Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 03:56, дипломная работа

Описание

Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Выявить уровень овладения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.
Разработать поэтапную технологию, направленную на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

3) Определить педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей 7 года жизни в процессе певческой деятельности.

В экспериментальную  группу вошли 10 детей 7 года жизни, с  которыми проводились специально разработанные  занятия по формированию интонационной палитры голоса. Групповые и индивидуальные занятия проводились в игровой форме, по принципу от простого к сложному. Разработанную нами систему работы можно условно разделить на три этапа.

Цель 1 этапа: Сформулировать представления у детей о функциях интонации (характеристическая, эмоциональная, смысловая) и ее элементах (тембр, темп, пауза, сила голоса) и реализовать их осознание в практической певческо-игровой деятельности.

Цель 2 этапа: Организовать самостоятельную деятельность детей в процессе певческих импровизаций с целью создания определенного образа и характера, которые предлагаются педагогом или выбираются самим ребенком.

Целью 3 этапа: Постановка детской музыкальной сказки «Дюймовочка» Н.Ф. Сорокиной, с элементами сочинения и творчества певческой импровизации с целью закрепления знаний, умений, навыков, полученных на I и II этапах.

 

3.2. Программа  формирующего эксперимента.

 

 

Для каждого этапа  мы отобрали доступным детям 7 года жизни вокально-артикуляционные  упражнения, голосовые развивающие  игры, песни, этюды на выражение основных эмоций, этюды на сопоставление различных эмоций, этюды на воспроизведение отдельных черт характера.

При отборе этюдов мы обратились к методике Н.Ф. Сорокиной «Играем  в кукольный театр», голосовые  развивающие игры – методика В. Емельянов «Развитие голоса координация и тренинг», Лазарев «Целебные звуки», А.С. Соболев «Речевые упражнения на уроках пения», Е. Макшанцева «Музыкально-речевых игр для дошкольного возраста».

Развитие интонационной  палитры голоса может быть эффективным только при условии использования разнообразного, художественного песенного, речевого материала.

Этюды, упражнения, игры должны активизировать ребенка в  речевой и песенной импровизации, направлять ее, побуждать  к творческому  использованию интонационного многообразия голоса.

Для реализации этих задач  необходимо научить ребенка, прослеживать взаимосвязь между  речевой и  музыкальной интонациями, т.е. осознавать сходство элементов (тембр, темп, сила голоса) и уметь переносить речевой  интонационный образ в музыкальный.

Исходя  из этого мы разработали систему соответствующих  песен, стихов, скороговорок, опираясь на методики В. Емельянова «Развития  голоса», Н.Ф. Сорокиной «Играем в  театр», А.С. Соболев «Речевые упражнения».

Произведения, вошедшие в песенный и речевой репертуар, содержат яркие образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту.

На основе песенно-речевого репертуара для развития интонационной  палитры голоса, были разработаны  занятия, которые состояли из специальных  составленных и подобранных упражнений, игр, этюдов.

Занятия проводились  со всеми детьми 2 раза в неделю по 30 минут. Каждое занятие состояло из трех частей: подготовительной, основной и закрепление.

Основная задача первой части занятия это «разогрев» и активизация голосового аппарата с помощью вокально-артикуляционных упражнений, и тем самым настроить детей к новому материалу.

Задача второй части занятия это дать новый материал, закрепить пройденный. Дети в этой  части усваивают представление о функциях голоса, приобретают умения пользоваться интонационной палитрой голоса.

Задача третьей  части  занятия – закрепление знаний через творческие игры.

Таким образом, параллельно  в нашей работе присутствует три  компонента необходимых для обогащения интонации голоса – «тренинг», обучение, творческие задания.

Процесс формирования и  развития у детей интонационной  палитры голоса сочетает в себе обучающие  и творческие моменты. При этом творчество является и итогом и своеобразным «методом» обучения, т.к. на всех этапах работы присутствовали творческие задания.

В начале детям предлагалось проиллюстрировать конкретную интонацию, например, изобразить грусть, веселье, радость, гнев и т.д.

Затем необходимо было создать  конкретный образ с различным  эмоциональным характером, например – таинственный и злобный волшебник, добрая маленькая мышка, радостная и вредная девочка и т.д.

И итогом было создание своей  истории, сказки, где ребенок придумывал сюжет, героев с определенным образом, характером и эмоциями.

На первом этапе эксперимента развития интонационной палитры голоса мы познакомили детей с вокально-артикуляционными упражнениями, с функциями интонации (характеристическая, эмоциональная, смысловая) и с элементами интонации (сила голоса, темп, тембр и др.).

В процессе обучения в  качестве основных использовали следующие методы:

- словесный (объяснение, беседа)

- наглядный (схемы,  картинки)

- практические (упражнения, воспроизводящие, тренировочные)

- репродуктивный (имитация)

- объяснительно-иллюстрированный

- эвристический (творческие  задания, игры).

Наряду с этим применяются  и другие методы, которые излагаются в дальнейшем в нашей методике: коммуникативные (анализ педагога вместе с анализом детей), познавательный (наблюдение, изучение схем), преобразовательный (упражнения).

Первая часть включает в себя обучение по развитию интонационной палитры голоса, которое проводилось по принципу усложнения или изменения.

В начале каждого занятия  проводились вокально-артикуляционные  упражнения, которые были направлены на правильное произношение слов, звуков, фраз.

А также звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой  форме, который подготавливает к  дальнейшим упражнениям.

Вокально-артикуляционные  упражнения мы начинаем с отдельных  гласных, а затем переходим к  слогам, в которых гласному звуку  предшествует звонкая согласная.

Вокально-артикуляционные  упражнения мы строим как в восходящем, так и в нисходящем звукоряде, в порядке диатонической или  хроматической гамме (см. приложение № 4)

Во второй части происходит знакомство детей с видами интонаций, т.е. дается представление о законченной интонации предложения и различных интонационных фигурах смысловых отрезков предложения. Здесь присутствовала цель, которая несла в себе необходимость натренированности детей в выполнении отдельных просодем интонаций: в модулировании голоса по силе (громко-тише-тихо), по высоте тона («толстый» голосом – «тоненьким» голосом), по тембру, выражающему чувства (радостно, печально, с досадой, с жалостью, нежно, гневно, торжественно и т.д.), навык менять темп речи (быстро, медленно).

Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, - метод имитации. Приемы реализации этого метода: а) дидактические, оригинальные игры; б) сюжетно-творческие игры.

Задания, упражнения развивают  представление о динамических оттенках как об интонационно-звуковом средстве выразительности речи в зависимости от содержания и задач высказывания (см. приложение №  4)

В работе по развитию представления  о темпе речи формировалось выразительное  слово, когда замедление или ускорение  произнесения отдельных частей высказывания используется говорящим в целях повышения значимости фразы. Основными упражнениями были рассказывание по картинкам в различном темпе – это первая попытка научить детей использовать темп как звуковое средство выразительности речевой интонации.

Еще одно основное упражнение по развитию представлений о темпе  речи – упражнения в произношении скороговорок, которые способствуют формированию отчетливой внятной речи. (см. приложение №  4)

С помощью этих упражнений, игр, которые формируют представления об характеристической и эмоциональной функциях интонации, дети обучаются работать по схемам, вести песенный диалог при этом ребенок выступает в роли отвечающего и задающего вопросы.

После дети усваивают  интонации законченности: повествовательную, вопросительную и т.д.

В заданиях на формирование представлений об смысловых интонациях тренируют навык выполнения незаконченных  интонаций смысловых отрезков распространенного  предложения. Всего их шесть: 1) интонация  перечисления; 2) интонация водности; 3) интонация обращения; 4) интонация обособления; 5) интонация противопоставления; 6) интонация предупреждения.

Параллельно идет формирование навыка паузирования текста. Дети приобретают  умение правильно членить фразу  на такты. Также присутствуют задания, цель которых дать представление о логическом ударении. Дети учатся слышать смысловые выделение слов, фраз (см. приложение №  4)

Предлагался поиск разных вариантов упражнений на формирование представлений о функциях интонации  и их показ.

Перед каждым упражнением, заданием присутствовало вступительное слово, чтобы дети лучше ориентировались в задании, умели анализировать показное, исправлять ошибки свои и сверстников. Словесный анализ упражнений, помогает детям осознано владеть интонационной палитрой голоса. Чтобы закрепить представление о функциях интонации детям предлагалось инсценирование песен. Здесь шла работа над развитием творческой инициативы детей. По существу инсценирования песен являются небольшими сюжетными играми, в которых последовательно эпизод за эпизодом раскрываются содержание (см. приложение №  4).

Итогом первого этапа  формирующего эксперимента, становиться  небольшой концерт для малышей. Это показ кукольного спектакля  «Три медведя» (см. приложение № 4). А  также «Осенний утренник», где были использованы инсциенирование песен.

Начатая работа по формированию представлений о функциях интонации  и ее элементах и по реализации их осознание в практической певческо-игровой  деятельности, будет вестись и  на последующих этапах наряду с решением новых задач.

На втором этапе, чтобы лучше организовать самостоятельную деятельность детей в процессе певческих импровизаций, с целью создания определенного образа и характера, мы обратились к методике Сорокиной, а именно использовали этюдный тренаж, который включает в себя работу актера над собой, над эмоциями.

Проводилось обучение на материале этюдов: этюды на выражение  основных эмоций, этюды на сопоставление  различных эмоций, этюды на воспроизведение  отдельных черт характера.

Этапы работы с этюдами:

  1. Знакомство с текстом, стихом.
  2. Обсудить какие образы, характеры присутствуют в тексте и какие интонации голоса, мы будем использовать.
  3. Заучивание текста уже с характерными образами и передовая им определенную интонацию голоса.
  4. Распределение ролей между детьми. Прежде чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других ролях, и таким образом ребенок сознательно определяет ту, которая ему ближе или хорошо получается.

Первая попытка исполнения этюдов, предоставлялась детям для  самостоятельного поиска в создание определенного образа и характера, через певческую деятельность.

Основные методы:

  • объяснительно-иллюстративный (образный показ и рассказ)
  • репродуктивный (имитация)
  • словесный (объяснение, беседа)
  • практический (этюды).

В исполнении этюдов оценивался эмоциональный показ в целом. Педагог отмечал удачные находки детей, даже самые незначительные и тактично корректировал ошибки вместе с детьми.

Задача, стоящая перед  детьми, - представить себя в определенном образе и найти для данного  образа нужную интонацию голоса, т.е. целиком воплотиться в соответствующий образ.

Рассмотрим работу с  этюдом «Про маленького мишку –  упрямого сынишку». (см. приложение № 5) Рассмотрев и проанализировав, вместе с детьми текст этого этюда  мы выясняем, что в этом этюде  присутствуют три персонажа: ведущий, медведица, медвежонок. Рассмотрим характер и образ каждого. Ведущий – он рассказывает, т.е. образ рассказчика, функция интонации – смысловая, т.е. повествовательная. Медведица – добрая, нежная мам, терпеливая и спокойная к своему упрямому медвежонку. Мишка – капризный, упрямый, непослушный. Сначала все дети пробовали себя в роли ведущего, потом медведицы и наконец мишки. Всем детям нравилось изображать мишку, потому что он в каждой реплике изменял настроение, то он «зарычит», то «заревел», то «завизжит» и засыпает. Одно из важных условий было, чтобы все реплики героев не проговаривались, а пелись.

В ходе работы над образом  мы отмечали наиболее интересные находки  детей, которые потом дети повторяли  перед «зрителями».

Чтобы закрепить навыки приобретенные в исполнении этюдов, мы составили несколько оригинальных игр и творческих заданий, направленных на самостоятельную деятельность детей, где дети сами придумывали текст, героев, сюжет. Пример: «Сказочное заклинание». Ребятам предлагалось вспомнить любой стишок и представить, что это – сказочное заклинание. Произнеси стишок на разные лады: то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как сестрица Аленушка, то пропищи тоненько, как мышка-норушка. Иначе говоря, использовать разные интонации голоса, используй обязательно песенную импровизацию. Детям нужно отметить для себя, от имени какого персонажа будет сказочное заклинание  звучало наиболее эффективно.

Информация о работе Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности