- Педагогическое условие доступного содержания занятий возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- Педагогическое условие поэтапной технологии развития интонационной палитры голоса детей;
- Педагогическое условие позиции ребенка как активного субъекта деятельности.
К первой группе педагогических
условий развития интонационной
палитры голоса детей относится
репертуар, который включает в себя:
вокально-артикуляционные упражнения, голосовые развивающие игры,
инсценирование песен, этюды на выражение
основных эмоций, этюды на сопоставление
различных эмоций, этюды на воспроизведение
различных черт характера, импровизация
песен. Мы стремились к тому, чтобы игры,
этюды, упражнения, направленные на развитие
функций интонации и ее элементов были
яркими, эмоционально-насыщенными, разнообразными,
разнохарактерными, способствовали развитию
у детей воображения, выразительности
исполнения, а также расширения круга
понимаемых ими различных интонаций. Содержание
занятий театрализованного кружка «Сказка»
включал в себя индивидуальные и фронтальные
занятия, мини-спектакли для малышей, показ
музыкальной сказки «Дюймовочка». Мы стремились
к тому, чтобы репертуар был высокохудожественным
и разноплановым, а именно стихотворения
детских писателей (В. Заходер, С. Маршак
и т.д.), песни советских композиторов (Г.А.
Струве, Е. Тиличеева, А. Филиппенко),
Следующим педагогическим условием организации
процесса развития интонационной палитры
голоса у детей является разработанная
нами технология, раскрывающая процесс
достижения планируемых результатов,
условно разделена на 3 этапа. Методика
строится на том, что в процессе проведения
творческих, развивающих игр, упражнений,
этюдов дети проживают эмоциональное
состояние, знакомятся с опытом сверстников,
а также синтезом интонации речи и интонации
музыки.
В ходе работы использовались методические
приемы: образный показ, объяснение, беседа,
имитация, сравнение и анализ, исполнение
по схемам и картинкам, творческие задание,
инсценировки песен, песенная импровизация.
Исследование подтвердило, что
при условии позиции ребенка
как активного субъекта деятельности
у детей проявляется навык
использования многообразия интонации
голоса.
Необходимо отметить, что существует
перспектива дальнейшей разработки проблемы
развития интонационной палитры голоса
у детей в процессе певческой деятельности
с детьми средней и старшей группа в дошкольном
учреждении.
Список литературы
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, Ч.2. «Интонация», Музгиз, 1947 г.
- Асафьев Б.В. Звук мир музыки, Музгиз, 1950 г.
- Незайскин, Речевая интонация. Музгиз, 1962.
- Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсон, Л., Музгиз, 1960, с. 278.
- Кремлев Ю. Интонационная предметная многоставность музыкального образа. Сб. «Избранные статьи и выступления», Изд. «Советский композитор», 1959, с. 277.
- Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыков у детей, «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании», Изд. 2.Л., 1973.
- Зильберквит М. Мир музыки. М., 1988
- Кленов А. Там музыка живет. М., 1994.
- Стоковский Л. Музыка для всех. М., 1959
- Столович Л.Н. Искусство и игра, М., 1988
- Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей под ред. В.А. Балагурова. М.; Изд. АПН РСФСР, 1953
- Садовников В. Орфоэпия пения. М., Музгиз, 1958
- Афанесов Р.И. Русское литературное произношение. М., Учпедиз, 1950
- Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации пении дошкольников. М., Изд. АПН РСФСР, 1960
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Серия «Мир медицины». – СПб.: Изд. «Лань», 2000
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
- Доманге Гармоничное развитие ребенка. – М. , 1996
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Пособие для логопедов и родителей. – М., 1982
- Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1979
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1981
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М.: АРКТИ, 1999
- Макшанцева Е. «Скорушко». Сб. муз.-речевых игр для дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2000
- Юдин Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Азбука муз.-творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997
- Станиславский К.С. Собрание сочинений, т.3. М., «Искусство», 1955
- Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л., «Музыка», 1965
- Леонтьев А.Н., Гипенрейтер Ю.Б. Анализ системного строения восприятия. Сообщение VIII. Влияние родного языка на формирование слуха. Доклады АПН РСФСР, 1959
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1973
- Ильина В.И. К вопросу о изучении речи. «Вопросы психологии», 1965
- Реформацкий А.А. Речь и музыка в пении. Сб. «Вопросы культуры речи», Выпуск 1. М., Изд. АН СССР, 1955
- Златоустова Л.В. Певческая форманта в ритмизированной и неритмизированной речи. Доклад на семинаре «Акустические среды» 28 сентября 1967
- Лазарев Г. Программа «Здравствуй», Целебные звуки, издательство «Владос», 1996
- Зимина А.Н. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4-7 лет, М., 2001
Приложения