Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 03:56, дипломная работа

Описание

Цель. Поиск эффективных педагогических условий развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Выявить уровень овладения интонационной палитрой голоса у детей седьмого года жизни.
Разработать поэтапную технологию, направленную на развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.
Обосновать педагогические условия развития интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

После предлагалось задание  «Сказка с хорошим концом». Здесь  предлагалось придумать сказку, где только что сочиненная ребенком песня – заклинание и будет обладать волшебством. Разные сказочные персонажи, роли которые исполнил ребенок, будут домогаться тайны этого заклинания. Тайну знает только сам ребенок, а заключена она в сочиненной песенке ребенка. Герои сказки будут декламировать свои импровизированные песенки, то грозным и таинственным, то писклявым и жалобным голосами. Но настоящее волшебное заклинание прозвучит именно в исполнении ребенка, и злые силы тут же рассеются. Спой так, чтобы победить злые силы! (см. приложение № 5)

В ходе всех заданий мы побуждали детей не только повторять  показанное другими детьми, но и  самостоятельно придумывать новые  варианты исполнения того или иного  образа. Следует отметить, сначала  детьми все тексты проговаривались, а после предлагалось сочинить песню на данный текст. Чтобы выполнить задание ребенок сначала, исходя из речевого образа должен подобрать средства музыкальной выразительности (регистр, темп, тип звуковедения, ритм, динамику), т.е. перенести элементы речевой интонации в пение. Например, у мишки голос низкий – низкий регистр, настроение грустное – медленный темп в музыке, он идет по тропинке – ритм спокойный, нет скачков, тип звуковедения легатто.

На этой основе дети учились  импровизировать песни. Первые попытки проводились с показом педагога, а потом как самостоятельные пробы. С помощью этого приема, ребенок полностью раскрепощается и ощущает себя композитором, который может придумать любой характер, образ для любого текста. Детьми придумывалось несколько образов на одни и тот же текст и они  исполнялись в соответствующей для каждого образа интонацией голоса. Ребенок сам оценивал свое исполнение и выбирал, что лучше получилось.

Педагог помогает лишь тем, что только аккомпанирует звучащие песни, исполняемые ребенком.

Песенная импровизация включает в себя несколько видов:

  • импровизация звукоподражаний
  • импровизация слова
  • импровизация фраз
  • «вопрос-ответ»
  • сочинение сказок

Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли различить, - задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию.

При импровизации звукоподражаний  создавалась игровая ситуация, которая  будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует) А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песню». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица – хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.

Творчество рождается  из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.

Музыкальные вопросы  и ответы могут сначала исполняться  по образцам («Что ты хочешь, кошечка?» - «Молочка немножечко»), а затем  в более свободной форме. Дети поют ответы на вопросы, заданные педагогом, например: «Как тебя зовут?» - «Танюша» - «Какое платье у тебя?» - «Красное в цветочек» и т.д.

Самое главное заинтересовать к творчеству без принуждения, после  дети сами сочиняют диалоги.

Когда дается задание  придумать мелодию на определенный текст, то лучше начать с самого простого. Например, на слова «баю-бай» спеть грустную интонацию, на слоги «тру-ту-ту» - веселье, радость, на «ля-ля» - шутливость.

Задания на песенные импровизации можно подбирать по принципу контрастных  сопоставлений (веселье-печаль, два  разных по характеру образа и т.д.). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение. Постепенно это подготавливает детей к сочинению сказочных сюжетов, музыкальных сказок.

Работа над творческими заданиями и песнями – импровизациями проводились в индивидуальной форме, чтобы с большей уверенностью проявлял в творческой и самостоятельной деятельности в процессе певческих импровизаций с целью создания определенного образа и характера, который придумывает сам.

Позднее подобные импровизации вводились в спектакль в качестве творческих фрагментов, передающих определенное эмоциональное состояние.

Итогом этого этапа  стали мини спектакли: «Про маленького мишку – упрямого сынишку» и «Орехи»  для маленького зрителя.

Таким образом развитие интонационной палитры голоса в  процессе певческой деятельности прошла путь от простого звука к образному, характерному эмоциональному песенно-речевому общению.

Все это подготовило  основу для перехода третьему этапу формирующего эксперимента. Вся работа, которая проводилась на первом и втором этапе плавно «перелилась» в постановку музыкальной сказки «Дюймовочка» Н.Ф. Сорокиной (см. приложение №5), где нами были доработаны монологи, диалоги между героями сказки. Постановка сказки включало в себя три раздела подготовки.

Целью первого раздела является знакомство со сказкой «Дюймовочка» и распределение ролей.

Целью второго раздела создать условия для работы над индивидуальными номерами и организовать творческую деятельность детей в процессе певческих импровизаций с целью созданию создания определенного того или иного образа героя сказки и его характер.

Целью третьего раздела это показ целостной музыкальной сказки «Дюймовочка».

В первом разделе, в процессе знакомства со сказкой и выбор  героев, использовались следующие методы:

  • словесный (беседа, объяснение)
  • репродуктивный (имитация)
  • объяснительно-иллюстративный (образный рассказ, образец исполнения)
  • коммуникативные (анализ педагога вместе с детьми)

В беседе о героях этой сказки ребята с легкостью давали характеристику тому или иному образу сказки. Сначала детям предлагалось изобразить Дюймовочку, Мышку, Крота, Жука и т.д., одним лишь звуком, затем одним словом и наконец фразой, стихом, песней.

Затем ребятам предстояло выбрать, кто из сверстников подходит к роли Дюймовочки, Крота, Мыши и  т.д. и дать объяснения, почему они  так думают.

В словесном анализе  происходит закрепление представлений о функциях интонации. Дети самостоятельно придумывали новые варианты интонаций и их сочетания для создания характерного образа для того или иного персонажа сказки.

После когда роли были распределены, каждый ребенок работал  только со своим героем и создавал лишь ему характерный образ.

Этой работе посвятились 2 занятия. Весь разработанный материал в этом разделе послужил хорошим  фундаментом для дальнейшей работы во втором разделе. Здесь был дан акцент на индивидуальные номера и диалоги между героями сказки. Детьми придумывались песенно-речевые  фразы, подбирались наиболее подходящие интонации голоса в индивидуальных песнях героев.

Основная форма занятия  в этом разделе – индивидуальная. Задача, стоящая перед детьми, - это  представить себя в определенном образе и найти для него как можно больше разнохарактерных интонаций голоса, через сочинения и творчества в певческой деятельности.

Работа над отдельными номерами и определенными образами длилась один месяц.

Таким образом, мы подошли  к развернутому сочинению и исполнению интонационной палитры голоса, в процессе певческой деятельности, на основе этого была построена работа в третьем разделе.

Цель которого был  показ музыкальной сказки «Дюймовочка». Здесь была в основном коллективная работа, которая была направлена на соединение эпизодов в единый сюжет. Задача, которая ставилась перед детьми, заключалась в том, чтобы сохранить наработанный образ в период показа всей сказки. В сказке всего 14 действующих лиц, 9 диалогов,               5 сольных песен и одна общая песня, помимо песенных импровизаций, присутствует и танцевальное творчество.

В работе над соединением  эпизодов всей сказки, дети проявляли  самостоятельную активность в песенно-речевом  общении, ребята удивляли нас оригинальностью  придуманных ими образов с помощью интонационной палитры голоса в процессе певческой деятельности.

 

3.3. Сравнительный  анализ констатирующего и контрольного  эксперимента.

 

 

Итогом проведенного исследования стал контрольный эксперимент, который был проведен в апрель-май 2003 года.

Цель: Выявить степень различия уровня владения интонационной палитрой голоса у детей 7 года жизни, на констатирующем и в контрольном экспериментах.

Задачи:

  1. Выявить уровень интуитивного владения интонационной палитры голоса: а) целостное; б) поэлементное.
  2. Выявить уровень представлений об интонационной палитры голоса.
  3. Сравнить полученные результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Контрольный эксперимент  проводился по аналогии с констатирующим экспериментом.

Проводилась диагностика по выявлению целостного интуитивного владения интонационной палитры голоса, т.е. характеристической, эмоциональной и смысловой функцией интонации.. Также выявлялся  уровень по поэлементного владения интонационной палитры голоса (тембра, темпа, звуковедения и т.д.). Исследовался уровень представлений об интонационной палитры голоса.

По итогам данной диагностики, результаты которого отражены в общей  таблице № 6 (см. приложение № 2), можно  сделать вывод, что в исследуемой  группе преобладает высокий уровень – 80 %, это предполагает, что дети достаточно овладели функциями интонации (характеристической, эмоциональной, смысловой). Дети имеют представления об элементах интонации (темп, тембр, сила, звуковедение слова) и знают, как использовать многообразие интонации голосом.

Если сравнивать данные показатели с результатами диагностики  констатирующего эксперимента 0 % дети имели высокий уровень, средний  уровень – 100 % и низкий уровень  – 0 %.

Анализируя  выполнения каждого из данных таблиц № 1, 2 (см. Приложение № 2), мы видим, что в сравнении с констатирующим экспериментом результаты контрольного эксперимента повысились по целостному владения интонационной палитры голоса – высокий уровень на 80 %, средний уровень составлял 90%, а на контрольном эксперименте – 10%.

По элементному владению интонационной палитрой голоса данные повысились – высокий уровень  на 50 %, средний уровень составлял  в начале года 60 %, в конце года – 10 %.

По выявлению представлений  интонационной палитры голоса показатели высокого уровня повысились на 50 %, в начале года низкий уровень составил 50 %, то в конце года показатели показали – 0 %, средний уровень составил – 50 %. (см. приложение № 3, диаграммы № 1, 2)

По итогам диагностики, результаты которые отражены в таблице  № 6, можно сделать вывод, что в исследуемой группе преобладает высокий уровень. Уровень предполагает, что дети умеют пользоваться функциями интонации и ее элементы, петь песню и читать стихотворение различными интонациями голоса, т.е. с легкостью исполняют песни с разнохарактерными образами (заяц, бармалей, бабушка и т.д.). Умеют передавать голосом настроение человека (веселье, гнев, боязнь и т.д.), передавать вопросительную, повествовательную, восклицательную интонацию. Умеют дать понятие об элементах интонации, и степень правильного их использования.

Средний уровень предполагает, что дети используют практически все элементы интонации. С легкостью исполняют тексты, только простые разнохарактерные образы (заяц, лиса), умеют передавать голосом простые настроения человека (весело, грустно). Дети умеют представления об элементах интонации, но затрудняются в их применении.

 

Заключение

 

 

Анализ психолого-педагогической и методической литературы в ходе исследования показал, что проблема развития интонационной палитры  голоса детей на сегодняшний день изучена достаточно глубоко, и ряд педагогов и психологов особую роль в развитии интонации отводят воздействию на личность искусства, а именно на восприятие музыки.

В настоящее время  ведущими идеями реализации проблемы развития интонационной палитры голоса у детей в процессе певческой деятельности является:

  • Идея формирования представлений о функциях интонации (характеристическая, эмоциональная, смысловая) и ее элементах (темп, тембр, звуковедение, сила голоса).
  • Идея оптимального сочетания в одном процессе обучающих и творческих моментов.
  • Идея взаимодействия ребенка и взрослого в процессе развития интонационной палитры голоса, основанная на принципах субъект-субъектного отношения.

В итоге исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что создав необходимые педагогические условия, можно повысить уровень развитости интонационной палитры голоса у детей 7 года жизни в процессе певческой деятельности.

В результате проведенной  работы выделились три группы педагогических условий, способствующих развитию интонационной палитры голоса у детей 7 года жизни в процессе певческой деятельности:

Информация о работе Развитие интонационной палитры голоса у детей седьмого года жизни в процессе певческой деятельности