Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа
Цель исследования - дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в данной сфере.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….
1.3. Система управления образованием в РФ……………………………
1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………
Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...
2.1. Анализ системы образования………………………………………….
2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………
2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….
Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...
3.1. Проблемы качества образования……………………………………..
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...
Заключение…………………………………………………………........
Список использованных источников…………………….
Приложение……………………………………………………
Функции отдела являются: разработка положений для органов исполнительной власти по долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному прогнозу развития образования, составление информации по развитию отрасли, реализация вопросов софинансирования мероприятий целевых программ, разработка методических рекомендаций, проведение консультаций подведомственных учреждений по вопросам экономики и финансов образования, организации работы образовательных учреждений в условиях введения механизма нормативного финансирования.
Реализация установленных бюджетным кодексом РФ прав главного распорядителя средств федерального и республиканского, местного бюджетов по отношению к подведомственным получателем средств.
Добиваться от руководителей учреждений образования эффективного использования государственных средств.
Централизованная бухгалтерия является структурным подразделением в управлении образования, подчиняется непосредственно начальнику управления, возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер, назначенный на должность приказом начальника РУО.
Структуру и штатную численность централизованной бухгалтерии утверждает начальник РУО по представлению главного бухгалтера и согласовывает с начальником финансового отдела. Основные задачи возлагаемые на централизованную бухгалтерию, организация бухгалтерского учета хозяйственной-деятельности РУО и всех структурных подразделений, контроль за правильным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности учреждений.
Центр управления качеством- основные задачи и функции центра разработка плана мероприятий по внедрению и совершенствованию системы качества образования. Проектирование нормативно-правовой документации системы качества, определение показателей системы качества с указанием мониторинга и сопоставление с критериями показателями, которые потребителями образовательных услуг.
Работа по координации деятельности образовательных учреждений, предусматривающая мониторинг качества образования и управленческие решения по совершенствованию системы качества.
Направления работы:
Инновационная деятельность-внедрение современной модели системы качества образования, отвечающей требованиям международных стандартов качества.
Контролирующая деятельность-разработка методических указаний и проектов управленческих решений по проблемам повышения качества образования.
Маркетинговая деятельность-изучение требований потребителей к качеству подготовки учеников.
Аккумулирующая деятельность-объединение в единую команду субъектов процесса управления качеством образования.
Отдел общего и дополнительного образования-является структурным подразделением управления, отдел находится в непосредственном подчинении начальника РУО.
Основные цели и задачи отдела: осуществление в пределах полномочий в сфере образования государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права на получения образования, обеспечивает условия для предоставления муниципальными образовательными учреждениями общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего 9полного) общего образования, а также дополнительного образования. Обеспечение условий для развития интересов и способностей обучающихся, воспитанников, формируя у них гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств. Сохранение и развитие сети муниципальных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. Организация работы по выявлению и поддержке одаренные дети.
Проанализировав управление системой образования в МО «Кабанский район» образования Кабанского района Республики Бурятия перейдем непосредственно к анализу качества самого образования.
2.3. Оценка качества образования в МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Анализ качества образования. в МО «Кабанский район»образования Кабанского района Республики Бурятия начнем с изучения программ предпрофильного и профильного обучения.
С 2003 года в школах района внедряются программы предпрофильного и профильного обучения:
- Селенгинская СОШ №2 – социально-экономический;
- Брянская СОШ – химико-биологический;
- Шигаевская СОШ – информационно-технологический;
- Кабанская СОШ – физико-математический, лингвистический;
- Каменский лицей – физико-математический, химико-биологический, социально-экономический;
- Селенгинская гимназия – физико-математический профиль, медико-биологический;
- Каменская СОШ № 2 – правовой профиль, информационный.
В 2008-2009 годах пересмотрена начальная профессиональная подготовка учащихся общеобразовательных школ с целью интеграции и оптимизации возможностей школ и профессиональных училищ. На базе Каменского ПУ-4 начальную профессиональную подготовку с 8 класса получают учащиеся Каменского лицея и Каменской школы №2, с 9 класса – учащиеся Выдринской школы. На базе Селенгинского политехнического техникума начальную профессиональную подготовку проходят учащиеся 10-11 классов Селенгинской СОШ №1 и №2, Шигаевской, Байкало-Кударинской школ.
В 13 школах района осуществляется подвоз детей из ближайших к школам населенных пунктов. За три года реализации ПНПО в район поступило 13 школьных автобусов, что позволяет решать вопросы не только доступности и качества образования, но и вопросы сетевого взаимодействия школ.
Во всех 28 общеобразовательных школах работает скоростной Интернет, что позволяет учащимся школ участвовать в дистанционных олимпиадах и конференциях, учителям обучаться на дистанционных курсах. В Каменском лицее установлена Конференц-связь ассоциации школ «Лицейское образование». Селенгинские школы №1 и №2 пользуются объединенной сетью школ «Новое поколение».
На 01.01.2010 года на один компьютер приходится 18 учащихся.
В течение 3-х лет в район поступило:
- интерактивных досок – 11;
- школьной мебели – 76 комплектов;
- учебных кабинетов – 22;
- лингафонных кабинетов – 16;
- учебного оборудования – 61 единица;
Приобретено учебно-наглядных пособий на 10198 тыс. руб., учебной и справочной литературы – за счет внебюджетных средств на 350 тыс. руб.
Большое внимание в течение 2006-2009гг. в районе уделялось укреплению материально-технической базы общеобразовательных учреждений. На ремонт образовательных учреждений, установку автоматической противопожарной сигнализации в школах, реконструкцию пищеблоков в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, благоустройство школ и школьных территорий было израсходовано свыше 40 млн. рублей.
Освоено 104 млн. рублей для ввода нового здания Сухинской школы в декабре 2008 года.
На 100% выполнены районом в 2009 году показатели, обеспечивающие безопасность пребывания детей в общеобразовательных учреждениях: температурный режим, меры противопожарной безопасности, действующая система охраны, благоустройство пришкольных территорий.
Благодаря проведенной оптимизации сети общеобразовательных учреждений, значительно улучшились индикаторы СЭР отрасли «Образование» по итогам 2009 года:
1. Увеличилась наполняемость классов, сегодня она составляет:
- по селу 17,2 (при плане 14);
- по городу 25,1 (при плане 25);
2. На одного учителя приходится 12,2 учащихся (при плане 11,6);
3. На одного работающего в МОУ приходится 5,6 ученика (при плане 4,5);
4. Среднемесячная начисленная заработная плата работников ОУ–11558,3 руб. (при плане 11331 руб.), в том числе учителей – 14773 руб. (при плане 14159 руб.).
Если говорить о качестве образования, то доля выпускников школ, участвовавших в ЕГЭ и сдавших его, составила 96,2% (при плане 86,5%).
Таким образом, анализируя итоги социально-экономического развития отрасли образования Кабанского района в 2006-2009 годах в направлении «Оптимизация сети образовательных учреждений», можно сделать вывод, что значительная часть работы по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений района уже проведена. Она дала свои положительные результаты.
Но, поскольку реструктуризация подразумевает системный характер оптимизации функционирования системы образования и включает многоаспектный и взаимоувязанный комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с анализа ситуации и кончая реорганизацией, как организационной структуры, так и образовательных процессов на основе современных подходов к управлению, то осуществление процессов реструктуризации требует переосмысления ряда позиций, казавшихся незыблемыми:
- необходимость отхода от «школоцентрической» модели организации общего образования, использование образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, а также образовательного потенциала местного сообщества;
- осуществление финансирования за счет бюджета не производителей, а потребителей услуг;
- ориентация на достижение качества образования в рамках образовательной сети, а не отдельного образовательного учреждения.
Реструктуризация не может быть единовременным актом, поскольку изменения ситуации будут вызывать необходимость переопределения сети общеобразовательных учреждений.
Нормализация управления какой-либо системой не может не основываться на объективных знаниях об этой системе. Динамизм такой сложной иерархичной системой, какой является общеобразовательная сфера, требует введения совершенной в технологическом отношении и содержательной в своей основе системы мониторинга.
Школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.
Важным фактором в управлении образовательным процессов в школе остается контроль – ведущая функция управления, призванный выполнять роль обратной связи между подсистемами внутришкольного управления. Из опыта своей работы можно сделать вывод, что многие формы, методы традиционно осуществляемого контроля в современных условиях мало эффективны. Традиционные статистические съемки системы образования не дают целостной системы тенденций в её основных звеньях. Практика работы показывает, что количественные показатели не отражают существа развития самой системы образования, которая должна характеризоваться, прежде всего, гибкими, гармоничными множествами качественных показателей.
Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в школе разрабатывается школьная модель мониторинга, который направлен на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:
образовательной среды;
образовательных технологий;
результатов образовательного процесса;
эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением.
Сейчас, очень часто стал встречаться термин мониторинг в образовании. Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ.monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки прогноза состояния целостной системы. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, контроля позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Целью мониторинга в школе является обеспечение эффективного отражения состояния образования, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза её обеспечения и развития. В нашей школе задачами мониторинга являются следующие:
разработка технологии отбора видов запросов к системе образования в школе и методик сбора информации;
сбор информации;
разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
осуществление первичного анализа информации, классификация информационных массивов;
выявление основных тенденций развития системы образования в школе;
создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе;
выделение наиболее типичных признаков успеха или неуспеха организационно-управленческой деятельности.
Итак, планирование в управленческой деятельности начинает приобретать стратегический характер. Наряду с традиционными формами планов все чаще появляются целевые программы развития школы. Для каждой школы показатели качества образования всегда специфичны, они отражают требования соответствующие модели выпускника, которые определяют цели, задачи, содержание образование в данной школе, ее кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия образования. Кроме программ, направленных на системные преобразования, существуют целевые программы по отдельным проблемам. В частности, нас интересует мониторинг, обеспечивающий оценку эффективности мероприятий по управлению качеством обучения. Связь мониторинга и управления не вызывает сомнения.