает, то бросает это занятие.
Переход от спонтанного к реактивному обучению (Реактивный характер обучения – то есть способность учиться по «чужой» программе).
Кроме того, ребенок-школьник уже способен (правда, лишь в некоторых ситуациях) превратить реактивное обучение в спонтанное. В дальнейшем эта способность – делать чужую программу своей собственной – формируется на протяжении всего младшего школьного периода развития.
4.
Ведущей деятельностью
Игра – ведущая, но не преобладающая деятельность. Игра носит развивающий характер и подчинена определенным правилам. Учебной деятельностью школьник только овладевает.
5. «Практики». Действуют путем проб и ошибок.
«Теоретики». Концентрируют внимание на способе деятельности, умеют его структурировать в зависимости от целей и задач деятельности.
6. Общение ограничено.
Инициативен в общении. Общение со взрослыми и детьми.
7. Внимание непроизвольное.
Внимание – центральное психологическое новообразование детей младшего школьного возраста. Ребенок постоянно развивается.
8. Хорошо развита механическая память. Она непроизвольная и основана на эмоциях.
Память
– центральная психическая
9. Преобладание эмоций.
Формируется волевая сфера.
10. Нет четкой мотивации.
Формируется
положительная мотивация и
11.
Познавательные функции
Развиваются познавательные функции, необходимые для обучения.
Качественное отличие младших школьников от дошкольников состоит в том, что младшие школьники являются «теоретиками», а дошкольники – «практиками». То есть, если выражаться фигурально, младшие школьники играют по чужим правилам.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно учиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться требуемых результатов.
Младший школьник теряет непосредственность, научается предвидеть свои эмоции, научается намеренно и произвольно уходить от отрицательных ситуаций, одновременно продуцирует ситуации, которые имели положительный характер.
Школьное обучение отличается реактивным характером, то есть способностью учиться по чужой программе.
С одной стороны, все очень просто: способен учиться по чужой программе – психологически готов к школьному обучению. Но, с другой стороны, что заставляет человека отказываться от собственных желаний и намерений и стать послушным воле и инструкции учителя? Ведь дети гораздо эффективнее и с большим интересом обучаются спонтанно, а не реактивно.
Ребенок-дошкольник не умеет переосмысливать чужую программу и старается по мере возможности ее выполнять, а когда устает, то бросает это занятие (примеры из газеты).
Возникновение и развитие способности принимать поставленные взрослым учебные задачи – важнейший аспект формирования собственно учебной деятельности.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный. Интеллектуальная зрелость – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, умение воспроизводить образец. Центральным показателем интеллектуального развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность образного и основ словесно-логического мышления
Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть достаточно развитое произвольного поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять указания учителя.
Начало
школьного обучения является для
каждого ребенка сильным
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы