Пути повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, контрольная работа

Описание

Цель исследования - дать комплексную, интегрирующую характеристику путей повышения качества образования и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, выработать предложения по совершенствованию практики в данной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития системы образования……………………..
1.2. Нормативно-правовая основа, регулирующая образовательный процесс в РФ……………………………………………………………………….
1.3. Система управления образованием в РФ……………………………
1.4. Основные подходы к оценке качества образования………………
Глава 2. оценка качества образования в МО «кабанский район»………………………………………………………...
2.1. Анализ системы образования………………………………………….
2.2. Анализ системы управления образованием в МО «Кабанский район»………………………………………………………………………………
2.3. Оценка качества образования в МО………………………………….
Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования…………………………………………………...
3.1. Проблемы качества образования……………………………………..
3.2. Направления и пути решения проблем качества образования…...
Заключение…………………………………………………………........
Список использованных источников…………………….
Приложение……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Качество образования 2.doc

— 506.50 Кб (Скачать документ)

В каждой школе решается проблема качества управленческой информации. Какой же должна быть управленческая информация? В самом общем виде она должна быть такой, чтобы обеспечить принятие управленческих решений, адекватных реальному положению. Что касается источников информации о результатах образовательной деятельности, то они таковы: статические отчеты о движении, статистические сведения об успеваемости, данные о числе медалистов; данные о поступлении выпускников в вузы, отчеты о тестировании и многие-многие другие. Чтобы оценивать деятельность и эффективность образования в нашей школе, делается все необходимое для того, чтобы управленческие решения принимались на основе компьютерной обработки результатов деятельности. Раньше в качестве базовых источников информации брались вышеперечисленные документы; взятые из них данные заносились в таблицы, которые не всегда позволяли построить модель реальной деятельности школы. Такая работа стала возможной только при условии компьютеризации школы и налаженной системы сбора информации. Получаемая от учителей-предметников, классных руководителей, руководителей методических объединений и творческих групп учителей, обработанная информация легко выводится в печать, ранжируется и сортируется. Представленная в виде графиков и диаграмм, информация становится более зримой и быстро усваивается. Работая в школе не один год по составлению отчетов об успеваемости учащихся в целом по ступеням обучения (начальная школа, основная школа, старшая школа) за четверть, полугодие, учебный год, а также об успеваемости учащихся по отдельным предметам пришла к выводу о необходимости отбора признаков, наиболее влияющих на качество обучения.

Основная проблема, стоящая перед коллективами многих школ – как поднять качество работы второй ступени школы. Оно, как правило, резко падает в сравнении с начальным звеном, что свидетельствует о многочисленных издержках в управлении педагогическим процессом. Есть такая же проблема не только в пятых классах, но и в восьмых, и в выпускных девятых классах. Более всего впечатляет сопоставление результатов работы каждой параллели классов с данными, полученными путем построения и анализа графиков (кривых, диаграмм), представляющих потери хороших учеников на разных ступенях обучения (рис. 2,3).

При относительно хорошем уровне качества знаний учащихся по предметам от 56% до 79% и выше, показатели качества знаний учащихся в каждой параллели в конце учебного года настораживают: от 28% до 35%. Может показаться ненужным, собирать информацию по многим признакам по отдельным предметам, а затем составлять громоздкие расчеты. Но с использованием компьютерных технологий, данная работа не занимает много времени по составлению графиков и диаграмм. В дальнейшем можно ограничить признаки, по которым ведется мониторинг, это позволит уменьшить объем сведений, которые собираются вручную. Однако анализ результатов по всем признакам направлен на выделение первоочередных задач обучения. Если при проведении тестирования, контрольных работ выявляются факты снижения показателей техники чтения, применения вычислительных навыков, скорости письма и других критериев, которые подвергаются проверке, то данная информация помогает определять первоочередные задачи в дальней работе школы.

Вопросу об оценке качества обучения уделялось и уделяется немало внимания, он обсуждается на педагогических советах, на различных конференциях, уделяется внимание в педагогической литературе. Критикуют существующую систему оценивания знаний учащихся, вызывают споры и введение системы посторонних экспертов при оценке знаний, подвергается сомнению и предлагаемая система безотметочного обучения.

Оценивание качества обучения по годовым отметкам остается основным фактором работы педагогических коллективов. Процент отличников и хорошистов остается показателем реализации заданного свойства ученика – умения применять знания. Объективность этого критерия может вызывать сомнения только в соблюдении единых требований. Но в рамках школы это единство может обеспечиваться дополнительными мерами контроля. Так графики оценки качества знаний учащихся позволяют определить критические точки в общем по школе.

При анализе данных результатов необходимо помнить и о том, что возникают сразу вопросы: как сработала школа, почему возник процесс ухудшения в качественном показателе и другие. Ответить на них позволяют дополнительная информация и сравнение работы уже отдельных классов, работа по отдельным предметам.

Рис. 2.

Рис. 3.

 

Такие графики выстраиваются по каждой учебной четверти, учебному году. Сравнение линий (уровней качества) позволяет делать выводы:

какие параллели классов западали в прошлом году, по каким предметам отмечались низкий процент качества, соответствие или несоответствие выставленных оценок, соответствие качества знаний учащихся и степень обученности по предмету и многие другие параметры, необходимые для диагностики, анализа и прогнозирования;

в текущем году или истекшем году параллели классов школы оказались на уровне средне-гимназического класса или ниже, то есть школа смогла улучшить или ухудшить свои показатели.

При оценке возникает вопрос: стоит ли сравнивать пятые прошлогодние классы и нынешние (когда меняется контингент учащихся) или сравнивать все-таки пятые прошлогодние с шестыми нынешними (когда меняется содержание программ и учебников). Со мной многие могут не согласиться, но я считаю, что сравнивать нужно по двум этим направлениям, но с учетом дополнительных мер контроля.

Всегда остается объективным вопрос: насколько объективно выставляются отметки? Для проведения такой работы желательно всегда использовать в работе степень обученности по предмету, что используется в практике работы нашей школы. Степень обученности позволяет получить объективную картину соответствия выставленных оценок к их качественному показателю.

Возникают ситуации, когда нарушается соответствие выставленных оценок, и тогда делаются прогнозы-рекомендации, появляется необходимость совершенствования качества обучения не только по отдельным предметам, но и во всей школе.

Создание и открытие в школе гимназических, профильных классов привело к тому, что в параллелях 5–9-х классов рост разноуровневости выше, что сопровождается снижением качества обучения. Разноуровневость – это отношение значений качества обучения в самом слабом и самом сильном классах в параллели. Возникает вопрос: как сравнивать и анализировать качество обучения разных параллелей. Опыт работы показывает, что разноуровневость параллелей приводит к потере и хорошистов, и отличников, плюс растет самомнение учащихся этих классов о своем преимуществе перед другими, порой не имеющее на то основание.

Мониторинг направлен на достижение главной задачи – повышение эффективности работы школы. Конечно, эффективность обучения может быть оценена по сохранности его качества. Под эффективностью обучения понимается сохранность плюс рост качества обучения. Не всегда этот термин равнозначен сохранности и поэтому понятия “эффективность”, “надежность” рассматриваются как синонимы.

Конечно, в каждой школе надежность обучения будет разной, поэтому при оценке ее уровня можно ориентироваться на такие числа: 0,9 – европейский уровень; 0,85 – гимназический; 0,8 – массовый. С помощью данных значений можно анализировать надежность качества по всем параллелям и по каждому классу отдельно. Самое низкое значение надежности в пятых классах. Эти классы перегружены, здесь почти вдвое возрастает объем учебного материала. Если не смягчить перегрузку пятиклассников, это остается серьезной помехой в дальнейшем развитии школы, как правило, потеря хорошистов и отличников в этой параллели приводит к дальнейшему росту потери в других параллелях основной школы.

Большинство школ стремится полнее использовать резервы обучения. Здесь не обойтись без диагностики, без мониторинга. Управленцы должны глубоко знать объект, которым управляют, каждой школе по силам проводить диагностику. Сегодня каждому руководителю необходимо осознать, что управление на основе традиционных методов позволяет лишь констатировать те или иные количественные показатели, не выводя на глубинный анализ протекающие процессы. Поэтому использование методов управления, основанных на диагностике, – необходимое условие повышения эффективности управления.

Диагностика в управленческой деятельности помогает спроектировать комплексную модель внутришкольного мониторинга, в которую могут быть включены вариативные содержательные блоки, обусловленные субъектами образовательного процесса и их взаимодействием. Только мониторинг позволит изучать закономерности и на этой основе принимать эффективные управленческие решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основные направления и пути повышения качества образования

 

3.1. Проблемы качества образования

 

В настоящее время необходимо привести структуру сети образовательных учреждений в соответствие с новыми задачами, стоящими перед муниципальной системой образования.

В Программе реструктуризации используются следующие понятия:

- доступность образования – это возможность реализации права на получение той или иной образовательной услуги;

- качество – это соответствие услуги запросам личности, общества и государства;

- эффективность – рациональное использование ресурсов с целью обеспечения доступности и качества образования;

- оптимизация – обеспечение наилучших условий для организации образовательного процесса;

- реструктуризация сети общеобразовательных учреждений – оптимизация системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Реструктуризация нацелена на повышение качества образования, его доступности, конкурентоспособности путем апробации и выявления эффективных моделей организации общего образования в каждом муниципальном районе и местном сообществе.

Необходимо выделить проблемы достижения нового образовательного результата, решение которых невозможно в условиях старых образовательных муниципальных структур:

1. Введение профильного обучения в старших классах как средства индивидуализации образовательного процесса.

В настоящий момент введение новой педагогической системы затруднено по причине недостаточности учебно-дидактической базы и кадрового обеспечения, а самое главное – отсутствие параллелей классов в малокомплектных школах: Колесовская, Красноярская, Клюевская, Большереченская, Сухинская, Корсаковская, Посольская, Шергинская, Оймурская, Брянская средние школы. Последние три года и такие школы, как Мысовская, Каменский лицей, Каменская №2, Селенгинская №1 и №2 средние школы, имеют по одному классу на параллели 10-х и 11-х классов. Кроме организационных трудностей введения профильного обучения есть ещё и проблема ресурсного обеспечения профильного обучения в рамках существующих сетей: медицинский профиль в Селенгинских школах, информационный – в Каменских, технологический – в Шигаевской школе. Недостаточная подготовка кадров учителей, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение профилей.

2. Создание безопасной и комфортной образовательной среды в образовательных учреждениях района, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, составляет 45,1%. Нет теплых туалетов в 15% школ, не организовано горячее питание школьников в 2% школ, нет холодного и горячего водоснабжения в 7% школ, нет спортивных залов в 20% школ. Отсутствуют учебные кабинеты в школах:

- химии – 45%;

- физики – 19%;

- компьютерные классы – 46%.

В школах недостаточно оборудования по физике, химии, биологии, географии, интерактивных комплексов. В 35% школ отсутствует качественное медицинское обслуживание.

3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для всех учащихся, проживающих на территории Кабанского района.

В малокомплектных начальных школах (Тимлюйской, Еланской, Истоминской, Ранжуровской, Закалтусной и Хандалинской) учителя преподают сразу в двух классах (1–3 кл., 2–4 кл.). Соединены параллели 5–6 кл. и 7–8 кл. в Нюкской, Степно-Дворецкой основных школах.

По несколько предметов ведут учителя Колесовской, Брянской, Клюевской, Нюкской, Степно-Дворецкой школ. При такой системе образования сложно говорить о качестве предоставляемых образовательных услуг.

На 01 января 2010 года МОУ «Выдринская СОШ» выставлена 1  заявка на молодого специалиста- учителя бурятского языка в БГУ.

4. Общей и одной из важнейших существующих проблем является низкий уровень специализации сетевых элементов и целевой концентрации имеющихся в муниципальной системе образования ресурсов. Кроме ситуации с кадровыми ресурсами, возникают вопросы о рациональности распределения материально-технических и финансовых ресурсов. Например, насколько рационально в каждом школьном здании иметь кабинеты физики и химии, библиотеку? Почему бы ни пойти по пути создания универсальных кабинетов физики, химии, биологии, универсальных библиотек в базовой школе? Или не иметь передвижной кабинет – лабораторию?

5. Еще одна актуальная проблема сетей общеобразовательных учреждений – демографическая. Сегодня большая часть общеобразовательных учреждений не заполнена на полную проектную мощность: Байкало-Кударинская, Мысовская, Выдринская, Селенгинская гимназия, Селенгинская №1 и №2, Каменский лицей, Каменская №2, Колесовская, Посольская, Кабанская школы.

В этой ситуации возникают острейшие вопросы о возможности рационального использования складывающегося положения с минимальным ущербом для системы образования.

Таким образом, разработка и реализация программ реструктуризации общеобразовательных учреждений в соответствии с задачами модернизации образования является одной из актуальнейших задач управления образованием на муниципальном уровне.

Информация о работе Пути повышения качества образования