Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 03:56, дипломная работа
Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Выявить уровень овладения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.
Разработать поэтапную технологию, направленную на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Каков же механизм выявления звукового образа говорящего? Этот механизм опирается на две стороны речи – статистическую и процессуальную. Статистические характеристики голоса связаны с присущим данному голосу звуковым набором, со звуковой палитрой речи, которая состоит из доступных голосу высот, громкостей, тембров и их сочетаний. Некоторые из них в силу конституционных свойств голосового и артикуляционного аппарата удобны для данного индивидуума и применяются им в речи часто, другие менее удобны и используются реже. Частота применения зависит так же от сложившихся речевых навыков человека. Следовательно, звуковой набор характеризуется не только диапазоном высот, громкостей и всевозможных тембров, но и их частотой употребления в речи, выявляющейся статистически, то есть за определенный промежуток времени.
Конечно, свойственная голосу палитра звуков используется не всегда одинаково. В зависимости от содержания высказывания, от цели и ситуации человек может говорить то «домашним», то «чужим» голосом, то робко, то крикливо и т.п. В различных случаях из всего множества звуков выделяются особые подмножества, которые характеризуют человека в данной жизненной ситуации. И всё же конституциональные и личностные свойства и качества человека налагают известные ограничения на эти подмножества: тот или иной голос оказывается в большей степени приспособлен для одних ситуаций и в меньшей – для других. Это значит, что в любых случаях наиболее вероятны проявления в речи тех звуковых ресурсов голоса, которые для него типичны вообще.
Таким образом, статистические – выявляющиеся за определенный промежуток времени – свойства голоса способны в любых условиях выполнять характеристическую роль потому, что наборы всевозможных доступных голосу звуков и комбинаций их свойств в целом у каждого человека различны и индивидуальны.
Тембровые, звуковысотные и громкостные элементы набора служат этим целям по-разному.
Чрезвычайно индивидуален тембр голоса. Р.Ферман называет его сокровеннейшей стороной человеческого голоса, связанной с самыми глубинами личности, с выражением тончайших душевных движений. Он относит тембр к наиболее постоянным (габитуальным или паритетным) качествам, менее всего подверженным «экзогенным» влияниям [3, 286]. На спектральных характеристиках тембра строит свою систему четырех акустических стереотипов голоса американский исследователь П.Ф.Оствальд.
Тембр характеризует не только психические особенности человека, но и чисто физиологические и даже физические свойства органов фонации и в какой-то мере организма в целом.
Спектральные качества
тембра определяются физико-акустическими свойствам
В указанном отношении голосовой аппарат аналогичен музыкальным инструментам и любым предметам, способные издавать звуки. Вообще говоря, тембр можно определить как отражение некоторых свойств предмета, являющегося источником звука: размеров, упругости, реактивности (отзывчивости), наличия воздушных полостей и т.д.
Потому-то тембр способен вызывать четкие предметные представления и быть одним из наиболее «портретных» качеств голоса.
Способность передавать
информацию о физических свойствах
объекта усиливается в
Репрезентативная функция тембра широко используется в оркестровой практике. Особенно четко проявляется характеристичность тембров в программных произведениях, но она существенна и внепрограммной музыке. С этой точке зрения музыкальные инструменты можно сравнить с актерами, каждый из которых обладает своим амплуа: тембр каждого инструмента, достаточно индивидуальный, является базой для создания целого круга образов. Для каждого из своих музыкальных «героев» композитор подбирает подходящий тембр «голоса». Конечно, иногда творческий замысел может предусматривать и определенное противоречие между характером темы и тембром. «Красивая, но с неприятным голосом», - записывает себе Чехов характеристику предполагаемой героини литературного произведения [3, 293]. Переход фанфарной темы от нейтрального тембра к тембру труб и валторны является одной из движущих сил музыкальной драматургии в фуге из Первой оркестровой сонаты Чайковского.
Итак, способность тембров создавать яркую портретную или образно-предметную характеристику, играющая большую роль в восприятии речи, используются для аналогичных целей и в музыке, начиная от создания обобщенных представлений о некоей одухотворенной действующей силе, и кончая отчётливой персонификацией, как в «Пете и толке» Прокофьева.
Звуковысотные средства
речевой палитры так же обладают
определенными ресурсами
Статистические характеристики звуковысотного диапазона речи варьируются в зависимости от эмоциональных состоящей в очень большой степени и способны служить своеобразным показателем общего строя чувств и мыслей. Изучение речевой интонации показывает, например, что непосредственность высказывания проявляется в более широком диапазоне интонационных модуляций голоса, сдержанность – в узком.
Показательно, что ладовые звукоряды в музыке, которые могут рассматриваться как известный аналог статистического распределения звуков в речки, так же обладают характеристическими возможностями. Известно, например, что греки каждому ладу определенные этические свойства [3, 289]. Достаточно определенным, хотя и широким, кругом характеристических возможностей обладают и классические мотор и минор, пентатоника и другие лады народной и профессиональной музыки. Интересные характеристики ладов, применявшихся мейстерзингерами, дает в новелле «Мастер-Мартин-бочар и его подмастерья» Э.Т. Гофман: «Господин Фельрад тотчас же встал, откашлялся и запел на златозвучный лад Ганса Фоильгезанга такую чудную песню, что у всех от радости сердце запрыгало в груди и даже Фридрих оправился от злой своей тревоги. Пропев ещё несколько прекрасных песен на другие чудесные лады, как-то: сладкогласый лад, трубный лад, цветущий райский лад, свежий померанцевый лад и другие, он сказал, что если среди сияющих за столом есть кто-нибудь, владеющий чудным мастерством пения, то пусть и он запоет теперь песню» [3, 289].
Третья область средств, из которых складывается статистический набор всевозможных для данного голоса звуков, - это диапазон громкости и его положение на абсолютной шкале динамики. Пожалуй, громкость речи наиболее непосредственно ассоциируется с такими личностными качествами, как сила и слабость, грубость и мягкость и т.п.
Индивидуальная неповторимость статистических характеристик звуковой палитры голоса обеспечивается тем, что практически возможно почти бесконечное число сочетаний громкости, высоты и тембра.
Какова же роль собственно процессуальной стороны интонации? Дело в том, что звуковой образ говорящего вкладывается из целого ряда звуковых впечатлений от подчас разрозненных и не вдруг проявляющихся в речи её особенностей. Интонация постепенно обрисовывает образ, заполняет его глубины и очертания. Необходимо некоторое время, в течение которого она подобно лучу телевизионной развертки проявит то одни, то другие качества голоса, закрепляя в сознании слушателя повторяющиеся, типичные детали, выявляя оригинальность или обычность звуков и оборотов, и наконец, опишет достаточно большую сферу, в которой уже проявляются статистические показатели речи. Обобщающий портрет говорящего есть сведение в один образ «накопленных» во времени особенностей звучания речи, по которым частично и создается целостное представление. При телефонном разговоре, например, если само содержание его не дает никаких критериев для узнавания, мы иногда даже не можем определить, кому принадлежит голос, пока не накопится достаточно сведений и одна из услышанных типичных фигур интонации не окажется толчком для «моментального» становления – кристаллизации образа.
Таким образом, интонации
в этом процессе принадлежит активная
роль – роль раскрытия, постепенного
развертывания характерных
При скорости развертывания, сопоставимой с темпами для человеческих действий, движений, на первый план для восприятия выходит сам процесс развертки, его особенности, его «путь». Поэтому и в речи, и в музыке движение интонации гораздо более важно для создания характера, эмоции, смысловых оттенков, нежели статистические, попутно прорисовываемые особенности звучания в целом.
В речи интонация по своему
рисунку всегда достаточно сложна и
несет в своих процессуальных
характеристиках большую
Одним из наиболее общих динамических качеств речевой интонации, в которых в той или иной мере проявляется облик, тип, характер поведения человека в определенных условиях, является темп речи. Интересные данные в этой области были получены В.И. Ильиной [3, 291].
Как известно, и в музыке
темп создает предпосылки для
выявления характера
Чрезвычайно характеристична ритмическая сторона интонации, в частности такие стороны ритма, как соотношение длительности звучания и пауз, длина речевых периодов, равномерность или неравномерность. Любопытные определения в связи с типом речевой «волны» приводит, например, Р.Феман «Говорящие «короткой волной»» - это, кроме астматиков и людей с коротким периодом дыхания, разгневанные и возбужденные субъекты. С «длинной волной» говорят медлительные люди, религиозные, сибариты, любящие уют и удобства».
Среди важнейших компонентов музыкального языка ритм, пожалуй, обладает едва ли не наиболее действенными средствами характеристичности. Если в музыкальной теме звуковысотное движение можно назвать тонусом, то ритм – это характер, индивидуальная манера.
Однако в музыке и звуковысотная сторона по сравнению с речевой мелодикой обладает значительно более обширными возможностями образности.
Это видно уже из того, что только в музыке могли оформится интонационные образования индивидуализированного типа – музыкальные темы. Формирование тематизма в музыке опиралось на колоссально возросшие возможности характеристичности звуковысотной интонации и ритма и ритма в музыке. Их источник – звуковысотная зафиксированность тона, ладовая и метрическая системы дискретной организации. Именно это позволило, например, С.С. Прокофьеву в «Селине Катко» превратить интонационно-речевые обороты в музыкально-тематические образования («Ну и с тем до свиданичка», «Взаимно»). И если на определенных этапах развития музыки лад и мелодия могли соперничать между собой в области характеристичности, если, например, певцы, сочинявшие в том или ином ладу, создавая мелодию, по существу индивидуально расцвечивали ладовый звукоряд как типизированную структуру-тему, подобно тому, как в народном театре исполнители варьировали Арлекина и Петрушку, то постепенно, опираясь на лад и ритм, мелодия выдвинула свои формы индивидуализированной организации, такие как напев («мотив»), тема, лейтмотив, способные запоминаться, сохранять индивидуальность и даже выполнять роль музыкальных «действующих лиц».
Итак, сравнительный анализ функциональных проявлений интонации в речи и в музыке показывает, что одна из важнейших функций интонации в речи – характеристическая функция – получает значительное развитие и в музыке.
Остановимся далее на функциях передачи эмоциональной и логически-смысловой информации.
Утверждение о том, что музыка является областью интонационного проявления эмоций и мыслей, в литературе встречается часто. Вместе с тем нередко ставится на эмоциональной функции интонации, что обосновываются примерно следующим ходом рассуждений: музыка и речь сходны; сходство заключается в том, что и первая, и вторая основаны на широком использовании интонации; однако в речи именно слово несет конкретный смысл, а интонация эмоционально окрашивает его; коль скоро в музыке остается только интонация, значит музыка не передает конкретного смыслового содержания, в ней остается только эмоциональный подтекст.
Ложность этого рассуждения очевидна. И дело не только в том, что предметно-содержательная, понятийная, логическая стороны и в речи, и в музыке всегда неразрывно связаны с эмоциональной стороной – с отношением к высказываемому, с оценкой, с ощущениями убежденности или неуверенности, горячей заинтересованности или безразличия и т.п. Дело в том, что эмоция, настроение не есть нечто бессмысленное, бессодержательное. И в речи, и в музыке, смысловое начало всегда несет в себе эмоциональный подтекст, а эмоция всегда осмысленна.