Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 03:56, дипломная работа
Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Выявить уровень овладения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.
Разработать поэтапную технологию, направленную на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
3) Определить педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей 7 года жизни в процессе певческой деятельности.
В экспериментальную группу вошли 10 детей 7 года жизни, с которыми проводились специально разработанные занятия по формированию интонационной палитры голоса. Групповые и индивидуальные занятия проводились в игровой форме, по принципу от простого к сложному. Разработанную нами систему работы можно условно разделить на три этапа.
Цель 1 этапа: Сформулировать представления у детей о функциях интонации (характеристическая, эмоциональная, смысловая) и ее элементах (тембр, темп, пауза, сила голоса) и реализовать их осознание в практической певческо-игровой деятельности.
Цель 2 этапа: Организовать самостоятельную деятельность детей в процессе певческих импровизаций с целью создания определенного образа и характера, которые предлагаются педагогом или выбираются самим ребенком.
Целью 3 этапа: Постановка детской музыкальной сказки «Дюймовочка» Н.Ф. Сорокиной, с элементами сочинения и творчества певческой импровизации с целью закрепления знаний, умений, навыков, полученных на I и II этапах.
Для каждого этапа
мы отобрали доступным детям 7 года
жизни вокально-
При отборе этюдов мы обратились к методике Н.Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр», голосовые развивающие игры – методика В. Емельянов «Развитие голоса координация и тренинг», Лазарев «Целебные звуки», А.С. Соболев «Речевые упражнения на уроках пения», Е. Макшанцева «Музыкально-речевых игр для дошкольного возраста».
Развитие интонационной палитры голоса может быть эффективным только при условии использования разнообразного, художественного песенного, речевого материала.
Этюды, упражнения, игры должны активизировать ребенка в речевой и песенной импровизации, направлять ее, побуждать к творческому использованию интонационного многообразия голоса.
Для реализации этих задач необходимо научить ребенка, прослеживать взаимосвязь между речевой и музыкальной интонациями, т.е. осознавать сходство элементов (тембр, темп, сила голоса) и уметь переносить речевой интонационный образ в музыкальный.
Исходя из этого мы
разработали систему
Произведения, вошедшие в песенный и речевой репертуар, содержат яркие образы, доступные детям по содержанию, близкие их жизненному опыту.
На основе песенно-речевого репертуара для развития интонационной палитры голоса, были разработаны занятия, которые состояли из специальных составленных и подобранных упражнений, игр, этюдов.
Занятия проводились со всеми детьми 2 раза в неделю по 30 минут. Каждое занятие состояло из трех частей: подготовительной, основной и закрепление.
Основная задача первой части занятия это «разогрев» и активизация голосового аппарата с помощью вокально-артикуляционных упражнений, и тем самым настроить детей к новому материалу.
Задача второй части занятия это дать новый материал, закрепить пройденный. Дети в этой части усваивают представление о функциях голоса, приобретают умения пользоваться интонационной палитрой голоса.
Задача третьей части занятия – закрепление знаний через творческие игры.
Таким образом, параллельно в нашей работе присутствует три компонента необходимых для обогащения интонации голоса – «тренинг», обучение, творческие задания.
Процесс формирования и развития у детей интонационной палитры голоса сочетает в себе обучающие и творческие моменты. При этом творчество является и итогом и своеобразным «методом» обучения, т.к. на всех этапах работы присутствовали творческие задания.
В начале детям предлагалось проиллюстрировать конкретную интонацию, например, изобразить грусть, веселье, радость, гнев и т.д.
Затем необходимо было создать конкретный образ с различным эмоциональным характером, например – таинственный и злобный волшебник, добрая маленькая мышка, радостная и вредная девочка и т.д.
И итогом было создание своей истории, сказки, где ребенок придумывал сюжет, героев с определенным образом, характером и эмоциями.
На первом этапе эксперимента развития интонационной палитры голоса мы познакомили детей с вокально-артикуляционными упражнениями, с функциями интонации (характеристическая, эмоциональная, смысловая) и с элементами интонации (сила голоса, темп, тембр и др.).
В процессе обучения в качестве основных использовали следующие методы:
- словесный (объяснение, беседа)
- наглядный (схемы, картинки)
- практические (упражнения,
воспроизводящие,
- репродуктивный (имитация)
- объяснительно-иллюстрированный
- эвристический (творческие задания, игры).
Наряду с этим применяются и другие методы, которые излагаются в дальнейшем в нашей методике: коммуникативные (анализ педагога вместе с анализом детей), познавательный (наблюдение, изучение схем), преобразовательный (упражнения).
Первая часть включает в себя обучение по развитию интонационной палитры голоса, которое проводилось по принципу усложнения или изменения.
В начале каждого занятия
проводились вокально-
А также звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме, который подготавливает к дальнейшим упражнениям.
Вокально-артикуляционные упражнения мы начинаем с отдельных гласных, а затем переходим к слогам, в которых гласному звуку предшествует звонкая согласная.
Вокально-артикуляционные упражнения мы строим как в восходящем, так и в нисходящем звукоряде, в порядке диатонической или хроматической гамме (см. приложение № 4)
Во второй части происходит знакомство детей с видами интонаций, т.е. дается представление о законченной интонации предложения и различных интонационных фигурах смысловых отрезков предложения. Здесь присутствовала цель, которая несла в себе необходимость натренированности детей в выполнении отдельных просодем интонаций: в модулировании голоса по силе (громко-тише-тихо), по высоте тона («толстый» голосом – «тоненьким» голосом), по тембру, выражающему чувства (радостно, печально, с досадой, с жалостью, нежно, гневно, торжественно и т.д.), навык менять темп речи (быстро, медленно).
Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, - метод имитации. Приемы реализации этого метода: а) дидактические, оригинальные игры; б) сюжетно-творческие игры.
Задания, упражнения развивают представление о динамических оттенках как об интонационно-звуковом средстве выразительности речи в зависимости от содержания и задач высказывания (см. приложение № 4)
В работе по развитию представления о темпе речи формировалось выразительное слово, когда замедление или ускорение произнесения отдельных частей высказывания используется говорящим в целях повышения значимости фразы. Основными упражнениями были рассказывание по картинкам в различном темпе – это первая попытка научить детей использовать темп как звуковое средство выразительности речевой интонации.
Еще одно основное упражнение по развитию представлений о темпе речи – упражнения в произношении скороговорок, которые способствуют формированию отчетливой внятной речи. (см. приложение № 4)
С помощью этих упражнений,
игр, которые формируют представлени
После дети усваивают интонации законченности: повествовательную, вопросительную и т.д.
В заданиях на формирование представлений об смысловых интонациях тренируют навык выполнения незаконченных интонаций смысловых отрезков распространенного предложения. Всего их шесть: 1) интонация перечисления; 2) интонация водности; 3) интонация обращения; 4) интонация обособления; 5) интонация противопоставления; 6) интонация предупреждения.
Параллельно идет формирование навыка паузирования текста. Дети приобретают умение правильно членить фразу на такты. Также присутствуют задания, цель которых дать представление о логическом ударении. Дети учатся слышать смысловые выделение слов, фраз (см. приложение № 4)
Предлагался поиск разных вариантов упражнений на формирование представлений о функциях интонации и их показ.
Перед каждым упражнением, заданием присутствовало вступительное слово, чтобы дети лучше ориентировались в задании, умели анализировать показное, исправлять ошибки свои и сверстников. Словесный анализ упражнений, помогает детям осознано владеть интонационной палитрой голоса. Чтобы закрепить представление о функциях интонации детям предлагалось инсценирование песен. Здесь шла работа над развитием творческой инициативы детей. По существу инсценирования песен являются небольшими сюжетными играми, в которых последовательно эпизод за эпизодом раскрываются содержание (см. приложение № 4).
Итогом первого этапа формирующего эксперимента, становиться небольшой концерт для малышей. Это показ кукольного спектакля «Три медведя» (см. приложение № 4). А также «Осенний утренник», где были использованы инсциенирование песен.
Начатая работа по формированию представлений о функциях интонации и ее элементах и по реализации их осознание в практической певческо-игровой деятельности, будет вестись и на последующих этапах наряду с решением новых задач.
На втором этапе, чтобы лучше организовать самостоятельную деятельность детей в процессе певческих импровизаций, с целью создания определенного образа и характера, мы обратились к методике Сорокиной, а именно использовали этюдный тренаж, который включает в себя работу актера над собой, над эмоциями.
Проводилось обучение на материале этюдов: этюды на выражение основных эмоций, этюды на сопоставление различных эмоций, этюды на воспроизведение отдельных черт характера.
Этапы работы с этюдами:
Первая попытка исполнения этюдов, предоставлялась детям для самостоятельного поиска в создание определенного образа и характера, через певческую деятельность.
Основные методы:
В исполнении этюдов оценивался эмоциональный показ в целом. Педагог отмечал удачные находки детей, даже самые незначительные и тактично корректировал ошибки вместе с детьми.
Задача, стоящая перед детьми, - представить себя в определенном образе и найти для данного образа нужную интонацию голоса, т.е. целиком воплотиться в соответствующий образ.
Рассмотрим работу с этюдом «Про маленького мишку – упрямого сынишку». (см. приложение № 5) Рассмотрев и проанализировав, вместе с детьми текст этого этюда мы выясняем, что в этом этюде присутствуют три персонажа: ведущий, медведица, медвежонок. Рассмотрим характер и образ каждого. Ведущий – он рассказывает, т.е. образ рассказчика, функция интонации – смысловая, т.е. повествовательная. Медведица – добрая, нежная мам, терпеливая и спокойная к своему упрямому медвежонку. Мишка – капризный, упрямый, непослушный. Сначала все дети пробовали себя в роли ведущего, потом медведицы и наконец мишки. Всем детям нравилось изображать мишку, потому что он в каждой реплике изменял настроение, то он «зарычит», то «заревел», то «завизжит» и засыпает. Одно из важных условий было, чтобы все реплики героев не проговаривались, а пелись.
В ходе работы над образом мы отмечали наиболее интересные находки детей, которые потом дети повторяли перед «зрителями».
Чтобы закрепить навыки приобретенные в исполнении этюдов, мы составили несколько оригинальных игр и творческих заданий, направленных на самостоятельную деятельность детей, где дети сами придумывали текст, героев, сюжет. Пример: «Сказочное заклинание». Ребятам предлагалось вспомнить любой стишок и представить, что это – сказочное заклинание. Произнеси стишок на разные лады: то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как сестрица Аленушка, то пропищи тоненько, как мышка-норушка. Иначе говоря, использовать разные интонации голоса, используй обязательно песенную импровизацию. Детям нужно отметить для себя, от имени какого персонажа будет сказочное заклинание звучало наиболее эффективно.