Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа
Цель исследования - дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в данной сфере.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….
1.3. Система управления образованием в РФ……………………………
1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………
Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...
2.1. Анализ системы образования………………………………………….
2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………
2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….
Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...
3.1. Проблемы качества образования……………………………………..
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...
Заключение…………………………………………………………........
Список использованных источников…………………….
Приложение……………………………………………………
Таблица 3
Структура Министерства образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
| ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
| Федеральное агентство по науке и инновациям
| Федеральное агентство по образованию
|
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 образована Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, с передачей ей функций по контролю и надзору упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функций по контролю и надзору в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 159, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в установленной сфере деятельности осуществляет:
а) контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
б) самостоятельно и совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях;
в) лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования);
г) рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации;
д) рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, а также лишения (восстановления) указанных ученых званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца;
е) создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет контроль и надзор:
- за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
- за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;
- за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций;
- на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования);
- осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии;
- рассматривает в установленном порядке вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней;
- выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций;
- подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра образования и науки Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
В структуре центрального аппарата созданы пять управлений по основным направлениям деятельности Службы.
Федеральное агентство по образованию
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 образовано Федеральное агентство по образованию, с передачей ему правоприменительных функций, функций по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом в сфере образования упраздняемого Министерства образования Российской Федерации.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 168, Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.
Федеральное агентство по образованию находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральное агентство по образованию в установленной сфере деятельности осуществляет:
а) организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования;
б) организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Положение о Федеральном агентстве по образованию утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 288. Федеральное агентство по образованию находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральное агентство по образованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;
- осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых программ;
- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
- организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;
- осуществляет определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему;
- осуществляет размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности;
- осуществляет распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;
- осуществляет открытие в установленном порядке аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях;
- осуществляет утверждение на установленный законодательством Российской Федерации срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение исполнения его обязанностей на одного из проректоров;
- осуществляет оформление в установленном порядке соответствующих документов для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования;
- организует конгрессы, конференции, олимпиады, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности.
Федеральное агентство по образованию не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство по образованию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра образования и науки Российской Федерации.
Руководитель Федерального агентства по образованию имеет четырех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. В структуре центрального аппарата созданы восемь управлений по основным направлениям деятельности Агентства.
1.4. Основные подходы к оценке качества образования
Российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевает серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом.
В последнее время именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. В то же время для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждом отдельном образовательном учреждении.