Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа
Цель исследования - дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в данной сфере.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….
1.3. Система управления образованием в РФ……………………………
1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………
Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...
2.1. Анализ системы образования………………………………………….
2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………
2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….
Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...
3.1. Проблемы качества образования……………………………………..
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...
Заключение…………………………………………………………........
Список использованных источников…………………….
Приложение……………………………………………………
В комментируемой статье закреплено положение о преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, которое направлено на придание российскому образованию такого важнейшего в условиях многонациональной России качества, как системность.
2. Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.
В зависимости от того, кто является учредителем, образовательные учреждения могут быть:
- государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации);
- муниципальными;
- негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Российское законодательство об образовании не содержит исчерпывающего перечня типов образовательных учреждений. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона об образовании различают следующие типы образовательных учреждений:
- дошкольные;
- общеобразовательные, которые далее подразделяются на несколько видов: образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- учреждения профессионального образования, также подразделяющиеся на учреждения: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- учреждения дополнительного образования детей;
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Все образовательные учреждения в России являются юридическими лицами. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами данных образовательных учреждений. Для образовательного учреждения, не являющегося государственным либо муниципальным, типовые положения имеют лишь рекомендательный характер.
Образовательные учреждения России всех организационно-правовых форм, типов и видов, которые реализуют государственные образовательные стандарты, также несут ответственность за реализацию основанных на этих стандартах образовательных программ, используемых образовательными учреждениями в образовательном процессе.
3. Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти (преимущественно органом межотраслевой компетенции - Минобрнауки РФ), органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (см. ст. 31 Закона об образовании).
Федеральные органы исполнительной и законодательной власти несут ответственность за периодическое уточнение один раз в десять лет государственных стандартов основного общего образования (п. 5 ст. 7 Закона об образовании).
Государственные федеральные органы управления образованием и аналогичные органы субъектов Российской Федерации разрабатывают соответственно федеральные и национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов и устанавливают эквивалентность (нострификацию) документов об образовании, выданных в иных государствах, российским аналогам; разрабатывают целевые программы в области образования, прогнозируют развитие сети образовательных учреждений, контролируют исполнение законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов.
От организационной деятельности федеральных и региональных органов управления образованием во многом зависит целостность образовательного пространства России и качество образовательной услуги. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение реализации государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в Российской Федерации
Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования: федеральный и региональный.
В свою очередь, как федеральное, так и региональное законодательство об образовании включают законодательные и иные нормативные правовые акты.
Федеральные законы в области образования принимаются для того, чтобы:
- разграничить компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации (и в этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации);
- вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми те осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
Субъекты Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Более того, законодатель устанавливает, что региональные законы и иные нормативные правовые акты в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Таблица 2
Уровни российского законодательства в сфере образования
Федеральный уровень законодательства об образовании На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена: |
1) Конституцией РФ |
2) Законом об образовании |
3) Федеральным законом о высшем образовании |
4) иными "профильными" федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования |
5) "непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы: а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования |
Продолжение таблицы 2
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы: |
1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования |
2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования |
3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы: 1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ 2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) "профильные", то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования |
Региональный уровень законодательства об образовании |
1. Региональные законы, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности, в основу которых субъектами Российской Федерации положен Закон об образовании |
2. Законы субъекта Российской Федерации, касающиеся общих вопросов образовательной деятельности, регулирование которых на федеральном уровне по мнению регионального законодателя явно недостаточно для успешного ее осуществления |
3. Региональные законы, регулирующие экономические отношения в сфере образовательной деятельности |
4. Региональные законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации. |
5. Региональные законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой и социальный статус детей и подростков, предусматривающие законодательные меры помощи отдельным категориям учащихся и студентов в период их обучения |
6. Региональные законы и иные нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной |
7. Региональные законы, с помощью которых обеспечивается комплексный подход к решению проблем образования и воспитания молодежи, организуется работа с несовершеннолетними правонарушителями, трудными подростками, вопросы трудоустройства молодежи, вопросы социальной и трудовой адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений и т.д. |
I. Федеральный уровень законодательства об образовании.
На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:
1) Конституцией РФ;
2) Законом об образовании;
3) Федеральным законом о высшем образовании;
4) иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;
5) «непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
1. Конституция РФ.
Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в образовании, содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (п. 1) общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.
2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (преамбула Закона об образовании).
В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Принятый через четыре года после появления базового закона - Закона об образовании, - Федеральный закон о высшем образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д.
В указанный Закон неоднократно вносились изменения и дополнения, как законами, так и решениями Конституционного Суда РФ. Так, в текст Закона изменения и дополнения вносились: