Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 03:56, дипломная работа

Описание

Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Выявить уровень овладения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.
Разработать поэтапную технологию, направленную на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования  Российской Федерации

Коми Республиканский  педагогический институт

 

 

Факультет педагогики и  методики начального образования

(заочное отделение)

Кафедра педагогики и  методики дошкольного образования

 

 

Допустить к защите _____

Зав. кафедры

Вавилова Л.Д.

“___” ____________ 2003 г.

 

 

 

Дипломная работа

Развитие интонационной палитры  голоса у детей седьмого года жизни  в процессе певческой деятельности.

 

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Усачева Татьяна Юрьевна

Исполнитель:

студентка 5 курса, 3 группа

Целовальникова

Светлана Михайловна

 

 

 

г. Сыктывкар, 2003.

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

 

Музыкальное искусство множеством нитей связано с жизнью. Восприятие музыки, понимание языка обуславливается на только собственно музыкальным, но и всем жизненным опытом человека.

При этом, однако, есть сфера, значение которой для музыки особенно важно, взаимодействие музыки с которой особенно тесно и многогранно. Среди них едва ли не первое место занимает речь. Речь тесно соприкасается с музыкой благодаря своей звуковой природе. Речь и пение (основа музыки) опираются на один и тот же источник – голосовой аппарат человека. Эта изначальная близость особенно важна для вокальных произведений, в которых произносимое, интонируемое слово и собственно музыка существуют в тесном единстве. Звучащая речь, речевая интонация – один из важнейших прообразов и источников выразительности музыки, её осмысленности для слушателя.

Важнейшие компоненты жизненного опыта  дошкольника является интонационно-речевой  опыт.

Одна из важнейших функций речевой  интонации есть функция выражения  эмоций голосом. Произнося тот или  иной текст (особенно художественный), говорящий придает своему голосу определенную окраску, свидетельствующую о его отношении к произносимому, об испытываемой им эмоции. Активизация интонационно-речевого опыта дошкольника именно в связи с певческой деятельностью, предоставляется нам необходимой, т.к. не только развивает его эмоции, но и формы их выражения голосом. (т.е. готовить инструмент для одного из важнейших видов детской музыкальной деятельности – пения).

Пение – наиболее простой и доступный  детям вид музыкального исполнительства. Чтобы понять закономерности отражения интонационных особенностей звучащей речи в музыке, необходимо разобраться в механизмах речевого и вокального интонирования, а тем самым и в возможностях передачи в пении тех или иных сторон акустической структуры речевых интонаций.

Работая над речевой интонацией, над выразительным исполнением, т.е. активизируя интонационно-речевой  опыт дошкольников, мы можем воздействовать на их эмоции, (поскольку настройка  голосового аппарата и общая физиологическая  настройка организма испытывает - его эмоцию) и, что особенно важно, формировать физиологические механизмы интонационно-окрашенного голосообразования, которые непосредственно перенесутся в пение, послужат основой той «палитры» интонационных красок, которые обуславливают выразительность вокального интонирования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни.

Предметом являются педагогические условия, направленные на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.

Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
  2. Выявить уровень овладения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.
  3. Разработать поэтапную технологию, направленную на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
  4. Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.

Гипотеза. Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни будет более эффективна, если учитывать следующие педагогические условия:

  1. Содержание по развитию интонационной палитры голоса будет доступным возрастным особенностям детей, при этом репертуар должен включать в себя: вокально-артикуляционные упражнения, голосовые развивающие игры, дидактические игры, инсценирование песен, песен-импровизаций, этюды на выражении основных эмоций, этюды на сопоставление различных эмоций, этюдные тренажи – на воспроизведение отдельных черт характера, беседы по представлению интонаций.
  2. Систематизация содержания будет представлена в виде поэтапной технологии, которая включает в себя описание процесса достижения планируемого результата обучения.
  3. Ребенок будет выступать как активный субъект речевой и певческой деятельности.

Новизна данного исследования заключается в том, что была разработана диагностическая методика по выявлению уровня овладения интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни. Была составлена поэтапная технология, которая включает в себя описание процесса достижения планируемого результата обучения.

Практическая  значимость заключается в том, что данная разработка может быть использована в ДОУ, в театральном кружке, логопедам, а так же как рекомендации по работе с родителями.

 

Глава 1. Теоретические  основы развития интонационной палитры  голоса у детей 7 года жизни в процессе певческой деятельности

1.1. Интонационная  палитра голоса: понятие, функции,  структура

 

 

Звуки речи, отдельные элементы интонации  просодемы – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр – сами по себе, вне языка, ничего не обозначают, не кодируют действительность, но без  них не может существовать речь. Интонация фонетически организует речь и является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а так же экспрессивной и эмоциональной окраски.

Ребенок учится говорить, и для  этого он должен предварительно научиться  владеть интонационной палитрой голоса, т.е. совокуплять просодические элементы речи таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. (Асафьев) [1, 25]

Из опыта обучения детей родной речи известно, что самым трудным  для ребенка бывает усвоение артикуляции  отдельных звуков. Процесс овладения артикуляциями звуков очень длительный и трудный; чисто говорить дети начинают в лучшем случае в конце пятого года жизни. «Программа воспитания в детском саду» ставит задачу полного усвоения детьми артикуляции всех звуков к седьмому году жизни.

Задачу усвоения детьми правильного произношения можно решить легко, если они слышат от взрослых диалектное или просторечное произношение.

В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов  предложения, и, следовательно, о просодемах, об участии в их модулировании артикуляционных органов. Некоторые просодемы довольно легко охарактеризовать. Например, темп речи зависит от того, быстро или медленно мы должны проговаривать ударные слоги в словах, входящие в данное предложение. Речь детей, страдающих скороговоркой, легко нормализуется, если их научат протягивать ударные слоги в словах.

Можно так же показать просодему  – размещение высоты тона звука. Для  этого нужно просто сопоставить  интонации двух однословных предложений  – повествовательного и вопросительного: «Да?» - «Да»; «Нет?» – «Нет»; «Он?» – «Он». В вопросительном предложении гласный ударного слога звучит на более высокой ноте, чем тот же гласный в повествовательном предложении.

Просодему силы голоса можно  определить как «громко», «тише», «тихо». Но вот просодема тембра голоса (тембр в значении «эмоциональная выразительность» - выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т.д.) не поддается описанию. Педагог может только произнести её и предложить детям имитировать своё произношение.

Дети без усилий усваивают  все просодемы, особенно легко, чем  даются интонации голоса; многие применяют  просодемы почти без обучения. Может быть, поэтому и не ставится вопрос о методических средствах  обучения дошкольников элементам интонации.

Перечисленные и некоторые другие элементы интонации дети, естественно, учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их так же не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Они усваивают две интонации законченности: повествовательную и вопросительную.

На фоне законченных интонаций  детям показывают логическое ударение и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых  отрезков распространенного предложения). Таких интонаций шесть: 1) интонация перечисления («И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит»); чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение; 2) интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод, - пришел невод с одной рыбкой, с непростой рыбкой - золотою»); 3) интонация звательности («Чего тебе надобно, старче?»); 4) интонация предупреждения, или интонация двоеточия («Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!»»); 5) интонация вводности («Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку …»); 6) интонация обособления («Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого»).

Все описанные фонетические и филологические средства русского языка используется в связной речи одновременно. От того, как ребенок произносит звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией, чем вяло, невнятно), какие из возможных просадим выберем (тихо-громко, быстро-медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные) будет зависеть эмоциональная окраска голоса.

Проблему взаимосвязей речи и музыки не случайно называют одной из центральных для музыкознания. Глубокое родство музыкальной и  речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя. Ещё древние философы обращали внимание на близость музыки и декламации  к речи и называли музыку своеобразным языком. Не случайно на протяжении всей истории своего развития наука о музыке постоянно обращалась к сравнительному изучению специфических и общих закономерностей музыки и речевой интонации. Это помогало её раскрывать новые явления в музыке, подходить глубже к пониманию природы музыкального искусства.

Для музыкальной педагогической психологии значение этой темы во многом определяется тем, что с нею связан вопрос о соотношении общего развития слуха и его специального музыкального развития.

Сходство материала речи и музыки, известная близость функций речевой и музыкальной интонации, а так же вытекающие из материала и функций родство принципов организации интонационного процесса относятся к важнейшим факторам, обеспечивающим возможность перенесения речевого опыта на восприятие музыки.

Наряду с этими внутренними факторами, объединяющими речь и музыку, существуют и внешние: цепочка связей музыки и речи в вокальных жанрах и других формах синтеза, общий коммуникативный опыт человека – опыт разнообразных форм общения, среди которых речь не является единственной, но выделяется по своей роли.

Функции интонации в  музыке многообразны. Для анализа  функциональных проявлений интонации  в музыке целесообразно привлечь данные о функциях речевой интонации.

В работах по фонетике и психологии указывают на несколько  функций интонации, в частности на характеристическую, эмоциональную, логически-смысловую, побудительную, а так же на функции выявления класса мысли, речевой ситуации. Речь будет идти главным образом о той роли, которую играет интонация в передаче характеристической, эмоциональной и смысловой информации.

Характеристическая или характерологическая функция речевой интонации выражается в её способности давать слуховое представление о личности говорящего, о его характере, темпераменте, возрасте, о его голосе. Это одна из важнейших функций. Не случайно Р.Ферман – автор большого труда о выразительности речи – начинает его эпиграфом из Сократа: «Говори, чтобы я тебя видел». Меткое, хотя и косвенное определение характеристичности интонации даёт строчка «Дыхание – облик, слово - содержание» из стихотворения «Слово» писателя – гуманиста XV века Абдурахмана Джами. Конечно, информация о человеке, о его облике заключена не только в интонации. Отпечаток личности несет на себе и лексика речи, стилистические особенности, «грамматика» мышления речи, диалектные и индивидуальные особенности произношения. Именно эти особенности часто используют в своих произношениях, чтобы передать индивидуальный характер речи. Ведь интонацию во всех её деталях нельзя зафиксировать в письменной речи.

Однако нас здесь  будет интересовать пока лишь собственно звуковая сторона речи, которая, как  показывают современные исследования, теснейшим образом связана с  конституциональными свойствами и  со структурой личностных качеств человека, та сторона, которая позволила В.Г. Короленко, например, по голосу сторожа, и сказавшего всего три слова – «Барин, возьмите свечку!», вспомнить этого человека уловить его характер. «Мне хотелось заговорить с моим сторожем, - читали мы в рассказе «Искушение», - голос, которым он сказал эти слова, был грудной и приятным. В нем слышались простые ноты добродушного человека, и я тотчас вспомнил, что это тот самый, который первый пригласил меня в келью деликатным «пожалуйте»».

Информация о работе Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности