Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 03:56, дипломная работа

Описание

Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Выявить уровень овладения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.
Разработать поэтапную технологию, направленную на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Детский голосовой аппарат  по размеру меньше, чем у взрослых, и менее совершенен. Во время роста  ребенка его голосовой аппарат  так же непрерывно растет и изменяется, постепенно превращаясь в голосовой аппарат взрослого.

Согласно описанию касающихся физиологии детского голоса [24, 19], гортань  семилетнего ребенка на 1 см. короче, чем у взрослого (2,4 см. и 3,3 см.). Мышцы  полости рта и язык малоподвижен, недостаточно эластичен. Голосовые связки короче, чем у взрослых. Естественное звучание детского голоса – «головное», т.е. колеблются лишь края голосовых связок.

Дыхание у детей этого  возраста слабое, поверхностное, т.к. диафрагма  расположена выше, чем у взрослого, и ребра почти перпендикулярны к позвоночнику, поэтому глубокие вдохи детям недоступны.

В силу возрастных особенностей объём, тембр и сила голоса у детей  различны.

Малый размер голосовых  связок и недостаточная эластичность мышц гортани обуславливают малую  звучность голоса и небольшой его объём.

Недостаточная эластичность мышц гортани так же затрудняет процесс  правильного звукообразования. Малоподвижность  мышц полости рта и языка затрудняет процесс выработки правильной артикуляции  при пении (открывание рта, верное, четкое произношение слов, правильного формирования гласных).

Таким образом, голосовые  возможности детей 7 года жизни довольно ограничены, и примерно одинаковы  у всех детей.

В исследовании Д.Л. Аспелунда  упоминается, что даже у детей  различных национальностей голосовые проявления со стороны физиолого-акустической примерно одинаковы.

Однако в пределах любого возраста существуют индивидуальные особенности голоса. У детей 7 года жизни часто наблюдаются довольно резкие индивидуальные различия в диапазоне и характере звучания голоса («высокое» или «низкое» звукообразование). Установлено, что в массе голоса мальчиков звучат ниже, чем у девочек, и имеют несколько иной тембр. Есть наблюдения, показывающие, что уже в этом возрасте некоторые дети имеют в диапазоне альтовые звуки – соль, ля, си, малой октавы и вместе с тем есть отдельные дети, имеющие в диапазоне ре, си, фа, соль второй октавы.

Установлено, что отдельные  части голосового аппарата у детей  могут развиваться неравномерно – отставать или опережать  друг друга. Например, одна голосовая связка моет в течение некоторого времени расти быстрее другой. У некоторых детей быстрей, чем у других, растет гортань, у других – интенсивнее развивается артикуляционный аппарат, у третьих – быстрее развиваются органы дыхания и т.д.

Узнав физико-акустические стороны строения голосового аппарата у детей 7 года жизни и рассмотрев основные его разделы по теме данного  исследования, следует выявить уровень  овладения интонационной палитрой голоса у детей 7 года жизни.

 

 

Глава 2. Особенности развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.

2.1. Цель, задачи, содержание и методика  эксперимента.

 

 

Констатирующий эксперимент  проводился на базе Дошкольного образовательного учреждения №105 с художественно-эстетическим направлением в период сентябрь-октябрь 2002 года.

В эксперименте участвовали 10 детей седьмого года жизни, посещавшие театральный кружок «Сказка». Нами была разработана и применена  методика выявления уровня интонационной палитры голоса, опираясь на индивидуально-возрастные особенности детей.

Цель эксперимента. Выявить уровень владения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.

Задачи:

1. Выявить уровень  интуитивного владения интонационной  палитрой голоса:

а) – целостное; б) поэлементное.

2. Выявить уровень  представлений об интонационной  палитре голоса.

I. Диагностика по выявлению уровня владения интонационной палитрой голоса: а)  целостное; б) поэлементное.

1. Задания, цель которых выявить уровень интуитивного владения характеристической функцией интонации.

а) Прочитать стихотворение  «Наша Таня …», как заяц.

б) Прочитать любое стихотворение  как бабушка.

в) Спеть песню «Маленькая ёлочка»  как бармалей.

г) Спеть песню «Маленькая ёлочка»  как лиса.

2. Задания, цель которых выявить уровень интуитивного владения эмоциональной функцией интонации.

а) Прочитать стихотворение  «Мишка-косолапый», как человек, который  боится.

б) Прочитать стихотворение, как человек, который веселится.

в) Спеть песню, на выбор, как воображала.

г) Спеть песню, на выбор, с хитростью.

3. Задания, цель которых выявить уровень интуитивного владения смысловой функцией интонации.

а) «Ответ-вопрос» (педагог  поет вопрос, ребенок отвечает и  наоборот).

б) Спеть-рассказать песню  «Кузнечик».

 

Все эти задания были направлены на выявление уровня целостного владения интонационной палитрой голоса. Следующие задания будут направлены на выявление уровня поэлементного владения интонацией палитры голоса.

 

1. Задания, цель которых выявить уровень владения ритмическим слухом.

а) Прохлопать ритм (повторить  за педагогом).

б) Прохлопать ритм с мелодии.

2. Задания, цель которых выявить уровень умения определять темп голоса.

а) Спеть песню «Кузнечик»: 1 куплет в быстром темпе; 2 куплет в медленном темпе.

б) Звучит песня «Калинка-Малинка», определить, где поется быстро, а где медленно (куплет – медленно, припев - быстро).

3. Задания, цель которых выявить уровень умения определять тембр голоса.

а) Звучит ария Снегурочки из оперы «Снегурочка». Определить, в каком регистре исполняется ария (высокий).

б) Звучит песня Леля из оперы «Снегурочка». Определить, в  каком регистре исполняется песня (средний).

в) Звучит ария Руслана  из оперы «Руслан и Людмила». Определить, в каком регистре исполняется  песня (низкий).

4. Задания, цель которых выявить уровень умения определять акцентный строй голоса.

а) Звучит песня «Неприятность  эту мы переживем». Определить главные  слова в тексте.

5. Задания, цель которых выявить уровень умения определять звуковедение голоса.

а) Звучит песня «Живет повсюду красота». Определить, как звучит мелодия (плавно).

б) Звучит песня «Антошка». Определить, как звучит мелодия (отрывисто).

Характеристика  критериев уровней

Высокий уровень

Ребенок умеет пользоваться функциями голоса и её элементами. Ребенок спеть песню и прочитать стихотворение разными интонациями голоса, т.е. с легкостью исполняет песню, как бабушка, пират и т.д. Умеет передавать голосом настроение человека (веселье, боязнь, хитрость и т.д.). умеет передавать голосом вопрос, восклицание, повествование. С легкостью прохлопывает ритм мелодии, определяет темп голоса и может исполнить песню в быстром и медленном темпе, определяет низкий, высокий и средний тембр голоса, умеет выделять главные слова в тексте, распознает звуковедение в голосе, т.е. звучит отрывисто или плавно.

Средний уровень

Ребенок поет песню или  читает стихотворение, используя практически  все элементы интонации. С легкость исполняет песню как заяц и  лиса, но затрудняется в исполнении как бармалей, бабушка. Умеет передавать голосом лишь простые настроения человека (веселье, боязнь), затрудняется в исполнении сложных черт характера (хитрость, воображательство). Владеет повествовательной и вопросительной интонацией. Хорошо прохлопывает ритм мелодии, определяет темп, звуковедение, тембр, выделять главные слова, но затрудняется в их исполнении.

Низкий уровень

Ребенок поет песню или  читает стихотворение, используя лишь простые интонации. Неуверенно исполняет  песню как заяц, лиса, и не может  исполнить песню как бармалей. Не может передавать настроение человека в песне, в стихотворении. Владеет только лишь повествовательной интонацией голоса. Затрудняется в определении и исполнении темпа, ритма, тембра, звуковедении голоса, не выделяет главные слова в тексте (результаты диагностики смотрите в приложении №1, таблица №1).

 

II. Диагностика по выявлению уровня представлений об интонационной палитре голоса.

По выявлению представлений  была составлена мини-беседа.

  1. – Можешь ли ты узнать, кто говорит в соседней комнате, если ты не видишь их? Как? (у мужчин – низкий тембр голоса, у женщин – высокий, голос каждого отличается от голосов других людей своей собственной, особой окраской).
  2. – Скажи, почему «Осень» поется медленно? А песня «Волка» из сказки «Семеро козлят» - быстро? (грусть, горе, тяжелые переживания замедляют темп речи; радость, гнев, страх убыстряют темп речи).
  3. – Скажи, в каких случаях ты будешь говорить тихим голосом? (чтобы никто не услышал, пожалеть, предупредить, от доброты, нежности), а громким голосом? (веселое настроение, гнев, страх, где много людей).
  4. – Зачем надо выделять голосом слова? (чтобы лучше тебя поняли).

- А как мы выделяем  голосом слова?

(замедляем темп речи, изменяем громкость голоса, делаем  паузы, произносим по слогам  слова).

Характеристика  критериев уровней.

Высокий уровень

Ребенок имеет представление о тембре речи, что у мужчин низкий, у женщин высокий тембр голоса. Знает, что горе и тоска произносятся в медленном темпе, а радость и гнев – в быстром. Умеет определить, где надо использовать силу голоса, знает, зачем выделяют слова в тексте, и как надо выделять голосом главные слова.

Средний уровень

Ребенок имеет представление  о темпе, тембре и силе голоса, но не знает, зачем надо говорить тихим  голосом или убыстрять и замедлять  речь. Знает, зачем выделяют голосом  главные слова, но не знает, как надо их выделять.

Низкий уровень

Ребенок не имеет представления  о темпе, тембре и силе голоса. Не знает, зачем выделяют голосом главные  слова в тексте и как надо их выделять.

(Результаты диагностики  смотрите в приложении №1, таблица  №2).

 

Вывод.

По итогам данной диагностики, результаты которой отображены в  общей таблице №3 (см. приложение №1), можно сделать вывод, что в  исследуемой группе обладает средний  уровень 100%, это предполагает, что  дети в исполнении песен, стихов, используя  практически все элементы интонации, с легкостью изображают голосом различные образы (заяц, лиса, бабушка, бармалей). Умеют передавать голосом только простые настроения человека (веселье, боязнь). Владеют повествовательной и вопросительной интонацией, хорошо прохлопывают ритм мелодии, определяют темп, тембр, звуковедение голоса, выделяют главные слова, но затрудняются в их значении.

Анализируя выполнение заданий по выявлению уровня целостного интуитивного владения интонационной  палитрой голоса из данных таблицы  №1 мы видим, что 10% - дети с высоким уровнем, 90% - со средним уровнем, 0% - дети с низким уровнем.

Анализируя выполнение заданий по выявлению уровня интуитивного владения элементов интонации мы видим из таблицы №1, что 40% - дети с высоким уровнем, 60% - дети с средним уровнем и 0% - дети с низким уровнем.

И подводя итог по результатам  таблицы №2 (см. приложение №1), можно  сделать вывод, что преобладает  низкий уровень представлений об интонационной палитре голоса – 50%, и 50% - средний уровень. Дети не имеют  представления о темпе, тембре и силе голоса. Не знают, зачем выделять голосом главные слова в тексте и как надо их выделять.

Таким образом, констатируем, что дети умеют исполнять голосом  простые элементы и функции интонации, но параллельно с этим не знакомы с понятиями тишина, тембр, звуковедение голоса, т.е. с элементами интонации, а так же с её функциями (характеристическая, эмоциональная, смысловая), точнее говоря, с многообразием интонации.

Исходя из результатов  констатирующего эксперимента была составлена поэтапная технология, которая направлена на развитие интонационной палитры голоса.

 

Глава 3. Педагогические условия развития интонационной  палитры голоса у детей 7 года жизни  в процессе певческой деятельности

3.1. Цель, задачи и этапы формирующего  эксперимента

 

 

Цель: Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей 7 года жизни в процессе певческой деятельности.

Задачи:

1) Разработать содержание  занятий по развитию интонационной  палитры голоса у детей 7 года  жизни в процессе певческой деятельности.

2) Разработать поэтапную  технологию развития интонационной  палитры голоса у детей 7 года  жизни в процессе певческой  деятельности, которая включает  в себя описание процесса достижения  планируемого результата обучения.

Информация о работе Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности