Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа
Цель исследования - дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в данной сфере.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….
1.3. Система управления образованием в РФ……………………………
1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………
Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...
2.1. Анализ системы образования………………………………………….
2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………
2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….
Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...
3.1. Проблемы качества образования……………………………………..
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...
Заключение…………………………………………………………........
Список использованных источников…………………….
Приложение……………………………………………………
Одной из основных целей введения ЕГЭ как раз и является формирование системы объективной оценки результатов учебного труда, создание условий, обеспечивающих эквивалентность государственных документов о получении образования с тем, чтобы они имели одинаковый вес и были признанными не только на всей территории страны, но и на международном уровне.[11]
В России за период с 2001 по 2010 гг. практически создана принципиально новая контрольно-оценочная система с использованием инновационных возможностей теории педагогических измерений, техники и технологии массового тестирования для аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Она призвана обеспечить:
- единство требований к знаниям выпускников и преемственность образования на разных его ступенях;
- объективность оценки подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений и повышение доступности получения профессионального образования;
- расширение возможностей выбора выпускниками учебных заведений путем одновременного участия в конкурсах в нескольких вузах или ССУЗах;
- доверие школьников, родителей и педагогической общественности к результатам независимой аттестации;
- снижение физических и психологических нагрузок на выпускников за счет соединения в одном экзамене итоговой аттестации и вступительных испытаний;
- использование результатов ЕГЭ для мониторинга состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также при аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров;
- активизацию деятельности педагогических коллективов по совершенствованию образовательного процесса в условиях существования внешней контрольно-оценочной системы, обеспечивающей сопоставимость результатов для сравнительного анализа достижений как по горизонтали в однотипном ряду образовательных учреждений, так и по вертикали, вплоть до общероссийского уровня.
Анализ данных эксперимента по введению ЕГЭ показывает возможность его поэтапного введения в штатный режим на всей территории РФ.
ОСОКО в школьном образовании – это аттестация учащихся после девятого и одиннадцатого классов, включая единый государственный экзамен (ЕГЭ), а также аттестация школ.
В связи с этим на федеральном уровне необходимо определить показатели, характеризующие качество образовательного процесса и его результатов, и методы их измерения; провести анализ и адаптацию требований и рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001 применительно к специфике управления качеством в вузе;
- описать модели систем менеджмента как в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2001, так и других практик, существующих в России и в мире.[12]
Каждое высшее учебное заведение, стремящееся закрепиться на рынке труда, должно разработать, документировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно повышая ее результативность в соответствии с требованиями нормативных документов и международных стандартов.
При разработке направлений построения общероссийской системы мониторинга качества образования необходимо учитывать, что, оценивая его, например, на уровне вуза или школы, нужно рассматривать весь комплекс вопросов, начиная от организации питания и досуга обучающихся и заканчивая учебно-методическим и кадровым обеспечением образовательного процесса. Эти проблемы стали актуальными не только для профессионального образования, но и в системе регионального общего образования.
Если говорить о качестве образования в системе региона, то важно оценивать не только знания обучающихся, но и отношение различных потребителей образовательных услуг к достижениям выпускников.
Сегодня основные цели создания региональной системы оценки качества обучения можно обозначить следующим образом:
- повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых, получение всесторонней и валидной образовательной информации о состоянии регионального образования;
- создание системы многоуровневого мониторинга качества образования в регионе, способствующего повышению управляемости и мобильности в развитии образовательных систем;
- установление эффективной обратной связи между различными участниками образовательного процесса, в том числе органами управления образованием;
- обеспечение сопоставимости результатов массового тестирования для выявления сильных и слабых сторон различных образовательных программ и технологий обучения, определение результативности образовательного процесса и качества учебных программ путем сравнения с нормами и требованиями стандартов;
- содействие внедрению в практику инновационных технологий обучения и развития школьников;
- подготовка выпускников к процедурам независимого тестирования, в том числе к единому государственному экзамену;
- прогнозирование развития образовательных учреждений, формирование информационных систем самопроверки и самоконтроля;
- содействие устранению субъективизма и авторитаризма в принятии управленческих решений.
Составляющими модели региональной системы оценки качества обучения должны стать:
- распределенная по региону система опорных баз проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур не только для итоговой аттестации, но и работающих на постоянной основе;
- материально-техническое и информационно-технологическое оснащение распределенных пунктов проведения и автоматизированной обработки результатов тестирования;
- система подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям и использования их результатов в образовательной практике;
- банк валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечение конфиденциальности контрольно-измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса;
- региональный банк валидной образовательной статистики; обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, управления образования, вузы, родители, учащиеся, учителя и т.д.).
Региональная система должна опираться на единую концептуальную основу контроля и оценки. Управление по принципу обратной связи требует преобразования информации о результатах контрольно-оценочной деятельности в учебных заведениях региона, ее структурирования и укрупнения, что возможно лишь в ситуации, когда педагогический контроль и оценка опираются на теорию педагогических измерений, квалиметрический мониторинг и независимость оценивания учебных достижений.[13]
Глава 2. система и качество образования в
муниципальном образовании «кабанский район» Респулики Бурятия
2.1. Анализ системы образования
Кабанского района Республики Бурятия
Кабанский район, имеющий богатейшую историю, на сегодняшний день является одним из самых успешно развивающихся районов Бурятии. Его административным центром является с.Кабанск, удаленный от столицы республики Улан-Удэ на 113 км. По всей территории проходят федеральная автомобильная дорога Москва-Владивосток и Восточно-Сибирская железнодорожная магистраль.
