Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 03:56, дипломная работа
Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Выявить уровень овладения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.
Разработать поэтапную технологию, направленную на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Министерство образования Российской Федерации
Коми Республиканский педагогический институт
Факультет педагогики и методики начального образования
(заочное отделение)
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования
Допустить к защите _____
Зав. кафедры
Вавилова Л.Д.
“___” ____________ 2003 г.
Дипломная работа
Развитие интонационной
Научный руководитель:
старший преподаватель
Усачева Татьяна Юрьевна
Исполнитель:
студентка 5 курса, 3 группа
Целовальникова
Светлана Михайловна
г. Сыктывкар, 2003.
Содержание
Музыкальное искусство множеством нитей связано с жизнью. Восприятие музыки, понимание языка обуславливается на только собственно музыкальным, но и всем жизненным опытом человека.
При этом, однако, есть сфера, значение которой для музыки особенно важно, взаимодействие музыки с которой особенно тесно и многогранно. Среди них едва ли не первое место занимает речь. Речь тесно соприкасается с музыкой благодаря своей звуковой природе. Речь и пение (основа музыки) опираются на один и тот же источник – голосовой аппарат человека. Эта изначальная близость особенно важна для вокальных произведений, в которых произносимое, интонируемое слово и собственно музыка существуют в тесном единстве. Звучащая речь, речевая интонация – один из важнейших прообразов и источников выразительности музыки, её осмысленности для слушателя.
Важнейшие компоненты жизненного опыта дошкольника является интонационно-речевой опыт.
Одна из важнейших функций речевой интонации есть функция выражения эмоций голосом. Произнося тот или иной текст (особенно художественный), говорящий придает своему голосу определенную окраску, свидетельствующую о его отношении к произносимому, об испытываемой им эмоции. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника именно в связи с певческой деятельностью, предоставляется нам необходимой, т.к. не только развивает его эмоции, но и формы их выражения голосом. (т.е. готовить инструмент для одного из важнейших видов детской музыкальной деятельности – пения).
Пение – наиболее простой и доступный детям вид музыкального исполнительства. Чтобы понять закономерности отражения интонационных особенностей звучащей речи в музыке, необходимо разобраться в механизмах речевого и вокального интонирования, а тем самым и в возможностях передачи в пении тех или иных сторон акустической структуры речевых интонаций.
Работая над речевой интонацией,
над выразительным исполнением,
т.е. активизируя интонационно-
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни.
Предметом являются педагогические условия, направленные на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Задачи:
Гипотеза. Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни будет более эффективна, если учитывать следующие педагогические условия:
Новизна данного исследования заключается в том, что была разработана диагностическая методика по выявлению уровня овладения интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни. Была составлена поэтапная технология, которая включает в себя описание процесса достижения планируемого результата обучения.
Практическая значимость заключается в том, что данная разработка может быть использована в ДОУ, в театральном кружке, логопедам, а так же как рекомендации по работе с родителями.
Звуки речи, отдельные элементы интонации
просодемы – сила голоса, высота
тона, темп, ритм, тембр – сами по
себе, вне языка, ничего не обозначают,
не кодируют действительность, но без
них не может существовать речь.
Интонация фонетически
Ребенок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться владеть интонационной палитрой голоса, т.е. совокуплять просодические элементы речи таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. (Асафьев) [1, 25]
Из опыта обучения детей родной речи известно, что самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Процесс овладения артикуляциями звуков очень длительный и трудный; чисто говорить дети начинают в лучшем случае в конце пятого года жизни. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачу полного усвоения детьми артикуляции всех звуков к седьмому году жизни.
Задачу усвоения детьми правильного произношения можно решить легко, если они слышат от взрослых диалектное или просторечное произношение.
В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения, и, следовательно, о просодемах, об участии в их модулировании артикуляционных органов. Некоторые просодемы довольно легко охарактеризовать. Например, темп речи зависит от того, быстро или медленно мы должны проговаривать ударные слоги в словах, входящие в данное предложение. Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в словах.
Можно так же показать просодему – размещение высоты тона звука. Для этого нужно просто сопоставить интонации двух однословных предложений – повествовательного и вопросительного: «Да?» - «Да»; «Нет?» – «Нет»; «Он?» – «Он». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном предложении.
Просодему силы голоса можно определить как «громко», «тише», «тихо». Но вот просодема тембра голоса (тембр в значении «эмоциональная выразительность» - выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т.д.) не поддается описанию. Педагог может только произнести её и предложить детям имитировать своё произношение.
Дети без усилий усваивают все просодемы, особенно легко, чем даются интонации голоса; многие применяют просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставится вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации.
Перечисленные и некоторые другие элементы интонации дети, естественно, учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их так же не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Они усваивают две интонации законченности: повествовательную и вопросительную.
На фоне законченных интонаций
детям показывают логическое ударение
и тренируют навык выполнения
незаконченных интонаций (смысловых
отрезков распространенного предложения)
Все описанные фонетические и филологические средства русского языка используется в связной речи одновременно. От того, как ребенок произносит звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией, чем вяло, невнятно), какие из возможных просадим выберем (тихо-громко, быстро-медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные) будет зависеть эмоциональная окраска голоса.
Проблему взаимосвязей речи и музыки не случайно называют одной из центральных для музыкознания. Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя. Ещё древние философы обращали внимание на близость музыки и декламации к речи и называли музыку своеобразным языком. Не случайно на протяжении всей истории своего развития наука о музыке постоянно обращалась к сравнительному изучению специфических и общих закономерностей музыки и речевой интонации. Это помогало её раскрывать новые явления в музыке, подходить глубже к пониманию природы музыкального искусства.
Для музыкальной педагогической психологии значение этой темы во многом определяется тем, что с нею связан вопрос о соотношении общего развития слуха и его специального музыкального развития.
Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и музыкальной интонации, а так же вытекающие из материала и функций родство принципов организации интонационного процесса относятся к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки.
Наряду с этими внутренними факторами, объединяющими речь и музыку, существуют и внешние: цепочка связей музыки и речи в вокальных жанрах и других формах синтеза, общий коммуникативный опыт человека – опыт разнообразных форм общения, среди которых речь не является единственной, но выделяется по своей роли.
Функции интонации в музыке многообразны. Для анализа функциональных проявлений интонации в музыке целесообразно привлечь данные о функциях речевой интонации.
В работах по фонетике и психологии указывают на несколько функций интонации, в частности на характеристическую, эмоциональную, логически-смысловую, побудительную, а так же на функции выявления класса мысли, речевой ситуации. Речь будет идти главным образом о той роли, которую играет интонация в передаче характеристической, эмоциональной и смысловой информации.
Характеристическая или характерологическая функция речевой интонации выражается в её способности давать слуховое представление о личности говорящего, о его характере, темпераменте, возрасте, о его голосе. Это одна из важнейших функций. Не случайно Р.Ферман – автор большого труда о выразительности речи – начинает его эпиграфом из Сократа: «Говори, чтобы я тебя видел». Меткое, хотя и косвенное определение характеристичности интонации даёт строчка «Дыхание – облик, слово - содержание» из стихотворения «Слово» писателя – гуманиста XV века Абдурахмана Джами. Конечно, информация о человеке, о его облике заключена не только в интонации. Отпечаток личности несет на себе и лексика речи, стилистические особенности, «грамматика» мышления речи, диалектные и индивидуальные особенности произношения. Именно эти особенности часто используют в своих произношениях, чтобы передать индивидуальный характер речи. Ведь интонацию во всех её деталях нельзя зафиксировать в письменной речи.
Однако нас здесь будет интересовать пока лишь собственно звуковая сторона речи, которая, как показывают современные исследования, теснейшим образом связана с конституциональными свойствами и со структурой личностных качеств человека, та сторона, которая позволила В.Г. Короленко, например, по голосу сторожа, и сказавшего всего три слова – «Барин, возьмите свечку!», вспомнить этого человека уловить его характер. «Мне хотелось заговорить с моим сторожем, - читали мы в рассказе «Искушение», - голос, которым он сказал эти слова, был грудной и приятным. В нем слышались простые ноты добродушного человека, и я тотчас вспомнил, что это тот самый, который первый пригласил меня в келью деликатным «пожалуйте»».