Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа
Цель исследования - дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в данной сфере.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….
1.3. Система управления образованием в РФ……………………………
1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………
Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...
2.1. Анализ системы образования………………………………………….
2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………
2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….
Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...
3.1. Проблемы качества образования……………………………………..
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...
Заключение…………………………………………………………........
Список использованных источников…………………….
Приложение……………………………………………………
50
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования
Анализ тенденций изменений внешних и внутренних условий функционирования общеобразовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что
- на территории района функционируют самодостаточные, развивающиеся, амбициозные, востребованные общеобразовательные учреждения, в силу сложившихся социально-экономических обстоятельств взявшие на себя лидерство в вопросах образования и культуры социума, с которыми считаются районные и поселенческие властные структуры, депутатский корпус, общественное мнение, поэтому не так-то просто в районе закрыть или реорганизовать какое бы то ни было общеобразовательное учреждение;
- сформирован опыт создания и реализации конкретных программ развития общеобразовательных учреждений;
- отработан механизм оптимизации деятельности самих общеобразовательных учреждений, обеспечивший ряду ОУ повышение качества образования и выполнение индикаторов СЭР за счет более эффективного использования материально-технических средств, кадровых и финансовых ресурсов.
Но сегодня необходимо создать такую модель муниципальной сети, которая бы:
- способствовала повышению качества образования во всех школах района;
- обеспечивала доступность качественного общего образования;
- повышала уровень социальной, экономической и пространственной мобильности выпускников школ за счет повышения разнообразия общеобразовательных знаний, умений и навыков, а также разнообразия форм их получения;
- развивала предпринимательские и лидерские способности у выпускников школ;
- повышала экономическую эффективность функционирования общеобразовательных учреждений;
- научила работать ОУ на основе интеграции, кооперации и концентрации образовательных ресурсов;
- способствовала повышению разнообразия сети и устойчиво развивалась сама.
Значимость такой модели состоит в эффективном использовании имеющихся бюджетных средств, в повышении эффективности использования недвижимого имущества ОУ, повышении качества образовательных услуг, сохранении школы как культурно-образовательного центра сел и поселков.
Социальная значимость должна проявиться в обеспечении доступности качественного образования для детей, проживающих в сельской местности, и повышении их конкурентоспособности в получении более высокого уровня образования и работы.
В новой модели образования предусмотрены территориальное деление района, транспортные связи, сложившиеся традиции, культура, быт близлежащих населенных пунктов, взаимоотношения школ, опыт сетевого взаимодействия, особенности развития ОУ, кадровое и финансовое обеспечение ОУ.
В проектируемой модели учтены запросы всех потребителей образовательных услуг:
Таблица 8
Запросы и потребности потребителей образовательных услуг
Потребители образовательных услуг | Запросы и потребности |
Государство | 1. Доступность качественного образования при эффективном использовании ресурсов. 2. Обеспечение функциональной грамотности. 3. Формирование ключевых компетенций. |
Муниципальное образование | 1. Обеспечение муниципального кадрового заказа. 2. Эффективное использование ресурсов. |
Родители | 1. Качественная подготовка к дальнейшему профессиональному образованию. 2. Психофизическая безопасность детей. 3. Обеспечение разнообразия образовательных услуг и удовлетворения образовательных интересов детей. 4. Обеспечение здоровья детей. 5. Участие в принятии решений. 6. Доступ к ресурсам системы. |
Учащиеся | 1. Обеспечение психофизической комфортности. 2. Качественная подготовка к дальнейшему профессиональному образованию. 3. Удовлетворение разнообразия интересов. 4. Обеспечение самоуважения и признания. 5. Возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий. |
Взрослые потребители образовательных услуг | 1. Дополнительные образовательные услуги. 2. Оздоровительные услуги. 3. Досуговые услуги. 4. Доступ к ресурсам системы. |
Работодатели | 1. Обеспечение функциональной грамотности. 2. Формирование ключевых компетенций. 3. Воспитание в будущих работниках самостоятельности, ответственности, умения принимать решения. |
Главный системообразующий элемент муниципальной модели образования – это интеграция общеобразовательных учреждений с выделением ресурсного центра или опорной школы.
Опорные школы, естественно, отличаются друг от друга по типам, видам образовательного учреждения, стратегии и тактике развития учебного заведения, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Но они могут и должны иметь общие черты:
- образовательное пространство не ограничивается стенами одного учебного заведения, а охватывает территорию нескольких ОУ и даже нескольких населенных пунктов;
- устанавливаются партнерские отношения с другими образовательными учреждениями, предприятиями и организациями, действующими на селе;
- создается нормативно-правовая база формирования внутренних и внешних связей и отношений с целью интеграции ресурсов и усилий субъектов образовательной деятельности;
- координация совместной деятельности учреждений образования и их социальных партнеров обеспечивается управлением образования;
- формируется уникальная и эффективная образовательная система учебных заведений как благоприятная среда для интеллектуального, нравственного и физического развития детей.
В районе будут апробированы разные интеграционные модели:
- многопрофильная школа с ресурсным центром,
- школьный округ с базовой сельской школой,
- социокультурный комплекс,
- образовательный комплекс,
- ассоциация сельских школ с ресурсным центром,
- территориальное школьное объединение,
- ресурсный информационно-методический центр.
Муниципальная программа «Реорганизация сети общеобразовательных учреждений МО «Кабанский район» на 2010-2015 годы» (далее – Программа), разработана на основании Комплексного проекта модернизации российского образования до 2015 года, Приоритетного национального проекта «Образование», Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия, Регионального проекта «Комплексная оценка эффективности республиканской системы образования».
Основной целью программы является эффективное перераспределение существующих финансовых потоков и повышение качества образовательных услуг.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить качество образования отдельно взятого общеобразовательного учреждения и системы образования в целом, сформировать систему (модель) образовательных учреждений как благоприятную среду для интеллектуального, нравственного, психического и физического развития ребенка, которая:
- даст возможность для создания новых типов и видов образовательных учреждений, сформировать новую муниципальную модель сети образовательных учреждений;
- будет эффективна и мобильна в управлении, будет экономична и способна к постоянному саморазвитию.
Программа разработана с целью решения основных задач:
- обеспечение условий для устойчивого развития системы образования МО «Кабанский район» за счет оптимизации самой системы;
- создание безопасной и комфортной образовательной среды в каждом образовательном учреждении, отвечающем современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса;
- обеспечение доступности качественных образовательных услуг для всех учащихся, проживающих на территории района;
- создание сетевых условий для выбора индивидуальной образовательной траектории ученика в образовательном учреждении;
- создание сетевых условий для профилизации старшей ступени;
- обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов отрасли;
- создание эффективной муниципальной модели реструктуризации сети образовательных учреждений и оптимальных моделей организации общего образования в каждом сельском и городском поселении.
Заключение
Анализ тенденций изменений внешних и внутренних условий функционирования общеобразовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что
- на территории района функционируют самодостаточные, развивающиеся, амбициозные, востребованные общеобразовательные учреждения, в силу сложившихся социально-экономических обстоятельств взявшие на себя лидерство в вопросах образования и культуры социума, с которыми считаются районные и поселенческие властные структуры, депутатский корпус, общественное мнение, поэтому не так-то просто в районе закрыть или реорганизовать какое бы то ни было общеобразовательное учреждение;
- сформирован опыт создания и реализации конкретных программ развития общеобразовательных учреждений;
- отработан механизм оптимизации деятельности самих общеобразовательных учреждений, обеспечивший ряду ОУ повышение качества образования и выполнение индикаторов СЭР за счет более эффективного использования материально-технических средств, кадровых и финансовых ресурсов.
Но сегодня необходимо создать такую модель муниципальной сети, которая бы:
- способствовала повышению качества образования во всех школах района;
- обеспечивала доступность качественного общего образования;
- повышала уровень социальной, экономической и пространственной мобильности выпускников школ за счет повышения разнообразия общеобразовательных знаний, умений и навыков, а также разнообразия форм их получения;
- развивала предпринимательские и лидерские способности у выпускников школ;
- повышала экономическую эффективность функционирования общеобразовательных учреждений;
- научила работать ОУ на основе интеграции, кооперации и концентрации образовательных ресурсов;
- способствовала повышению разнообразия сети и устойчиво развивалась сама.
Значимость такой модели состоит в эффективном использовании имеющихся бюджетных средств, в повышении эффективности использования недвижимого имущества ОУ, повышении качества образовательных услуг, сохранении школы как культурно-образовательного центра сел и поселков.
Социальная значимость должна проявиться в обеспечении доступности качественного образования для детей, проживающих в сельской местности, и повышении их конкурентоспособности в получении более высокого уровня образования и работы.
В новой модели образования предусмотрены территориальное деление района, транспортные связи, сложившиеся традиции, культура, быт близлежащих населенных пунктов, взаимоотношения школ, опыт сетевого взаимодействия, особенности развития ОУ, кадровое и финансовое обеспечение ОУ.
50
2
[1] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. М.: Азбуковник, 1999. С. 719.
[2] Комментарий к Закону об образовании / Отв. ред. проф. В.И. Шкатулла. М.: Издательская группа «Юристъ», 1998 (комментарий к ст. 8 Закона об образовании).
[3] КовалеваГ.С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS). М., 1996; Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования. М., 2004; Новый взгляд на грамотность: По материалам международного исследования PISA-2000/Под ред. Г.С.Ковалевой. М., 2004.
[4] Сравнительный анализ системы обеспечения единого экзамена в зарубежных странах //Отчет Центра сравнительной образовательной политики МО РФ. М., 2001.
[5] Ковалева Г.С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS). М., 1996; Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИСА-2003 // Отчет Национального фонда подготовки кадров / Под ред. Г.С.Ковалевой. М., 2004.
[6] Новый взгляд на грамотность: По материалам международного исследования PISA-2000/Под ред. Г.С.Ковалевой. М., 2004.
[7] Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования. М., 2004.
[8] Болотов В.А. ЕГЭ: равные условия, возрастающие возможности // Школьное обозрение.2004. №3; Болотов В.А. Единый государственный экзамен как элемент становления системы независимой оценки качества образования в Российской Федерации/ Вестник образования. 2004. № 23; Болотов В.А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образования// Высшее образование сегодня. 2004. № 11; Болотов В.А. Организационные и методические основы единого государственного экзамена в России // Сб. материалов и тезисов Международной конференции «Развитие национальной системы экзаменов: опыт России, СНГ и США». М„ 2003.
[9] О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации/ Высшее образование сегодня. 2005. № 1.
[10] Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИСА-2003 // Отчет Национального фонда подготовки кадров / Под ред. Г.С.Ковалевой. М., 2004.
[11] Болотов В.А. ЕГЭ: равные условия, возрастающие возможности // Школьное обозрение.2004. №3.
[12] О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета)) // Решения коллегии Федерального агентства по образованию. 2004. № 3/1.
[13] Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М., 2003.