Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:03, курсовая работа
Задачи:
1. Выявить сущность социализации.
2. Определить факторы социализации младших школьников.
3. Рассмотреть условия педагогической поддержки первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе
Введение………………………………………………………...…3
Глава 1. Социальная адаптация младших школьников в условиях общеобразовательной школы
1 1. Сущность социализации
1.2. Психолого-педагогические проблемы социальной адаптации первоклассника в школе
Глава 2. Педагогические условия успешной адаптации первоклассников в условиях школы
2.1. Педагогическая поддержка адаптации первоклассников в общеобразовательной школе
2.2. Опыт работы общеобразовательной школы по педагогическому сопровождению социальной адаптации первоклассников (на примере СОШ № 1 г. Лесосибирска)
Заключение……………………………………………………….
Список использованной литературы……………………...……
Приложение…………………………………………………...….
Об авторитете
Многие родители жалуются, что с началом школьной жизни их авторитет у детей падает. Изучение психологической готовности к школьному обучению показало, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка меняется качество общения с окружающими. Не надо бояться, что ребенок не будет слушать родителей, для успешной учебы ему необходимо понимать требования учителя. Не забывайте, что он вступил в новые условия.
Об игре
В младшем школьном возрасте ребенок продолжает играть. Психологически для него это очень важно. Л.С. Выготский подчеркивал, что игра – ведущая, но не преобладающая деятельность младшего школьника. Учебной деятельностью ребенок только овладевает, только учится общаться, учится понимать требования, учится жить в новых условиях. А в остальное время он занимается тем, что интересует больше всего его самого. Для младшего школьного возраста это игра. Причем играют дети в эту пору жизни по-разному. С одной стороны, он занят знакомыми играми, с другой – учится осваивать новые роли. Дети моделируют в игре свои отношения с окружающими, проигрывают различные ситуации – в одной обстановке они лидируют, в другой подчиняются, в третьей кооперируются с другими детьми и взрослыми. Нередко дети играют «в школу», копируя интонации и речь учителя. Учат при этом всех: домашних, игрушки... Игра «в школу» с близкими является очень эффективным домашним заданием, выполняемым к тому же с интересом и носящим развивающий характер. Все родственники должны поддерживать игру «в учителя». Позиция учителя позволяет создать условия для развития интереса к познанию: ведь обучая других, ребенок должен будет выделить способ выполнения той или иной деятельности, структурировать его, искать адекватные способы передачи знаний ученикам. Когда ребенок обучает другого тому, чему его учили в школе, он вольно или невольно не просто повторяет пройденное, но и осмысливает и запоминает его, рефлектирует собственное понимание.
Итак, семья для младшего школьника – место, где он продолжает отработку приемов и навыков игровой деятельности. Однако этим роль семьи в жизни ребенка не исчерпывается. Исследование восприятия семьи младшими школьниками показало, что он воспринимает семью как группу людей, выполняющих коллективно-распределительную деятельность, нацеленную на достижение общего результата: люди убирают квартиру, наряжают елку, идут в поход, собираются на дачу и т.п.
Такое особое восприятие семьи младшими школьниками означает: если он не видит подобной деятельности или не принимает в ней участия, то как единое целое семью он не воспринимает и не видит в ней никаких связей.
Всем членам семьи необходимо иметь общие интересы и общие дела.
О психических процессах
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.
По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Это несовершенство проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные
навыки, мелкие движения рук у них
еще очень несовершенны, что вызывает
трудности при овладении
Внимание
Внимание учащихся первых классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Внимание тесно связано с памятью. Процессы произвольного внимания на начальном этапе обучения являются для ребенка процессами внешнего дисциплинирования. Постепенно ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию. С совершенствованием и развитием произвольного внимания развивается волевое внимание.
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна по причине слабости развития самих мыслительных операций. Если проанализировать наиболее частые жалобы родителей, то они преимущественно связаны с памятью и вниманием. В младшем школьном возрасте в памяти ребенка происходят качественные изменения. Она, прежде всего, становится опосредованной: ребенок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания. Механическая память дошкольников переходит в смысловую. Процесс это не простой и длительный. От родителей здесь требуются внимание и терпение.
Мышление
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, в ходе которой ребенок начинает логически мыслить, рассуждать, доказывать. Мышление у первоклассников преимущественно наглядно-образное. Действия «в уме» даются им пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного механизма осуществлять внутренний план действий. Но в ходе развития шаг за шагом происходит развитие мышления. Мыслить для ребенка – значит вспоминать. Мышление развивается в непосредственной зависимости от памяти. Инструментом мышления является речь.
Став школьником и приступив к овладению премудростями школьной науки, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Самостоятельность, навыки саморегуляции прививаются постепенно.
В случае школьных неудач все продуктивные действия родителей могут быть направлены на повышение учебной мотивации. В младшей школе процесс привыкания к постоянным обязанностям часто протекает неровно, со сбоями и даже конфликтами ребенка с действительностью. Повышение мотивации к учебе, повышение интереса к тайнам, загадкам поможет ребенку приобрести привычку учиться.
Источником
горьких переживаний
Первый год обучения порой определяет всю последующую школьную жизнь ребенка. Многое на этом пути зависит от родителей.
Ребенок младшего школьного возраста должен всегда чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку ни получил, в семье его будут по-прежнему любить. Ему смогут помочь, его пожалеют: ведь ему тоже не нравится быть плохим и получать двойки.
Как можно помочь ребенку?
Советы родителям:
1.
Поддержите в ребенке его
2.
Цените в своем ребенке
3. Отвечайте на все вопросы школьника. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
4.
Обращайте внимание на
5. Дайте ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха.
6.
Будьте объективны не только
в оценке своего ребенка, но
и в оценке сложившейся
7. Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
8.
Если вас в поведении ребенка,
в его учебных делах что-то
беспокоит, не стесняйтесь
9. Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
«На посошок»: Помните: основная задача начальной школы – обучение детей умению учиться! Мы – родители и школа – должны помочь ребенку задачу эту решить. Успехов!!!
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в школьном анкетировании. Это поможет вам лучше осознать ряд важных моментов в познавательном и личностном развитии вашего ребенка, а нам – в организации учебной работы школьников. Отметьте кружочком те пункты, в которых, на ваш взгляд, наиболее полно отражено ваше представление о вашем ребенке.
Благодарим за сотрудничество!
1.
Какими словами вы обычно
а) Что было сегодня на завтрак?
б) Что ты сегодня получил, какую отметку?
в) Что нового узнал? Чему научился?
2.
Сколько времени тратит
а) Не более часа.
б) Не более двух часов.
в) Может просидеть за уроками до позднего вечера.
3.
С каким настроением ваш
а) С неохотой.
б) Равнодушно.
в) С радостью.
4. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?
а) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи.
б) Ему интересно узнавать в школе новое.
в) Любит получать хорошие отметки.
г) Все ходят в школу – и он ходит.
д) Боится, что будет наказан, если не пойдет в школу.
е) Другой ответ:
5. Есть ли у вашего ребенка любимый предмет? Почему он его любит?
6.
Трудно ли учиться вашему
7.
Что бы вы посоветовали
Приложение №7
«Корзина чувств»
+ (положительные)
Радость
Удовольствие
Веселье
Желание учиться
Удивление
Гордость
Воодушевление
Интерес
Любознательность
Восторг
Информация о работе Психолого-педагогические проблемы адаптации младших школьников в условиях школы