Кабанский район образован 26 сентября 1927 года. Территория района расположена по южному и юго-восточному побережью озера Байкал протяженностью в 218 км. и относится к центральной экологической зоне. На востоке и северо-востоке граничит с Прибайкальским районом, с юго-восточной и юго-западной сторон – с Иволгинским, Селенгинским, Джидинским и Закаменским районами.
С Иркутской областью район разделяет незамерзающая река Снежная с чистой, холодной водой. Район расположен в красивейшей долине вдоль юго-восточного побережья озера Байкал от реки Снежной на юге до мыса Облом на севере. С юго-востока долину бережно прикрывает хребет Хамар-Дабан. Река Селенга делит район на две равные части. Дельта реки, вдаваясь в акваторию Байкала более чем на 30 км., образует систему проток и островов, благоприятную для гнездования птиц. Селенга – не единственная река. Долина изрезана бесчисленным количеством речек и ручьев. Занимаемая площадь 13470 кв.км, или 3,8 % всей площади Республики Бурятия. Это один из самых крупнонаселенных районов Бурятии, где проживают более 64 тысяч человек. Национальный состав населения по результатам последней переписи выглядит следующим образом: русские - 90,9% , буряты - 5,4%, другие национальности - 3,7%. Плотность населения на 1 кв.км. составляет 4,82 человек.
В районе на 01.01.2010 года функционирует 54 муниципальных образовательных учреждения:
18 дошкольных образовательных учреждений;
1 школа-сад;
5 начальных общеобразовательных школ;
2 основные общеобразовательные школы;
20 средних (полных) общеобразовательных школ; в том числе:
o 1 гимназия;
o 1 лицей;
o 1 школа-университетский комплекс;
o 4 школы имеют филиалы - начальные школы;
o 5 школ имеют дошкольные группы;
o 5 школ имеют учебно-консультационные пункты;
- 1 вечерняя общеобразовательная школа при ИУ;
- 6 домов детского творчества;
- 1 детско-юношеская спортивная школа.
Кроме того, на территории района функционируют:
негосударственное общеобразовательное учреждение «Танхойская школа-интернат №22 ОАО «Российские железные дороги»,
негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Бабушкинский детский сад комбинированного вида №229 «Росинка» ОАО «Российские железные дороги»,
государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Селенгинский политехнический техникум»;
государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Байкальский медицинский колледж»;
государственное детское учреждение «Каменский детский дом»;
государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Каменское профессиональное училище №4»;
государственное образовательное учреждение «Кабанская специальная коррекционная школа VIII вида».
Также на территории района работают филиалы:
- негосударственного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский экономико–правовой университет»,
- государственного учреждения высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский технологический университет».
Уже на протяжении многих лет продолжает работать система непрерывного образования школьников «Школа-ВУЗ» с:
- Томским политехническим университетом;
- Томским государственным университетом;
- Иркутским университетом инженеров железнодорожного транспорта.
В районе функционируют 2 реабилитационных центра – Кабанский и Клюевский – для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, система образования района представлена разными типами и видами образовательных учреждений, различной организационно-правовой, организационной, имущественной структурой и учетом специальных образовательных потребностей.
2
Рис. 1. Современная модель сети ОУ отрасли образования
МО «Кабанский район» на 01.01.2010 г.
2
Задачи оптимизации сети образовательных учреждений района находятся в числе основных задач развития отрасли образования и деятельности районного управления образованием.
В 2006 году сокращено 29 классов-комплектов (по комплектности на 01.03.2009 год – это Селенгинская СОШ №1). Закрыта начальная школа в п. Горный из-за отсутствия учащихся.
В 2007 году сокращено 40 классов – комплектов (по комплектности на 01.09.2009 год – это Кабанская СОШ плюс один класс). Пять малокомплектных начальных школ переведены в статус филиалов базовых средних общеобразовательных школ:
- Шерашовская начальная школа – филиал Байкало-Кударинской СОШ;
- Дубининская начальная школа – филиал Оймурской СОШ;
- Никольская, Фофоновская, Быковская начальные школы – филиалы Шергинской СОШ.
Береговская школа-сад переведена в статус дошкольного учреждения.
В 2008 году сокращено 23 класса-комплекта (по комплектности на 01.09.2009 год – это Большереченская и Брянская школы вместе взятые).
При сокращении классов-комплектов за 2006–2008 годы на 92 класса, количество учащихся при этом уменьшилось на 509 человек.
Количество ставок уменьшилось:
- всего по отрасли – на 504,7;
- в т.ч. учителей – на 89,18.
При этом сокращено физических лиц:
- всего по отрасли – 201;
- в т.ч. учителей – 117 единиц.
Школа-детский сад с. Елань функционирует стабильно в течение последних трех лет. 2 группы детского сада посещают 30 детей. В школе наблюдается снижение контингента:
2006-2007 уч.год – 19 чел.
2007-2008 уч.год – 20 чел.
2008-2009 уч.год – 17 чел.
Причина: часть родителей определяют своих детей в 1 класс Кабанской средней школы, т.к. организован подвоз школьников на школьном автобусе из с. Елань в с. Кабанск и обратно. Родители отдали предпочтение образовательным условиям и профессионализму учителей базовой школы.