Пути повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание

Цель исследования - дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в данной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….
1.3. Система управления образованием в РФ……………………………
1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………
Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...
2.1. Анализ системы образования………………………………………….
2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………
2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….
Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...
3.1. Проблемы качества образования……………………………………..
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...
Заключение…………………………………………………………........
Список использованных источников…………………….
Приложение……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Качество образования 2.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)

В комментируемой статье закреплено положение о преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, которое направлено на придание российскому образованию такого важнейшего в условиях многонациональной России качества, как системность.

2. Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

В зависимости от того, кто является учредителем, образовательные учреждения могут быть:

- государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации);

- муниципальными;

- негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Российское законодательство об образовании не содержит исчерпывающего перечня типов образовательных учреждений. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона об образовании различают следующие типы образовательных учреждений:

- дошкольные;

- общеобразовательные, которые далее подразделяются на несколько видов: образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- учреждения профессионального образования, также подразделяющиеся на учреждения: начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- учреждения дополнительного образования взрослых;

- учреждения дополнительного образования детей;

- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Все образовательные учреждения в России являются юридическими лицами. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами данных образовательных учреждений. Для образовательного учреждения, не являющегося государственным либо муниципальным, типовые положения имеют лишь рекомендательный характер.

Образовательные учреждения России всех организационно-правовых форм, типов и видов, которые реализуют государственные образовательные стандарты, также несут ответственность за реализацию основанных на этих стандартах образовательных программ, используемых образовательными учреждениями в образовательном процессе.

3. Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти (преимущественно органом межотраслевой компетенции - Минобрнауки РФ), органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (см. ст. 31 Закона об образовании).

Федеральные органы исполнительной и законодательной власти несут ответственность за периодическое уточнение один раз в десять лет государственных стандартов основного общего образования (п. 5 ст. 7 Закона об образовании).

Государственные федеральные органы управления образованием и аналогичные органы субъектов Российской Федерации разрабатывают соответственно федеральные и национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов и устанавливают эквивалентность (нострификацию) документов об образовании, выданных в иных государствах, российским аналогам; разрабатывают целевые программы в области образования, прогнозируют развитие сети образовательных учреждений, контролируют исполнение законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов.

От организационной деятельности федеральных и региональных органов управления образованием во многом зависит целостность образовательного пространства России и качество образовательной услуги. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение реализации государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

 

1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в Российской Федерации

 

Законодатель выделяет два уровня нормативно-правового регулирования отношений в сфере образования: федеральный и региональный.

В свою очередь, как федеральное, так и региональное законодательство об образовании включают законодательные и иные нормативные правовые акты.

Федеральные законы в области образования принимаются для того, чтобы:

- разграничить компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации (и в этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации);

- вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми те осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Более того, законодатель устанавливает, что региональные законы и иные нормативные правовые акты в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Таблица 2

Уровни российского законодательства в сфере образования

Федеральный уровень законодательства об образовании

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:

1) Конституцией РФ

2) Законом об образовании

3) Федеральным законом о высшем образовании

4) иными "профильными" федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования

5) "непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации

б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования

в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений

г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений

д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования

Продолжение таблицы 2

 

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования

б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования

2. Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию образования либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

а) "профильные", то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования

б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования

Региональный уровень законодательства об образовании

1. Региональные законы, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности, в основу которых субъектами Российской Федерации положен Закон об образовании

2. Законы субъекта Российской Федерации, касающиеся общих вопросов образовательной деятельности, регулирование которых на федеральном уровне по мнению регионального законодателя явно недостаточно для успешного ее осуществления

3. Региональные законы, регулирующие экономические отношения в сфере образовательной деятельности

4. Региональные законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации.

5. Региональные законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой и социальный статус детей и подростков, предусматривающие законодательные меры помощи отдельным категориям учащихся и студентов в период их обучения

6. Региональные законы и иные нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной

7. Региональные законы, с помощью которых обеспечивается комплексный подход к решению проблем образования и воспитания молодежи, организуется работа с несовершеннолетними правонарушителями, трудными подростками, вопросы трудоустройства молодежи, вопросы социальной и трудовой адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений и т.д.

 

I. Федеральный уровень законодательства об образовании.

На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:

1) Конституцией РФ;

2) Законом об образовании;

3) Федеральным законом о высшем образовании;

4) иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;

5) «непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

1. Конституция РФ.

Статья 43 Конституции РФ целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Наряду со ст. 43 отдельные положения, регулирующие отношения в образовании, содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (п. 1) общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в ст. 114 устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

Закон об образовании регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (преамбула Закона об образовании).

В Законе об образовании регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Принятый через четыре года после появления базового закона - Закона об образовании, - Федеральный закон о высшем образовании развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона об образовании применительно к сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Федеральный закон о высшем образовании регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучения в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д.

В указанный Закон неоднократно вносились изменения и дополнения, как законами, так и решениями Конституционного Суда РФ. Так, в текст Закона изменения и дополнения вносились:

Информация о работе Пути повышения качества образования